Цель: создание условий для саморазвития, самоутверждения в процессе совместной деятельности подростков.
Задачи:
- формировать у обучающихся навыков межличностной коммуникации;
- формировать способности к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным особенностям;
- способствовать повышению мотивации успешности подростков;
- способствовать осознанию учащимися необходимости целеполагания с учетом своих потребностей и мотивов;
- научить пошаговому способу достижения цели.
Приветствие.
Цель: эмоциональный настрой на работу и принятие друг друга.
- Добрый день, уважаемые ребята! Я очень рада видеть вас.
- Предлагаю поприветствовать друг друга новым для нас способом: вначале поприветствуем друг друга при помощи похлопывания указательными пальцами друг о друга, а теперь похлопаем друг другу четырьмя пальцами, а теперь похлопаем при помощи ладошек.
- Тема нашего занятия зашифрована в кроссворде.
Интерактивное задание “Разгадай кроссворд”.
На сегодняшней встрече, мы обсудим, что такое успех, как он достигается, какие качества для этого необходимы, какие препятствиями могут встретиться на этом пути. У вас будет возможность задуматься над личным опытом успешности, проанализировать свои действия и вывести собственную формулу успеха.
Правила встречи:
- Чтобы занятие было продуктивным нам необходимо определить правила встречи.
Слушаем внимательно задания.
- Каждый из нас имеет возможность высказаться.
- Один говорит, другие слушают.
- Правило поднятой руки.
- Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
- Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
Упражнение “Говорящий микрофон”
- Прежде чем мы приступим к выведению Формулы успеха, давайте с вами определим, что такое “успех” в вашем понимании? Какого человека можно назвать успешным?
“Для меня успех – это...
Быть успешным – значит ...”
Работа с понятием “успех”, “успешный человек”.
- Интересно, какую трактовку данным понятия дают разные авторы. Библиотекари к нашей встрече сделали подборку книг, где мы можем найти характеристику понятий “успех”, “успешный человек”. Ваша задача в течение пяти минут найти данные понятия в разных источниках, познакомиться с ним и озвучить всем присутствующим.
Воспитанники работают с данными понятиями, после чего озвучивают окружающим полученные результаты.
- Вы в своей жизни встречали успешных людей? Назовите из личного опыта примеры успешных людей и вид деятельности, в которой они данного успеха добились.
Высказывания детей из собственного опыта.
- Ребята, а я бы хотела привести пример об успешности людей, которые имеют ограниченные возможности здоровья. Несмотря на то, что они инвалиды, они благодаря большой силы воли, огромному желанию добиться успеха в определённой деятельности стали успешными. Послушайте...
Мэри Верди - девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, судьи были удивлены. Мэри создала группу "Танцующие колеса".
“...Я научилась не просто существовать, но и творить свою жизнь. Через танец мы показываем, что человеческие возможности безграничны. Если захотеть можно достигнуть всего”.
Наталья Януто
. Можно позавидовать её стойкости и воле. Она родилась и живёт в посёлке Белозёрском Московской области. После несчастного случая девочка, прикованная к постели, сжала кулаки и стала биться за своё право быть счастливой. Сначала увлеклась бисероплетением, а спустя несколько лет на Чемпионате Европы дважды поднялась на самую высокую ступеньку пьедестала по армспорту. Она плакала от бессилия, болей, равнодушия окружающих. Но жизненные трудности лишь закалили её характер. Она завоёвывала золотые, серебряные, бронзовые медали в упорной борьбе. И перед чемпионатом Европы она твёрдо решила: не уступлю. Днём и ночью она качала бицепсы, доставая гирю из под своей подушки. Наташа соревновалась с титулованными спортсменами, но сумела всем доказать, что если есть желание и упорство, то можно добиться всего. Она победила. Две золотые медали, два хрустальных кубка, два диплома и звание Чемпионки Европы по армспорту.- Психологи утверждают, что успешный человек успешен в любом деле. Что же объединяет успешных людей?
- Как правило, дело не только в таланте и врожденных способностях.
Их отличают:
- активность: они ценят активный образ жизни, с удовольствием проявляют инициативу;
- креативность: они рассматривают проблемные ситуации как интересные задачи для решения и не боятся их;
- ответственность: готовы брать ответственность за свои поступки и решения на себя;
- уверенность: верят в свои силы и стремятся проявить свои возможности в полной мере;
- коммуникабельность: умеют грамотно дать обратную связь, поддержать, попросить о помощи.
