Цели и задачи урока:
- Повторить ранее изученные основы цветоведения.
- Дальнейшее знакомство с основами цветоведения.
- Отработка навыков смешивания цветов и работы кистью.
- Объяснить обучающимся новые понятия «колорит», «контрастность цвета», «дополнительный цвет».
- Научить определять в художественных произведениях колорит, а также как художник использует в своих работах контрастные цвета для осуществления идейно-художественного замысла.
- Развитие наблюдательности у обучающихся за окружающим миром.
- Воспитание любви и интереса к предмету.
Вид урока: рисование по памяти и представлению.
Тип урока – комбинированный.
Форма организации коллективной деятельности: совместно – индивидуальное.
Оборудование:
- Для учителя:
- Презентация со слайдами таблиц по цветоведению, иллюстрациями картин художников: М. Врубель «Царевна-Лебедь», И.Левитан «Золотая осень», «На севере», Федотов «Завтрак аристократа», В.Васнецов «Три богатыря» и другие;
- Карточки-тесты по цветоведению;
- Музыкальные произведения: А.Скрябин «Цветная симфония» или Р.Корсаков «Цветные ноты».
- Для обучающихся:
- Альбом, краски, банки с водой, тряпочки, палитра, клей, ножницы.
Межпредметные связи: музыка, литература, природоведение, технология.
План урока:
- Организационная часть урока
- Вступительная беседа учителя с фронтальным опросом учащихся, где проверяются знания предыдущего урока
- Объяснение нового материала
- Выполнение обучающего упражнения
- Выполнение основного задания
- Подведение итогов урока
- Анализ работ учащихся
- Выводы. Домашнее задание: Поиск примеров из жизненных наблюдений на контрастность цвета
ХОД УРОКА
1. Организация класса
Проверка готовности к уроку, а также
организации рабочего места учеников.
Напомнить детям некоторые правила техники
безопасности, а также правила работы с кистями и
красками.
2. Вступительная беседа
– На прошлом уроке мы познакомились с цветами,
которые есть в наших наборах красок. Мы узнали с
вами, что среди всех цветов есть самые главные –
три «волшебных» цвета.
– Какие это цвета? (Красный, желтый, синий)
– А почему они так называются? (Потому что,
смешиваясь друг с другом, они образуют новые
цвета)
– Как называются эти цвета по-другому? (Составные
или производные)
– Далее работаем с цветовым кругом, где
повторяем, какой дополнительный цвет получаем
при смешивании основных цветов (Оранжевый,
фиолетовый, зеленый).
– Все эти цвета (красный, оранжевый, зеленый,
голубой, синий, фиолетовый), мы можем наблюдать в
радуге, или когда в стеклянной призме
преломляется луч солнца. Они располагаются
именно в этой последовательности. Чтобы лучше
запомнить порядок надо повторять считалочку:
«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»
(первая буква в слове означает цвет).
– На прошлом уроке мы узнали, что цвета бывают
теплыми и холодными. Какие цвета мы называем
теплыми? (Красный, оранжевый, желтый,
коричневый и др. имеющие частички этих цветов).
– Они ассоциируются? (Солнце, тепло, огонь).
– Какие цвета называются холодными? (Синий,
голубой, сине-зеленые, сине-фиолетовые).
– С чем они ассоциируются? (Со снегом, льдом,
водой, лунным светом).
– Когда на картинках художников мы видим,
преобладают теплые или холодные цвета, то
говорим, что картина выполнена в теплом или
холодном колорите.
«Колорит» – гармоничное сочетание, взаимосвязь,
тональное объединение различных цветов в
картине.
Колорит раскрывает нам красочное богатство мира.
Он помогает художнику передать настроение
картины. Он может быть спокойным, радостным,
тревожным, грустным и др. теплым и холодным,
светлым и темным.
3. Анализ картин художников в теплом и холодном колорите
Проводятся примеры музыкальных произведений, где композиторы переложили цвет на музыку.
– Какие ассоциации вызывают у вас эти музыкальные фрагменты?
