Цель: Закрепление навыка различия звуков [Л] и [Л'] в слогах, словах, фразах и предложениях.
Коррекционные задачи: закрепить произношения звуков [Л] – [Л']. Закрепить навыки дифференциации звуков по твердости-мягкости, продолжать работу по формированию навыков языкового анализа. Развивающие задачи: развивать фонематическое восприятие, связную речь, воображение, мышление, мелкую моторику, внимание, память. Воспитательные задачи: умение доводить начатое дело до конца. Желание получать новые знания.
Оборудование: магнитная доска, магниты, картинки на звуки [Л] – [Л'], фишки (зеленый, синий, красный).
1. Организационный момент
– Здравствуйте, дети, сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и мы улыбнемся гостям.
2. Сообщение темы
– Послушайте внимательно стихотворение. И не просто послушайте, а попробуйте определить, какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?
Мама купала в ванне малышку.
Мылом, мочалом мыла голышку.
Около мамы Милена стояла,
Тёплой водой малыша обливала.
Аллочка ласково вытрет младенца
Тёплым, лохматым, большим полотенцем.
– [Л] – [Л' ]
– Правильно. Сегодня мы будем учиться правильно
различать звуки [Л] и [Л'].
3. Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика
– А для того, чтобы правильно и красиво говорить звуки [Л] и [Л'], давайте потренируем, дыхание, губы и язык.
Развитие нижнедиафрагмального дыхания:
Со звуками:
Вдох (носом) – выдох А
Вдох (носом) – выдох АО
Вдох (носом)– выдох АОУ
Упражнения для языка:
“ПРЯТКИ”. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
“КАЧЕЛИ”. Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.
“БОЛТУШКА”. Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
“ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ”. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
Ребята, давайте повторим чистоговорки
(чистоговорки знакомые детям)
Ла-ла-ла – сняли скатерть со стола
Ло-ло-ло – мыли с мылом мы стеклоЛу-лу-лу – не могу найти пилу
Лы-лы-лы – стали туфли мне малыЛи-ли-ли – тополя видны в дали
Ле-ле-ле – много их у нас в селе
Ля-ля-ля – все мы любим тополя
Лю-лю-лю – тополя и я люблю
4. Развитие фонематического восприятия
Выделение слога со звуком [Л] из ряда слогов.
– Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком [Л] (МА ЛА РО ЛО КУ ЛУ СЫ ЛЫ ТУ).
Выделение слова со звуком [Л] из ряда слов.
– Я буду читать слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком Л (полка, яма, купол, лампа, арбуз, вода, слава, тумба, колодец, палатка, ракета, колокольчик).
– Ребята, к нам на занятие пришли ещё гости, вырезные куклы, Лада и Леша (на магнитную доску вывешиваются куклы). Посмотрите, какая у них одёжка – синяя у Лада, зелёная у Леши. Как вы думаете, почему?
– Потому что звук [Л] в слове Лада – твёрдый, он обозначается, синим цветом. А звук [Л'] в слове Леша – мягкий, он обозначается зелёным цветом. 5. “Зажги фонарик”.
– Дети, давайте мы с вами дадим полную характеристику звукам [Л] – [Л']. Звук [Л] какой твердый, согласный, звонкий. И каким цветом обозначается. А какой звук [Л']? Правильно молодцы. А сейчас я вам буду говорить слова, в которых слышится л и ль. Если в слове слышится мягкий звук [Л?], вы поднимите зелёную фишку, а если твёрдый звук [Л] – синюю фишку.
Примерные слова: мел, мель, моль, кол, угол, уголь, укол, лодка, лёд, люк, лук, лён, лыжи, липа.
- Лада и Леша просят нас помочь разобраться с заданиями.
– Ребята посмотрите внимательно на картинки, которые лежат у вас на тарелочках и попробуйте определить какая картинка подходит Ладе, а какая Леше. Картинки вывешиваются на магнитную доску.
6. Произношение звуков в словах. Звуковой анализ и синтез
– Ребята посмотрите, а на ваших столах лежат схемы и картинки, подумайте, где находится звук [Л], [Л?]: в начале, в середине или в конце? Какая картинка, какой схеме подходит.
7. Физкультминутка.
- А сейчас, давайте немного разомнемся и выполним физкультминутку. Я вам буду называть слоги на звук [Л] – вы стоите, а на звук [Л?] – вы приседаете.
Ля, ла, ли, ле, лу, лы, аль, ол, ил, уль, ыл, оль, ул.
Молодцы!
8. Игра “Полочки”
А теперь давайте поможем Ладе и Лёше прибраться на полочках. На ваших столах лежат картинки необходимо зачеркнуть лишний предмет, в котором нет звуков [Л] или [Л'].
9. Доскажи, подобрав слова
– Ребята, Лада и Лёша придумали для вас двустишия, которые вы должны закончить, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и смыслу. Но обратите внимание на то, что слова должны содержать звуки [Л] – [Л'].
Дети в скверике сидели
И мороженое ...(ели).А возле этой елки
Бродили злые ... (волки).Ёлочка, елка,
Колкая ... (иголка).Заг, давай играть в футбол!
Забивай скорее ... (гол)!Я не бегаю к врачу –
Я сама его ... (лечу).Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную ... (лепили).Не послушал Зайка папу –
Отдавили Зайке ... (лапу).Часто к озеру напиться
Ходит рыжая ... (лисица).
12. – А теперь давайте с вами попробуем разобрать слово “Лиса” и сделать к нему схемы: скажите в слове лиса какой первый звук, (согласный, мягкий, звонкий ставим зеленую фишку), второй звук (гласный ставим красную фишку), третий звук (согласный, твердый ставим синюю фишку) и последний звук (гласный ставим красную фишку). (Вместе)
13. Итог занятия.
- Какие звуки мы повторяли сегодня на занятии?
Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Лада и Лёша довольны вашими ответами.