Урок итогового повторения курса 7-го класса «Путешествие по Забайкалью»

Разделы: Физика


Цель урока:

  • повторить, обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по курсу изученного, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;
  • продолжить развитие умения работать с физическими приборами;
  • развивать мышление учащихся в ходе решения задач и обсуждения опытов, творческую активность, познавательный интерес, развивать коммуникативные способности;
  • расширить кругозор учащихся.

Организация урока: строится как мысленное путешествие по Забайкальскому краю, во время которого, после постановки проблемы, учащиеся отвечают на вопросы,решают задачи, выполняют практическую работу.

Оформление: выставка литературы для дополнительного чтения, карта Забайкальского края.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, камень.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке я приглашаю вас в путешествие. Для этого проверим свою физическую подготовку и определим места, через которые будет проходить наш маршрут, т.е. повторим материал, изученный в 7 классе. А чтобы узнать наш маршрут, нам необходимо разгадать кроссворд (в выделенном столбце читаем слово).

1.Одна из наук о природе.

2.Единица давления

3. Физическая величина, когда сила вызывает перемещение тела.

4.Единица массы.

5.Ученый, который впервые указал на существование выталкивающей силы.

6.Наименьшая частица вещества.

7.Прибор для измерения атмосферного давления.

8.Физическая величина, определяемая отношением массы тела к его объему.

9.Единица силы.

10.Воздушная оболочка Земли.

Читаем слово: Забайкалье (слайд1).

Итак, мы отправляемся в путешествие по Забайкалью(слайд2).

Учитель: Подготовка к походу.

Выполняем по вариантам задание №1.

Сколько времени мы бы затратили на путешествие с севера на юг –I вариант, с запада на восток – II вариант, если бы шли равномерно без остановок пешком? Средняя скорость пешехода равна 5км/ч. Расстояние С-Юравно 1000км, расстояние З-В равно 800км.

Отправляемся в путь.

I “привал” делаем в столице края – г.Чита.

В центре города 8 мая 1975 года в 30-летнюю годовщину со дня Победы,

Был открыт Мемориал “Боевая и трудовая слава забайкальцев”. Скульптуры выполнены из меди (выколотка). Их высота 4,5метра. Масса памятника приблизительно 50тонн.

Задание №2.

Ответьте на вопрос: что называется весом тела?

Найдите вес памятника. Изобразите графически вес памятника.

Учитель: На территории Забайкальского края протекает более 40 тысяч водостоков. Наиболее крупные (более 500 км.длины) в Восточном Забайкалье является 14 рек, из них только 5 расположены полностью на территории края – Газимур, Ингода, Калар, Нерча и Шилка.

Задание №3.

Найдите протяженность реки, если время путешествия на плотах вниз по реке от истока до устья занимает 16,2 суток, а скорость течения реки 0,4м/с.

Учитель: Продолжаем путешествие.

Мы у Харанорской ГРЭС. Мощность одного блока 215 тысяч Квт.

Задание №4.

1). Выразите мощность станции в единицах СИ.

2). Общая длина линии электропередач края около 9000 км. Выразите длину в СИ.

Учитель: И снова в путь. Теперь мы идем на юг по красивейшим местам среди леса и приближаемся к пещере в Кыринском районе (Мангутская). Она образовалась в известняках. К входу в пещеру мы пройдем по “тропинке”, которую составим из отгаданных букв. Все вместе они образуют еще одно название этой пещеры.

Задание №5.

Ищем “камешки” для “тропинки”.

1. Название измерительного цилиндра Первая буква
2. Частица, которая входит в состав молекулы Первая буква
3. Сопротивление движению тела Четвертая буква
4. Единица измерения температуры Первая буква
5. Из первого слова Пятая буква
6. Расстояние, пройденное телом Третья буква

Учитель: Мы побродили по пещерам. Но нам снова пора в путь. На этот раз он приведет нас к озеру – самому крупному в нашем крае – Ничатка. Его глубина достигает 117метров. Расположено на севере края в межгорной котловине в отрогах хребта КодарS=50,5м2. На Крайнем Севере региона в Лонгдорском массиве (в верховьях реки Джилинда) обнаружено небольшое по площади горное озеро Сымыт, глубина которого 132 метра.

Еще один привал и получите очередное задание.

Задание № 6.

1. Найти давление на глубине 117 м озера Ничатка.

Учитель: Дорога привела нас к водопаду, самому высокому в крае на реке Апсат в хребте Кодар. Поток воды там падает с высоты 20 м. Мы подошли к этому чуду природы. Полюбуйтесь им и получите

Задание №7.

Какую работу совершает 1м3 воды на водопаде, низвергаясь с вершины вниз?.

Какой энергией обладает вода на вершине?

Учитель: Мы посетили несколько замечательных мест, полюбовались красотами родного края. Побываем еще в одном – в высшей точке всего Забайкалья пик БАМ в хребте Кодар.

Задание №8.

Определите высоту пик БАМ, если у подножия горы давление 1010 мм.рт.ст., а на вершине 754 мм.рт.ст.

Каково значение нормального атмосферного давления?

Учитель: Пора возвращаться в школу. По коридору идем в кабинет физики. Кстати, хочу напомнить, что нашаЗолотореченская СОШ открылась в 1986 году. Значит, в 2014 году ей исполнится 28 лет.

Учитель: А сейчас вас ждет последнее задание.

Задание №9.

Определите плотность камня при отсутствии весов и мензурки. Воспользуйтесь сосудом с водой и ... (чем еще, догадайтесь сами).

Учитель: Итак, подвожу итоги. Мы интересно путешествовали, вы активно выполняли задания, получили много хороших оценок.

Рефлексия: (распечатанная карточка находится на столе у каждого ученика).

Продолжи фразу:

- Мне понравилось на уроке то, что...

- На уроке меня порадовало...

- Я узнал много интересного.

Молодцы! Спасибо! До свидания! Хорошего отдыха на каникулах.

Презентация.