Цели занятия:
- Образовательная: сформировать у учеников общее представление о базах данных, дать классификацию баз данных, рассмотреть на примере MS ACCESS.
- Развивающая: способствовать развитию аналитических способностей, умения составлять таблицу, вводить данные, рассчитывать значения.
- Воспитательная: воспитывать терпение, аккуратность, умение самостоятельно работать.
Вид занятия: учебный практикум
Тип урока: комбинированный
Метод проведения: словесный, наглядный, ПК.
Квалификационные требования:
- иметь представление: о базе данных, СУБД, классификации баз данных, возможности СУБД.
- знать: как создать базу данных, как задать имена полям, какие типы данных используются в БД.
- уметь: БД заданной структуры с помощью “Конструктора”
Обеспечение занятия:
- раздаточный материал: карточки с заданиями
- оборудование: проектор для мультимедийной презентации, мел.
Структура занятия:
- Организационный момент (2 мин.)
- Мотивация учебной деятельности (2 мин.)
- Изложение нового материала (10-12 мин.)
- Выполнение практического задания(20-25 мин.)
- Подведение итогов занятия (2-3 мин.)
- Сообщение домашнего задания (1 мин.)
Ход занятия
1. Организационный момент. (2 мин.)
Преподаватель приветствует учеников, проверяет присутствие в классе. Ученики готовятся к работе.
2. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)
Одно из главных назначений компьютера - это хранение и обработка данных. Для хранения данных используются компьютерные базы данных, а для их обработки применяются специальные программы- системы управления базами данных.
СУБД Microsoft Access объединяет сведения из разных источников в одной реляционной базе данных. В Access предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а также для управления ими при работе с большими объемами информации. [1]
1. Понятие БД и СУБД
2. Классификация БД
3. Возможности СУБД
3. Изложение нового материала. (10-12 мин)
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Деятельность преподавателя | Деятельность учеников |
Лекция с элементами беседы | 1. Понятие БД и СУБД. База данных (БД) – это совокупность организованных и взаимосвязанных данных о конкретных объектах реального мира в какой - либо предметной области. Под предметной областью принято понимать часть реального мира, подлежащего изучению для организации управления и автоматизации. Системой управления базами данных (СУБД) называют программную систему, предназначенную для создания на ЭВМ общей базы данных, используемой для решения множества задач. СУБД служа для поддержания БД в актуальном состоянии и обеспечения эффективного доступа пользователей к содержащимся в ней данным.[2] |
Ученики слушают преподавателя, ведут конспект. |
Демонстрация мультимедийной презентации, выделяет ключевые моменты, даёт их под запись студентам. | 2. Классификация БД По технологии обработки данных БД подразделяются на:
Централизованная база данных хранится в памяти одного компьютера. Если этот компьютер подключен к локальной вычислительной сети, возможен распределенный доступ к такой базе данных. Распределенная база данных состоит из нескольких, возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных ЭВМ вычислительной сети. Работа с такой базой осуществляется с помощью системы управления распределенной базой данных (СУРБД). По способу доступа к данным базы данных разделяются на: Базы данных с локальным доступом (обрабатываются только на одном компьютере); Базы данных с удаленным (сетевым) доступом, т.е. базы данных, которые могут обрабатываться по сети. 3. Возможности СУБД Microsoft Access позволяет:
Совокупность команд, предоставляемых в распоряжение пользователя, в Microsoft Access может быть разбита на следующие типовые группы:
|
ученики записывают ключевые понятия с помощью мультимедийной презентации. |
4. Выполнение практического задания (20 - 25 мин.)
- Создайте базу данных “ЗАКАЗЫ ТОВАРОВ” для этого:
- Откройте MS ACCESS, выберите: “Новая БД”, команду “Создать”, установите маршрут D:\KLASS.***\<папка со своей фамилией>\<имя файла “ЗАКАЗЫ ТОВАРОВ”>
- Выберите объект “ТАБЛИЦЫ” и выберите пиктограмму “СОЗДАНИЕ В РЕЖИМЕ КОНСТРУКТОРА” или кнопку “Конструктор”.