- Успех он не приходит сам. Многие путают два понятия успех и удача, в чём разница?
- Удача и успех – достаточно разные вещи. Удача – это не ваша заслуга, как не ваша заслуга выигрыш в лотерею. Удача “сваливается” на вас просто потому, что вам повезло. Послушайте анекдот про бедного еврея.
Жил-был бедный еврей, с утра до вечера сидел он на коврике, клал поклоны и молил Господа, чтобы тот сделал его богатым. Но шли годы, коврик уже почти истерся, а денег все нет и нет. Тогда вскричал он в сердцах: – Господи, ну почему? Я выполнял все твои заповеди, соблюдал посты и пятницы, почему не наградишь меня за мою верность тебе? Господи, ну почему? И раздался голос с небес: - Абрам, ну встань со своего коврика и пойди, купи хотя бы лотерейный билет!
- Успех приходит к тем, кто его заработал. Вы знали, что хотели; вы сделали то, что нужно для этого; вы получили то, к чему стремились: это ваш успех, и он всегда с вами. Удачливым быть приятно, успешным быть престижно и надежно.
- Не бывает такого, чтобы успех проявился сам по себе. Он обязательно появляется в результате какой-либо деятельности.
- Всем известно, что один из главных шагов к жизненному успеху – правильная постановка цели. Давайте мы с вами вспомним, что же такое цель?
- Цель – это осознанный образ предвосхищаемого
результата. Многие люди терпят неудачи в
жизни, т.к. не имеют хорошо продуманных целей.
Попробуем обозначить для себя основную цель
вашей жизни хотя бы на небольшой промежуток
времени, скажем, на 5 лет. Но здесь нам необходимо
помнить, что цели нужно ставить реальные, те,
которые мы можем осуществить.
- Итак, цель мы определили. Теперь нужно определить ресурсы (качества человека, возможности, которые поспособствуют реализации цели).
- Давайте подробнее определим, какими же качествами должен обладать успешный человек?
Интерактивное упражнение “Исключи лишнее”
В таблице предложен перечень качеств человека. Ваша задача из предложенных исключить те качества, которые мешают стать успешным.
Обсуждение.
Перечень качеств |
||
озабоченность материальным успехом | наличие собственных убеждений | нежелание перемен окружающими |
чувство товарищества | дух соперничества | интеллектуальная развитость |
уравновешенность | организованность | независимость |
любознательность | чувство юмора | честолюбие |
порядочность | эмоциональность | послушание |
способность к творчеству | храбрость | предприимчивость |
честность | профессионализм | открытость |
вера в себя и свои силы | ответственность | неуверенность в себе |
способность адаптироваться | настойчивость | искренность |
преждевременное разочарование | воспитанность | реальные возможности (возраст, состояние здоровья) |
недостаток поддержки | зависть | доброта |
лицемерие | равнодушие |
- Отлично! Мы исключили качества личности, которые препятствуют человеку быть успешным. И на слайде у нас остались качества, характеризующие успешного в жизни человека.
Таким образом, мы рассмотрели качества успешного человека, отметили черты, которые способствуют продвижению человека к успеху и черты, которые могут препятствовать этому. А теперь нам необходимо определить, а являемся ли мы сами обладателями этих качеств. Нам предстоит оценить свои достоинства и недостатки.
Упражнение “Вперёд, к успеху!”
- Ваша задача: подумать и написать на листочках те качества, которые вам присуще и которые могут помешать вам добиться успеха, своей мечты. И сейчас у вас есть такая возможность обменять вот эти мешающие качества на те, которые вам будут необходимы на пути к Успеху, они представлены в таблице.
Обсуждение, учащиеся меняют отрицательные качества на положительные, при этом сопровождая всё комментарием, объяснением.
- Но только иметь цель, обладать хорошими качествами недостаточно, для того чтобы достичь ее и получить желаемый результат необходимо правильно подобрать средства, продумать действия.
- Все ли средства хороши для достижения цели?
Какие нравственные ценности выбрать, на какие
опереться в жизни.
