Цели урока:
Обучающая:
- совершенствовать вычислительные навыки, выполняя действия над обыкновенными дробями;
- расширять представление об обыкновенных дробях учащихся (исторические сведения).
Развивающая:
- развивать интерес к предмету;
- развивать навык счёта;
- развивать математическое и логическое мышление;
- развивать память, наблюдательность, темп работы, смекалку;
- развивать грамотную математическую речь;
- развивать контроль и самоконтроль ЗУН.
Воспитывающая:
- воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать уважение друг к другу, взаимопонимание, уверенность в себе;
- воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели.
Оборудование:
- доска;
- плакаты с заданиями;
- плакат с изображение страны (выполняют учащиеся).
Межпредметная связь: математика, геометрия, история, теория игр.
Ход урока
1. Организационный момент.
Постановка целей урока, объяснение правил игры.
2. История возникновения дробей.
Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, измерении величин и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби. Первая дробь, с которой познакомились люди, была половина.
В Древнем Египте дроби изображали так (приложение 1).
Интересная система дробей была в Древнем Риме. Основная единица называлась "асс", а в ходу было 18 различных дробей, каждая из которых имела своё название.
3. Устные упражнения.
Решив примеры, вы узнаете, какому названию соответствует каждая из дробей (учащиеся могут производить необходимые вычисления в рабочих тетрадях), (приложение 2).
Умножьте "беса" на "сескунцию". Получим дробь унция.
На Руси дроби называли долями. Решив примеры, мы узнаем название дробей.
Современную систему записи дробей создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель - снизу, и не писали дробной черты. Современную запись дробей ввели арабы, но это уже другая история, с которой мы познакомимся, отправившись в путешествие.
4. Тест (проверка теории).
Первый город в нашем путешествии это город истории. Здесь необходимо верно отвечать на вопросы. Если вы согласны с утверждением - поднимите правую руку, а если нет - левую.
При сложении дробей с одинаковыми знаменателями знаменатель дроби не меняется, а числители складываются.
Чтобы вычесть дроби с разными знаменателями, надо вычесть числители этих дробей и отдельно вычесть знаменатели дробей, и записать результат.
Деление числителя и знаменателя дроби на их общий делитель, называется сокращением дробей.
При умножении единицы на дробь получается единица.
Произведение двух дробей есть дробь, числитель которой произведение числителей, а знаменатель - произведение знаменателей.
5. Физкультминутка.
6. Решение примеров.
В садах города растут необычные фрукты, отгадайте их название, вычислив примеры и записав букву под соответствующим верным ответом.
0,125 | 0,2 | 2,4 | 0,3 | ||||
Д | Ж | Е | К | Ф | Р | У | Т |
7. Решение задачи.
Достопримечательностью города служит зоопарк, в котором обитают необычные животные и птицы. Зоопарк имеет необъятные размеры, его длина , а ширина - . Давайте найдём его площадь, если он имеет площадь прямоугольника.
Решение: - площадь зоопарка.
8. Подведение итогов.
Ребус (приложение 3) и кроссворд (приложение 4).
Деление числителя и знаменателя на одно и то же число.
Дробь, у которой числитель и знаменатель взаимно - простые числа.
На сколько сокращается дробь ?
Для нахождения общего знаменателя надо находить НОД или НОК?
Как называется действие ?
Для сокращения дроби нужно находить НОД или НОК чисел?