- Введите структуру для первой таблицы БД “Заказчики” и задайте следующие поля:
Имя поля | Тип данного | Свойства | Описание |
Код заказчика | Числовой | Размер – Целое (Обязательное поле -- “ДА”; Совпадения допускаются –“НЕТ”) | Ключевое поле |
ФамилияИмяОтчество | Текстовый | Размер - 20 | Введите фамилию |
Дата рождения | Дата/время | Краткий формат даты | |
Адрес | Текстовый | Размер - 10 | Введите город |
Телефон | Текстовый | Маска ввода: 99-99-99 |
Перейдите в режим Таблицы:
- пункт меню “Вид” ---------“ Таблица”,
- или первая кнопка на Панели инструментов (аналогично, Вид--------Таблица).
Имя таблицы “Заказчики”.
Ключ не создавать
Введите следующие записи (при вводе используйте “Буфер обмена”)
Код заказчика | Фамилия Имя Отчество | Дата рождения | Адрес | Телефон |
202 | Иванов В.А. | 26.09.76 | Волгоград | 75-26-89 |
204 | Сидоров П.Р. | 20.05.77 | Москва | 76-02-48 |
306 | Захаров К.Н, | 02.03.78 | Киев | 23-78-50 |
324 | Морозов В.С. | 06.06.56 | Волгоград | 36-85-80 |
476 | Петров С.К. | 21.04.69 | Волжский | 68-23-40 |
598 | Иванов М.С. | 24.03.70 | Воронеж | 71-22-32 |
101 | Морозов Н.А. | 26.03.79 | Москва | 65-78-69 |
Создайте вторую таблицу “Товары” (см. пункт 2), со следующими полями:
Имя поля | Тип данного | Свойства |
Код товара | Числовой | Размер – Целое (Обязательное поле -- “ДА”; Совпадения допускаются –“НЕТ”) |
Товар | Текстовый | Размер - 25 |
Цена | Денежный | Денежный |
Вес | Числовой | Целое |
Введите в таблицу данные
Код товара | Товар | Цена (руб.) | Вес (г) |
42 | Зефир в шоколаде | 52,4 | 1000 |
62 | Чай “Беседа” | 13,4 | 250 |
57 | Торт “Наполеон” | 62,7 | 500 |
72 | Пряники шоколадные | 13,4 | 250 |
81 | Печенье “Лимонное” | 23,7 | 1000 |
21 | Вафли “Птичье молоко” | 32,6 | 1000 |
92 | Пряники ванильные | 28,5 | 1000 |
83 | Печенье “Крекер” | 16,7 | 500 |
14 | Конфеты “Ночка” | 51,3 | 500 |
84 | Печенье “Ночка” | 32,7 | 1000 |
66 | Чай “Бодрость” | 13,6 | 250 |
58 | Торт “Птичье молоко” | 56,7 | 800 |
Задайте для таблицы “Заказчики” ключевое поле “Код заказчика”:
Откройте таблицу в режиме “Конструктор”
Установите мышиный курсор в первой строке (первое поле “Код заказчика” - ключевое)
В меню “Правка” выберите строку “Ключевое поле” или пиктограмму в виде ключа на панели инструментов
Закройте таблицу и сохраните изменения.[4]
5. Подведение итогов занятия (2-3 мин.)
6. Сообщение домашнего задания (1 мин.)
П.11.1-11.3. стр.379-393 Учебник для 10-11 классов. Угринович Н.Д. “Информатика и информационные технологии”.
Литература.
1. Гончаров А.Ю. “Access 2003.Самоучитель с примерами”.- М.:КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. -272с.
2. Кузин Д.В., Демин В.М. “Разработка баз данных в системе Microsoft Access”. Учебник. – М. : ФОРУМ : ИНФРА – М, 2005.-224с.
3. М. В. Филиппов, “Информатика. Краткий курс”, учебное пособие. Московский университет потребительской кооперации, Волгоградский филиал, Волгоград, 2001
4. Сиротина Т.В.Информатика: Сборник заданий для проведения практических занятий. –2-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Изд-во ВКБ, 2004.
5. Угринович Н.Д. “Информатика и информационные технологии”. Учебник для 10-11 классов./Н.Д. Угринович М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.-512 с.