Пояснительная записка
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач к обучению детей в школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.
В задачи развития речи входит формирование правильной речи, развитие связной речи, воспитание звуковой речи, ознакомление с художественной литературой.
Требования программы к обучению детей разговорной (диалогической) речи сводятся к формированию у ребенка умения слушать и понимать обращенную к нему речь; участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Одновременно должно осуществляться воспитание общительности, тактичности, сдержанности качеств необходимых человеку в общении с окружающими.
Одним из важнейших условий эффективности обучения является чередование на одном занятии различных приемов обучения, например приемов, способствующих усвоению и запоминанию материала, активизирующих поведение детей и поддерживающих устойчивое внимание. Такая классификация приемов во многом условна, но она позволяет четче оттенить особенности планирования и проведения занятий по развитию речи с детьми.
Цель:
- закрепление словообразования притяжательных прилагательных с суффиксами: - ий-, - ья-, - ье -, ьи -;
- упражнение в употреблении приставочных глаголов;
- закрепление знаний о животных, их детёнышей;
- развитие фонематического слуха;
- пересказ рассказа “Зайчик и дождик”.
Оборудование:
- предметные картинки :дикие животные, их детёныши (белка, бельчонок, волк, волчонок, заяц, зайчонок, медведь, медвежонок, лиса, лисёнок);
- карточки для чтения слов (животные, детёныши)
- наборы карточек для составления схем предложения:
- карточки со словами, из которых нужно составить предложение
- индивидуальные дощечки для записи слов, мел;
- картинки для пересказа: поляна, зайчонок, солнце, туча, дождь;
- сказочный герой Незнайка;
- картинки с изображениями ушей и хвостов диких животных: белки, волка, лисы, медведя, зайца.
Ход занятия
I.Оргмомент.
Ребята, проверьте, все ли вы приготовили к занятию.
Сегодня на занятие к нам пришел Незнайка, мы будем ему помогать в работе.
А тем ребятам, которые будут самыми активными в работе, он приготовил
сюрприз, который будет вручен в конце занятия.
II. Закрепление знаний о животных, их детенышей. Дидактические игры.
Незнайка принес нам загадки. Отгадайте кто это? Определите первый звук в слове – отгадке. (Выставляются картинки - отгадки)
а).
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким предметам:
Он в шубке серенькой зимой
А в рыжей шубке - летом. (Белка)
б)
На овчарку он похож
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
в)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц)
г)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
д)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто же это? (Лиса)
е)
Гладишь – ласкается
Дразнишь – кусается. (собака)
(большая собака, а маленький ? – щенок)
Назовем еще раз, кто же это? (слова – отгадки выставлены на доске)
Белка, волк, заяц, медведь, лиса, щенок – это _____ (животные)
Ребята, посмотрите и скажите:
- Кто здесь лишний и почему?(щенок – лишний, домашнее животное, остальные – дикие животные)
А в чем различие домашних и диких животных?
(дикие животные живут в лесу и сами о себе заботятся, а о домашних животных заботится человек)
Кто сможет выбрать те картинки, где в начале слова звучит мягкий согласный.
Звери решили поиграть в прятки. (Отгадайте зверей по ушам и хвостам). Отгадайте, чьи это уши и хвосты. Отвечайте полным ответом.
Чей хвост?
Это лисий хвост.
Это беличий хвост.
Это волчий хвост.
Это заячий хвост.
Это медвежий хвост
Чьи уши?
- Это лисьи уши.
- Это беличьи уши
- Это волчьи уши
- Это медвежьи уши
- Это заячьи уши.
Поиграем в игру “Найди маму”
(подобрать детенышей к животным) (Зверята должны найти своих мам, помогите им)
(медвежонок, лисенок, бельчонок, волчонок, зайчонок)
III. Родственные слова.
С помощью слов – помощников подобрать родственные слова (назови ласково, маленький, много,чей?)
Лиса – лисица, лисичка, лисонька, лисенок, лисята, лис.
Заяц – зайка, зайчик, заинька, зайчиха, зайчишка, зайчонок, зайчата, заячий.
Волк – волчица, волчиха, волчонок, волчата, волчий.
Белка – белочка, бельчонок, бельчата, беличий.
Медведь – медведица, медвежонок, медвежата, медвежий.
Чтение этих слов.
IV. Физминутка.
Трактор пашет
Трык – трык – трык.
Зайка пляшет
Прыг – прыг – прыг.
Трактор поле допахал
Зайка сразу ускакал
V. Рассказ “Зайчик и дождь”
Мы поговорили о животных.
А теперь поработаем над рассказом “Зайчик и дождь”
Будем учиться пересказу прочитанного и прослушенного текста.
Чтение логопедом рассказа “Зайчик и дождь”
“Зайчик и дождь”
Сидит на поляне , греется на . Но вот набежала , закрыла .
А из дождь полил. спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайчика шубка.
Ответы на вопросы:
- Где сидел зайчик, когда грело солнышко?
- Почему зайчик залез под кусты?
- Куда спрятался зайчик от дождя?
-Что он боялся промочить?
VI. Работа над текстом.
Чтение рассказа по таблице
Выставить картинки из текста, найти слова, которые обозначают их действие.
– сидит, греется, спрятался
– набежала, закрыла
– полил
Повторное чтение
Пересказ текста, опираясь на слова и выполняя все действия на картине.
VII. Составление схемы предложения
Составить предложение из слов
спрятался кустом. под Зайчонок
Составление схемы:
VIII. Печатание слов
Картинки –
Из букв разрезной азбуки составьте слова
Проверка
Солнце, туча, заяц
Объясните написание этих слов.
IX. Итог
- Что больше всего понравилось на занятии?
- А чем еще занимались?
- А теперь посмотрим, какой сюрприз приготовил вам Незнайка.
Литература
1. Волина В.В.Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 стр.
2. Интернет-ресурсы.