Цель урока
- Образовательная - закрепить знания по теме "Имя прилагательное";
- Развивающая - развитие навыков использования дополнительного материала для получения информации;
- Воспитательная - формирование ценностного отношения к прошлому своего народа.
Задачи урока
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя прилагательное";
- способствовать развитию критического мышления;
- прививать любовь к Родине, эстетический вкус;
- развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- осознание значимости в речи имен прилагательных;
- актуализация мыслительной и творческой деятельности;
- Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции к алгоритму.
Познавательные УУД:
- развивать умение извлекать информацию из текста;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- обобщать и квалифицировать по признакам;
- представлять информацию в виде синквейна.
Регулятивные УУД:
- отработка умения анализировать с целью выделения общих признаков, систематизировать и структурировать знания;
- сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД:
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение работать в парах.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Форма урока: урок-экскурсия
Ход урока
1. Организационный момент
Запись числа, определение темы урока
Учитель Ребята, мы закончили изучать тему "Имя прилагательное". Сколько нового узнали об этой важной и нужной части речи.
Какое назначение этой части речи? (ответы учеников)
Учитель Прилагательное - это чудо, которое делает нашу речь яркой, образной. Прочитайте, пожалуйста, сочинения- миниатюры.
Запись эпиграфа
"Россия всюду, что ты с ней не делай,
В сердцах людей раскинулась она..." А.Дементьев
Учитель Так выразил свое отношение поэт к своей Родине.
Ребята, а что такое Родина в вашем понимании? (ответы учеников)
Сегодня, ребята, мы совершим виртуальную экскурсию по родному городу.
Но прежде чем отправиться предоставлю слово лингвисту, который познакомит нас с лексическим значением и написанием новых слов.
2. Словарная работа
Лингвист-ученик Экскурсия (от лат. - excursio "вылазка") - коллективное посещение чего-либо, музея, достопримечательного места с научно-образовательной или увеселительной целью.
Ландшафт (от нем. - landschaft "пейзаж") - рельеф земной поверхности, общий вид и характер местности.
Историк-ученик Волоколамск - один из древнейших городов Московской области. Впервые он был упомянут в 1135 году в летописи. Эту дату и принято считать моментом основания Волоколамска. Сам город берет свое начало на берегу речки Городенки, которая впадает в реку Ламу. Из-за хорошего географического положения в ту пору он являлся важнейшим торговым путем. Через него пролегал Волго-Шошинский водный путь от Балтики и верховьев Волги в земли ростово-суздальские и рязанские. Небольшие суда и грузы переволакивались по Ламе (отсюда и название города).
Учитель А к чему прилагается эта часть с чем чаще всего сочетается? (ответы). Какой это тип связи? (ответы учащихся)
3. Работа по синтаксису
Из последних двух предложений выберите словосочетания данного типа связи. Хорошее положение, географическое положение, важнейшим путем, торговым путем, в ту пору, Волго-Шошинский путь, водный путь, ростово-суздальские земли, рязанские земли, небольшие суда, небольшие грузы.
Учитель Здесь бывали великие князья и совсем простые люди. Сюда, в Воскресенский, Никольский и Рождественские храмы спешили со своими горестями и радостями, находили здесь духовное утешение... Я часто думаю, что здесь оно - сердце родного города, здесь на Городском валу!
О чем бы мог поведать древний вал,
Прошедшее вобравши по крупицам?
О чем кричат вдруг колокольни птицы?
Кто их к колоколам приколдовал?
С каким благоговейным трепетом всегда ступали на эту землю, как берегли и защищали ее! С надеждой всегда смотрела на мой город и столица.
Учитель Нынешнее место для города выбрано великим князем Ярославом Мудрым. Им были заложены Церковь Воскресения и два монастыря - Ильин и Воздвижения. Видел город-кремль и междоусобные битвы князей, и нашествия полчищ князя Батыя, и жестокие осады польских интервентов. Но все выдержал мой город, восстанавливаясь из руин и разрухи. И когда я прихожу на городской вал, то слышу отзвуки событий тех далеких дней.