Ведь от ценностных ориентаций также зависит
направленность жизни человека, его
взаимоотношения с людьми. Ребята, предлагаю
вам посоветоваться и выбрать те, на которых
должна строиться ваша жизнь.
Из предложенных ценностей выберите те, которым необходимо следовать на пути к успеху.
Работа с ценностями. После чего, учащиеся называют выбранные ценности, комментируют свои ответы.
Классификация нравственных ценностей:
- ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;
- ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;
- ценности высшей сферы духовной жизни: самовыражение, самореализация, чуткость, способность сопереживать, сострадание, великодушие, милосердие; любовь к ближнему, кротость, смирение, вера и т. д.
- Мне очень понравился ваш выбор. Мне хотелось
бы отметить, что человек постоянно, ежесекундно
находится в состоянии выбора. И этот выбор бывает
более или менее сложен, значим для человека, но
зачастую человеку приходится выбирать между
добром и злом. Поэтому мне хочется вам напомнить,
что для достижения благородной, доброй цели,
подойдут не любые средства, а только благородные,
добрые, иначе исказится результат – он тоже
станет недобрым и неблагородным.
Не забывайте о своих отношениях с близкими
людьми. Цените и уважайте друг друга, относитесь
к другим так, как вы хотели, чтобы относились к
вам. Человек, у которого нет счастья в личной
жизни, вряд ли сможет стать успешным. Семья
должна быть тем местом, в котором можно черпать
энергию для активной деятельности на работе.
Поэтому обустройство личной жизни нельзя
оставлять на потом.
Подведение итога:
- Вот мы с вами и подошли к формуле успеха, она состоит из трех простых слов:
УСПЕХ = цель+ресурсы +действия+результат
УСПЕХ:
- Нужно четко представлять то, что хочешь. Это - цель.
- Нужно знать, что есть для того, чтобы добиться цели. Это – ресурсы.
- Нужно незамедлительно начинать действовать. Это - действия.
- Вы получите то, что хотели. Это - результат.
- И в заключение нашей встречи, я бы хотела рассказать вам одну притчу.
- Один мудрец взял большой сосуд и заполнил его доверху большими осколками камней. И спросил: “Полный ли сосуд?”. “Конечно полный”, – ответили его ученики. Тогда он взял мелкую гальку и насыпал сверху на камни и слегка потряс. Галька провалилась в пространство между камнями. После этого он взял мешок с песком и высыпал в сосуд. Несомненно, песок тоже просочился в щели, которые еще остались между камнями и галькой. Если мы сначала насыпаем в сосуд песок, места для камней и гальки уже не останется. Тогда наша жизнь будет состоять только из повседневной суеты, а вот самого важного (успеха) мы не достигнем. Камни — важные цели в нашей жизни, галька — качества человека, необходимые для реализации целей, песок — повседневность. Повседневность— область социальной реальности, целостный социокультурный жизненный мир, предстающий “естественным”, самоочевидным условием жизни человека.
- Давайте наполним сосуд по образцу мудреца.
Практическая работа.
Простраивание ближайшего жизненного пути.
- Ребята, у каждого из вас есть мечта, к которой вы стремитесь. А так же у вас есть секретная формула успеха. Ваша задача: выстроить поэтапно свой путь к своей мечте.
Индивидуальная работа учащихся. Учащиеся намечают путь в своей мечте и представляют его присутствующим.
Итак, мы с вами поняли, что успех не приходит просто так, что его достигают, и многое в нашей жизни зависит от нас самих. Тот ресурс, который в нас заложен, поможет нам добиться своих целей. Но я сейчас раздам вам на память буклеты, где даны несколько ключей успеха, которые помогут вам в жизни.
Заключение.
- Цените время! Берегите время! Помните, что "тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь, тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь" (Алан Лэкейн).
- Находите время для РАБОТЫ - это условие успеха.
- Находите время для РАЗМЫШЛЕНИЙ - это источник силы.
- Находите время для ИГРЫ - это секрет молодости.
- Находите время для ЧТЕНИЯ - это основа знаний.
- Находите время для ДРУЖБЫ - это условие счастья.
- Находите время для МЕЧТЫ - это путь к звездам.
- Находите время для ЛЮБВИ - это истинная радость жизни.
- Находите время для Веселья - это муза души.