Дифференциация звуков [Л] [Л'] в подготовительной к школе группе

Разделы: Логопедия


Цель: Закрепление навыка различия звуков [Л] и [Л'] в слогах, словах, фразах и предложениях.

Коррекционные задачи: закрепить произношения звуков [Л] – [Л']. Закрепить навыки дифференциации звуков по твердости-мягкости, продолжать работу по формированию навыков языкового анализа. Развивающие задачи: развивать фонематическое восприятие, связную речь, воображение, мышление, мелкую моторику, внимание, память. Воспитательные задачи: умение доводить начатое дело до конца. Желание получать новые знания.

Оборудование: магнитная доска, магниты, картинки на звуки [Л] – [Л'], фишки (зеленый, синий, красный).

1. Организационный момент

– Здравствуйте, дети, сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и мы улыбнемся гостям.

2. Сообщение темы

– Послушайте внимательно стихотворение. И не просто послушайте, а попробуйте определить, какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?

Мама купала в ванне малышку.
Мылом, мочалом мыла голышку.
Около мамы Милена стояла,
Тёплой водой малыша обливала.
Аллочка ласково вытрет младенца
Тёплым, лохматым, большим полотенцем.

– [Л] – [Л' ]
– Правильно. Сегодня мы будем учиться правильно различать звуки [Л] и [Л'].

3. Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика

– А для того, чтобы правильно и красиво говорить звуки [Л] и [Л'], давайте потренируем, дыхание, губы и язык.

Развитие нижнедиафрагмального дыхания:

Со звуками:

Вдох (носом) – выдох А
Вдох (носом) – выдох АО
Вдох (носом)– выдох АОУ

Упражнения для языка:

“ПРЯТКИ”. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

“КАЧЕЛИ”. Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.

“БОЛТУШКА”. Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ”. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Ребята, давайте повторим чистоговорки

(чистоговорки знакомые детям)

Ла-ла-ла – сняли скатерть со стола
Ло-ло-ло – мыли с мылом мы стекло

Лу-лу-лу – не могу найти пилу
Лы-лы-лы – стали туфли мне малы

Ли-ли-ли – тополя видны в дали
Ле-ле-ле – много их у нас в селе
Ля-ля-ля – все мы любим тополя
Лю-лю-лю – тополя и я люблю

4. Развитие фонематического восприятия

Выделение слога со звуком [Л] из ряда слогов.

– Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком [Л] (МА ЛА РО ЛО КУ ЛУ СЫ ЛЫ ТУ).

Выделение слова со звуком [Л] из ряда слов.

– Я буду читать слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком Л (полка, яма, купол, лампа, арбуз, вода, слава, тумба, колодец, палатка, ракета, колокольчик).

– Ребята, к нам на занятие пришли ещё гости, вырезные куклы, Лада и Леша (на магнитную доску вывешиваются куклы). Посмотрите, какая у них одёжка – синяя у Лада, зелёная у Леши. Как вы думаете, почему?

– Потому что звук [Л] в слове Лада – твёрдый, он обозначается, синим цветом. А звук [Л'] в слове Леша – мягкий, он обозначается зелёным цветом. 5. “Зажги фонарик”.

– Дети, давайте мы с вами дадим полную характеристику звукам [Л] – [Л']. Звук [Л] какой твердый, согласный, звонкий. И каким цветом обозначается. А какой звук [Л']? Правильно молодцы. А сейчас я вам буду говорить слова, в которых слышится л и ль. Если в слове слышится мягкий звук [Л?], вы поднимите зелёную фишку, а если твёрдый звук [Л] – синюю фишку.

Примерные слова: мел, мель, моль, кол, угол, уголь, укол, лодка, лёд, люк, лук, лён, лыжи, липа.

- Лада и Леша просят нас помочь разобраться с заданиями.

– Ребята посмотрите внимательно на картинки, которые лежат у вас на тарелочках и попробуйте определить какая картинка подходит Ладе, а какая Леше. Картинки вывешиваются на магнитную доску.

6. Произношение звуков в словах. Звуковой анализ и синтез

– Ребята посмотрите, а на ваших столах лежат схемы и картинки, подумайте, где находится звук [Л], [Л?]: в начале, в середине или в конце? Какая картинка, какой схеме подходит.

7. Физкультминутка.

- А сейчас, давайте немного разомнемся и выполним физкультминутку. Я вам буду называть слоги на звук [Л] – вы стоите, а на звук [Л?] – вы приседаете.

Ля, ла, ли, ле, лу, лы, аль, ол, ил, уль, ыл, оль, ул.

Молодцы!

8. Игра “Полочки”

А теперь давайте поможем Ладе и Лёше прибраться на полочках. На ваших столах лежат картинки необходимо зачеркнуть лишний предмет, в котором нет звуков [Л] или [Л'].

9. Доскажи, подобрав слова

– Ребята, Лада и Лёша придумали для вас двустишия, которые вы должны закончить, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и смыслу. Но обратите внимание на то, что слова должны содержать звуки [Л] – [Л'].

Дети в скверике сидели
И мороженое ...(ели).

А возле этой елки
Бродили злые ... (волки).

Ёлочка, елка,
Колкая ... (иголка).

Заг, давай играть в футбол!
Забивай скорее ... (гол)!

Я не бегаю к врачу –
Я сама его ... (лечу).

Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную ... (лепили).

Не послушал Зайка папу –
Отдавили Зайке ... (лапу).

Часто к озеру напиться
Ходит рыжая ... (лисица).

12. – А теперь давайте с вами попробуем разобрать слово “Лиса” и сделать к нему схемы: скажите в слове лиса какой первый звук, (согласный, мягкий, звонкий ставим зеленую фишку), второй звук (гласный ставим красную фишку), третий звук (согласный, твердый ставим синюю фишку) и последний звук (гласный ставим красную фишку). (Вместе)

13. Итог занятия.

- Какие звуки мы повторяли сегодня на занятии?

Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Лада и Лёша довольны вашими ответами.