Краевед-ученик Издалека с подъездных дорог виден Воскресенский собор, господствующий над окружающей застройкой, сооружен он в 1482 -1494 г.г. удельным князем Борисом Васильевичем Волоцким в формах московского зодчества 15 века, отмечены некоторые элементы зодчества тверских мастеров каменных дел: одноглавый четырехстолпный храм крестово-купольного типа, высокий белокаменный подклет. Первоначально его окружала высокая открытая галерея-гульбище. Фасады разделены и украшены порталами с "дыньками" и сноповидными капителями.
4. Работа по орфографии
Учитель Теперь нас ждет работа по орфографии? И первое, что мы должны вспомнить - это правописание сложных имен прилагательных.
одноглавый четырехстолпный храм; крестово-купольного типа; белокаменный подклет; со сноповидными капителями; галерея-гульбище
Варваринский монастырь или Церковь Покрова
Учитель Словно трепетно-нежный и лучезарный цветок, появившийся на пригорке посреди спокойного ландшафта, возвышается Церковь Покрова Святой Богородицы. Здесь прославляют безгрешно-чистую красоту истины, гармонию и миролюбивых людей.
Второе орфографическое правило - не с именами прилагательными.
5. Работа с текстом
Эта небольшая церковь, кажется почти скульптурным сооружением, вовсе не каменным и как будто невесомым. Неискренний и невежественный человек никогда не почувствует необычайной атмосферы этого удивительного места.
Учитель Еще одно святое место в Волоколамске - Храм Рождества Пресвятой Богородицы, он расположен на возвышении, именуемом Возмище, при въезде в Волоколамск с востока. Для скольких поколений святыня эта служила и служит местом покаяния, надежды, утешения, духовной радости... Ведь история храма уходит своими корнями в глубокое прошлое.
Искусствовед - ученик Основан он в начале12 века князем Мстиславом Новгородским как монастырь в память святителя Кирилла Чудотворца. А в 1537 году в честь Рождества Пресвятой Богородицы первоклассные зодчие создают наш храм. Одно из имен - знаменитый мастер Повелика Тверитин. А один из иконописцев Феодор Тирон, похоронен на территории монастыря. Из глубины веков строго и вопрошающе смотрят на нас лики святых. Лики, пронизанные неземным чистым светом...
Мы видели Волоколамский кремль с городской площади, пришло время заглянуть в него, сегодня здесь находится краеведческий музей и картинная галерея. Остановимся на слове картинная, как оно образовано? (ответы)
В краеведческом музее были представлены очень интересные предметы отечественного быта: шерстяные домашней работы покрывало, глиняная и серебряная посуда, хозяйственный инвентарь, расшитая полотняная одежда, старинные монеты, каменные орудия труда, лошадиная упряжь, кожаная обувь и много всего другого .
6. Работа по морфологии
Учитель Мой Волоколамск! Плывет над древним Волоком колокольный звон... Утешает, радует, зовет... В дождливое тихое утро по всему городу слышится! Золотыми свечечками стоят на возвышении храмы... Мой старинный город, скольких исторических событий ты был свидетелем и участником!
Определите разряды прилагательных по значению.
Какой разряд прилагательных отсутствует в тексте? (ответы) Приведите примеры притяжательных прилагательных. (ответы)
Какие еще можно использовать прилагательные, чтобы описать любимый город? Город (родной, старый, молодой, красивый) улицы (широкие, желтые) дома (высокие, низкие) Все названные прилагательные являются качественными имеют степени сравнения двух форм. Заполните, пожалуйста, лист с заданием.
7. Домашнее задание
Найди лишнее словечко!
- благо(родный), древне(русский), северо(западный)
- сине(зелёный), научно(фантастический), победо(носный)
- (не)мелкий, а глубокий; (не)уклюжий; (не)высокий
- (не)высокий, а низкий; (не)далёкий, а близкий; (не)культурный
Журавли(н,нн)ый клин в дали тума(н,нн)ой
Исчезает на исходе дня,
И совсем негаданно, нежданно
Отзвучали песни соловья.Инеем серебря(н,нн)ым покрыта
По утрам подмёрзшая земля.