4. Объяснение нового материала
– Сегодня мы с вами познакомимся с другими свойствами цвета. Если мы проведем в цветовом круге линию (диаметр) через середину желтого цвета, напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет. Таким образом, легко определить пары цветов, которые условно называются дополнительными. У красного дополнительным будет зеленый цвет и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета. Но не всякий красный цвет будет хорошо сочетаться с любым зеленым. Может быть много оттенков красного, зеленого, синего, оранжевого, желтого, фиолетового и др. цветов. Если, например, красный будет близок к синему, то и дополнительным от такого красного будет желто-зеленый. (Работаем с цветовым кругом).
– Выпишем в словарики художественных терминов
слова: «Контрастные цвета», «колорит».
– Теперь рассмотрите иллюстрации с картин
художников и попробуйте определить, где и как
художники использовали контрастные цвета.
– Для чего им это было нужно?
– Чего они хотели добиться этим в своих картинах?
(Можно проанализировать вместе с детьми, задавая
им наводящие вопросы).
5. Выполнение обучающего упражнения
– Давайте и мы попробуем создать свою картину, где будем применять контрасты цветов, но сначала выполним упражнения (упражнения могут быть разными на усмотрение учителя), например:
- Смешение основных цветов для получения составных
- Смешение цветов с добавление белил и черного цвета для получения оттенков цветов
- Смешение двух красок составных цветов с преобладанием одного из них
- Составление различных оттенков одного цвета (теплых и холодных)
- Чередование полос (вертикальных и горизонтальных), составленных из теплых и холодных контрастных цветов
- Другое
После упражнения необходимо перейти к основному заданию. Это лучше сделать в форме игры «Создаем цветочную поляну».
6. Выполнение основного задания. Самостоятельная работа учащихся
Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе натуры. Цветы выполнять без предварительного рисунка карандашом. Цветок в раскрытом состоянии. Обратить внимание детей на созвучие слов «Цветы и цвета», на схожесть названий некоторых цветов и цветовых оттенков «Роза и розовый», Сирень – сиреневый», «Василек – васильковый», и т.д.
– Можете ли вы еще привести примеры?
Можно использовать литературные образы,
например:
Ромашка
Рыжие макушки
Белые рубашки
По лесной опушке
Разбрелись ромашкиФиалка
У фиалки нежный аромат
И над лесом может быть от этого
Нежный фиолетовый закат,
Ароматный воздух фиолетовыйБукет
Убежала Таня за цветами,
Свой букет она подарит маме.
Вот ромашка с золотым сердечком,
У нее высокий стебелек,
Рядом с нею синий, будто речка,
Солнышком нагретый василек.
Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчется с гвоздикой полевой.
Всех цветов не сосчитать в букете
Жарко в поле,
Солнце ярко светитЗ.Александрова
Задание можно усложнить. За 10-15 мин. до конца
урока изображение цветов вырезать и приклеить на
общем листе формата А3 или А2, фон зеленый (цветная
или грунтовая бумага). Нарисовать (развернутых)
бабочек, обращая внимание не на симметрию, а на
яркость узора. Вырезать и приклеить.
Целесообразно показать ученикам схемы,
отражающие основные принципы составления
коллективных композиций. Дети выполняют задание
индивидуально, могут до конца урока не
догадываться об участии в коллективной работе.
Коллективная композиция, выставленная
учителем в конце урока на доске, становится для
них приятной неожиданностью. Такой работой можно
украсить интерьер школы и дети будут рады и
горды, что причастны к этому.
7. Подведение итогов урока
При подведении итогов подчеркнуть, как дети смогли передать красоту цветов, используя три основных цвета, как проявили наблюдательность и графические навыки.
8. Анализ работ учащихся
Анализируя выполненную детьми коллективную композицию, учитель отмечает разнообразие оттенков и цветов, которые получаются от смешивания одних и тех же красок, обратить внимание детей на красоту большой совместной работы – композиции, которая украсит школу. Еще раз задать детям вопросы:
– Какие цвета называются дополнительными
(контрастными)?
– Попросить их назвать конкретные контрастные
сочетания
– С каким свойством цвета мы познакомились?
9. Домашнее задание
Понаблюдать в жизни красоту цветовых оттенков и запомнить, где можно увидеть смешение трех основных цветов (листья, овощи, фрукты и т.д.), и цветовые контрасты в природе в разное время года.