1. Оргмомент
2. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы
- Посмотрите внимательно на слова (записаны на доске или проецируются на экран):
Дуб, берёза, дерево, липа, клён.
- Какое задание можно выполнить, используя данные существительные?
Предлагают составить предложение.
- Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами?
Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?
Вспоминают о том, что слово “дерево” является лишним, так как его значение шире, чем значения остальных слов. (Повторить родовые и видовые понятия: стр.53 параграф 12) – слово “дерево” обозначает обобщённое, широкое, родовое понятие.
У нас появляются вопросы !!!
Как же называются слова, значение которых является общим для других слов при однородных членах?
- Как же называются слова с общим значением?
- Какой вывод можно сделать о наших знаниях по поводу однородных членов предложения? (Этих знаний недостаточно. Видимо, мы знаем эту тему не в полном объёме).
- Какова же будет тема нашего урока? Записывают тему урока
Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Делают вывод о необходимости работать с дополнительным материалом в учебнике.
Учебник: стр.135
На основе рефлексии результатов планируют свою дальнейшую деятельность.
На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке? Какие задачи мы ставим перед собой?
Записать задачи в тетради
1. Что такое обобщающее слово?
2. Научиться правильно оформлять предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами? (задачу записывают в тетрадях).
3. Открытие новых знаний
- Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.
- Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?
- В чем затруднение?
- Какой ставить знак после обобщающего слова?
-Я вам сейчас прочитаю шутку-рифмовку, а вы попробуйте догадаться о каком знаке препинания пойдет речь:
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
- Какой знак препинания мог так “сказать” о себе?
Двоеточие.
В лесу растут разные деревья: дубЫ, березы, липы.
СХЕМА 1
Организует выдвижение и обсуждение гипотез о том, какие ещё можно ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами. Как вариант – записать это же предложение, обобщающее слово поставить после однородных членов. Что от этого изменится?
Организует выдвижение и обсуждение гипотез о том, что целесообразно дополнить уже имеющуюся у учащихся схему постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.
СХЕМА 2
4. Первичное закрепление нового материала
1.Объяснительный диктант. Работа в парах. Переделайте предложения так, чтобы у 1-го и 3-го ряда обобщающее слово стояло после однородных членов, а у второго ряда – перед однородными членами.
1-й, 3-й ряд:
Солнце всем светит одинаково: и человеку, и зверю, и дереву.
Хорош русский лес всегда: зимой и летом, осенью и весной.
2-й ряд:
1) Небо, воздух, землю – всё пронизал золотой огонь.
2) Воздух, небо и белые облака – всё радовало туристов. Результат на доску!!!!!!!! – выставили отметки друг другу (1) оценочные листы.
2. Тестовое задание (карточки). Работа каждого будет оценена и результаты занесены в оценочные листы !!!!!!!!!!!!!! (2)
1) Вставьте обобщающее слово к однородным членам.
а) Деревья, травы и земля внезапно побагровели.
б) Ни музы, ни труды, ни радости досуга не заменят единственного друга.
Слова для справок: всё, ничто, везде,
2) Укажите слово, которое не может быть обобщающим.
А растения
Б животные
В одуванчик
Г вредители
3) В каком предложении неверно расставлены знаки препинания?
а) На столе лежали разные вещи - пенал, бумага, фломастеры.
б) Георгины, гладиолусы, лилии - разные цветы росли в саду.
в) Музыка и смех слышались всюду: на набережной, в парках, на площади.
5. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока
Обсуждает с учащимися критерии самооценивания их работы на четвёртом этапе урока.
Организует самооценивание учащимися их работы на 4-м этапе урока.
Обсуждает с учащимися итоги урока в целом. (......)
6. Обсуждение домашнего задания.
1. Те ребята, кто разобрались в теме урока, и оценили себя на “5”, выполняют упр.298 с.136 – творческое задание (составить по картине 5 предложений с однородными членами, попробуйте сочинить предложения с обобщающим словом при однородных членах.)
2. Кто оценивал себя на “4”-“5”, выполняют упр.297 с.136 – нужно продолжить предложения, добавив однородные члены.
3. Те, кто чувствует себя не очень уверенно в применении изученного правила, выполняют упр.294 с.135 – списать, подчёркивая однородные члены предложения, объяснить постановку знаков препинания.