Деревя(н,нн)ый домик позабытый
Смотрит в опустевшие поля.
8. Рефлексия.
Что дал вам сегодняшний урок?
Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме "Имя прилагательное"?
Учитель Составление синквейна
Волоколамск
Родной, красивый
Бороться, жить, процветать
Волоколамск - святой родник.
Любить!
По музыку учащиеся составляют синквейны, сдают работы.
Учитель выставляет оценки
Приложение 1
Искусствовед - ученик Основан он в начале12 века князем Мстиславом Новгородским как монастырь в память святителя Кирилла Чудотворца. А в 1537 году в честь Рождества Пресвятой Богородицы первоклассные зодчие создают наш храм. Одно из имен - знаменитый мастер Повелика Тверитин. А один из иконописцев Феодор Тирон, похоронен на территории монастыря. Из глубины веков строго и вопрошающе смотрят на нас лики святых. Лики, пронизанные неземным чистым светом...
Историк-ученик Волоколамск - один из древнейших городов Московской области. Впервые он был упомянут в 1135 году в летописи. Эту дату и принято считать моментом основания Волоколамска. Сам город берет свое начало на берегу речки Городенки которая впадает в реку Ламу. Из-за хорошего географического положения в ту пору он являлся важнейшим торговым путем. Через него пролегал Волго-Шошинский водный путь от Балтики и верховьев Волги в земли ростово-суздальские и рязанские. Небольшие суда и грузы переволакивались по Ламе (отсюда и название города).
Лингвист-ученик Экскурсия ( от лат. - excursio "вылазка") - коллективное посещение чего-либо, музея, достопримечательного места с научно-образовательной или увеселительной целью.
Ландшафт (от нем. - landschaft "пейзаж") - рельеф земной поверхности, общий вид и характер местности.
Краевед-ученик Издалека с подъездных дорог виден Воскресенский собор, господствующий над окружающей застройкой, сооружен он в 1482 -1494 г.г. удельным князем Борисом Васильевичем Волоцким в формах московского зодчества 15 века, отмечены некоторые элементы зодчества тверских мастеров каменных дел: одноглавый четырехстолпный храм крестово-купольного типа, высокий белокаменный подклет. Первоначально его окружала высокая открытая галерея-гульбище. Фасады разделены и украшены порталами с "дыньками" и сноповидными капителями.
ФИО________________________________
Домашнее задание
Найди лишнее словечко!
- благо(родный), древне(русский), северо(западный)
- сине(зелёный), научно(фантастический), победо(носный)
- (не)мелкий, а глубокий; (не)уклюжий; (не)высокий
- (не)высокий, а низкий; (не)далёкий, а близкий; (не)культурный
Выбери н или нн!
Журавли(н,нн)ый клин в дали тума(н,нн)ой
Исчезает на исходе дня,
И совсем негаданно, нежданно
Отзвучали песни соловья.Инеем серебря(н,нн)ым покрыта
По утрам подмёрзшая земля.
Деревя(н,нн)ый домик позабытый
Смотрит в опустевшие поля.
ФИО__________________________________
Домашнее задание
Найди лишнее словечко!
- благо(родный), древне(русский), северо(западный)
- сине(зелёный), научно(фантастический), победо(носный)
- (не)мелкий, а глубокий; (не)уклюжий; (не)высокий
- (не)высокий, а низкий; (не)далёкий, а близкий; (не)культурный
Выбери н или нн!
Журавли(н,нн)ый клин в дали тума(н,нн)ой
Исчезает на исходе дня,
И совсем негаданно, нежданно
Отзвучали песни соловья.Инеем серебря(н,нн)ым покрыта
По утрам подмёрзшая земля.
Деревя(н,нн)ый домик позабытый
Смотрит в опустевшие поля.