Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Разделы: Начальная школа


Курс ОРКСЭ Модуль "Основы мировых религиозных культур"
Учебник "Основы мировых религиозных культур", А.Л.Беглов, Е.В.Саплина и др., "Просвещение" 2011 г.
Класс 4
Тип урока Урок изучения нового
Технологии Развивающие; частичное применение технологий АМО
Тема урока Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Цель урока Ознакомление учащихся с основными нравственными заповедями ведущих религий мира
Задачи урока - Выявить сущность понятий: заповедь, мораль, нравственность.

- Ознакомить с заповедями иудаизма, христианства, ислама и буддизма.

- Показать сходства и отличия заповедей данных религий мира.

- Показать, что все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человечества.

- Воспитывать толерантное отношение к культурам религий мира.

Основные понятия Мораль, нравственные заповеди
Виды деятельности: беседа, работа с толковым словарем, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, подготовка творческой беседы с членами семьи
Оборудование Бейджики по количеству учащихся в 3 цветовых вариантах; учебник "Основы мировых религиозных культур"; толковые словари; компьютер; мультимедийный проектор; презентация к уроку, содержащая видеоролик "Воробей"; тексты с заповедями (приложение 1); флажки с названиями "остановок" (религий); листы для записей; ручки.
Используемая литература и методические пособия - Е. В. Мацыяка. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику "Основы мировых религиозных культур" (авторы А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов)

- Электронное приложение к учебнику "Основы мировых религиозных культур" (изд. "Просвещение").

- Т.В. Лазарев. Образовательные технологии новых стандартов. Часть I. Технология АМО

- Сайт учителя начальных классов Лукиной Ю. П.

*Перед началом урока дети делятся на равные группы, согласно выбранным бейджикам (приложение 2)

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)

Цель: создание благоприятного эмоционально-психологического фона урока.

(Слайд 1)

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело.

Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по основам мировых религиозных культур. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте всем удачи.

Дети выполняют просьбу учителя Коммуникативное УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивное УУД: понимать цель выполняемых действий.

II. Проверка домашнего задания (2 мин) Цель: выявить активность учащихся при выполнении творческого задания. Проверяет домашнее задание. Подводит итог. Выставка рисунков по теме "Праздники и календари" Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания.
III. Формулирование темы урока, постановка цели. (5 мин)

Цель: Стимулировать активность детей, мобилизировать их знания, умения.

- Давайте вспомним определение слова "Религия" (Слайд 2)

- Как вы можете объяснить, что такое мораль? (Слайд 3, 3.1)

Просмотр видеоролика "Воробей" (слайд 4)

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Чему мы можем научиться на уроке?

Обобщение ответов. (слайд 5)

- Все религии отвечают на вопрос о том, в чём ценность каждого отдельного человека и как мы все должны относится к своему ближнему. Важным принципом всех религий является принцип ценности и сохранения человеческой жизни.

- На сегодняшнем уроке нам предстоит ответить на вопрос: Что общего между нравственными заповедями в религиях мира?

Вспоминают и дают определение слова

Дети высказывают предположения. Представители групп ищут определение в словаре.

Обмен впечатлениями после просмотра.

Формулируют тему урока, ставят задачи на урок.

При ответах опираются на слова-помощники: познакомимся:, узнаем:, научимся:

Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.

Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

Познавательное УУД: поиски способов решения проблемы.

IV. Самостоятельная работа с учебником.

1. Метод "Автобусная остановка"  (12мин)

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах

2. Метод "Земля и воздух" (1мин)

Цель: нормализовать активность учащихся

3. Работа с учебником (5мин)

Цель: развитие умений работать с учебной литературой, умение выделять существенную информацию из источника.

Сообщает план действий.

Просит учащихся по команде изобразить одно из состояний - воздух или землю.

- Попробуйте по-новому ощутить свои ноги, почувствовать большую стабильность и уверенность.

Организует работу в группах с учебником стр.68-71.

- Сейчас вам предстоит изучить информацию учебника и ответить на главный вопрос урока: Что общего между нравственными заповедями в религиях мира?

Знакомство с новыми понятиями.

По сигналу учителя (звонок в колокольчик) учащиеся приступают к изучению заповедей (учений) конкретной религии. (по 2 мин на каждой остановке).

По следующему сигналу учителя учащиеся по часовой стрелке движутся к следующей остановке. Проводится аналогичная работа.

Воздух - встают и делают глубокий вдох, а затем выдох.

Земля - ученики должны установить контакт с землёй и почувствовать уверенность. Учитель совместно с учащимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте.

Изучение текста учебника стр. 68-71. Составление ответа на вопрос урока.

Познавательное УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников.

Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.

Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.

V. Подведение итогов работы в группах. (5мин)

Цель: обобщение решения исходной задачи

Организует обсуждение прочитанного текста;

- На что вы обратили внимание и выписали? Совпадает ли смысл ваших высказываний?

- Можно ли говорить, что нравственные нормы в религиях существенно отличаются? Почему?

От каждой группы выступает представитель с ответом на поставленный вопрос. Познавательное УУД: понимать информацию, представленную лидерами групп.

Регулятивное УУД: определение правил составления кластера.

Коммуникативное УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

VI. Обобщение изученного. (6мин)

Метод визуализации учебного материала.

Цель: Обобщение и закрепление изученного материала.

Работа с презентацией.

- Все религии отвечают на вопрос, в чем ценность каждого отдельного человека и как мы все должны относиться к своему ближнему.

В Ветхом Завете содержатся предписания о том, как должен жить и вести себя человек. (Слайд 6)

Эти предписания являются общими для иудеев и христиан. (Слайд 7) Самые известные из них - это Десять заповедей, которые были дарованы Моисею на горе Синай самим Богом. (Слайд 8)

Иисусу Христу принадлежит краткая формулировка всех тех заповедей, которые ранее были даны человечеству: "Возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего твоего, как самого себя". Заповеди о любви к Богу и ближнему стали основой всего нравственного учения Христианской церкви. (Слайд 9)

Мусульмане считают, что основой творения и высшей ценностью является человек. Ислам предписывает людям любить друг друга и относиться друг к другу так, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим. (Слайд 10)

Основой поведения человека в буддизме считается ответственность за других. Буддисты считают: для того чтобы человек мог достичь счастья, он должен сделать счастливыми других людей. (Слайд 11)

- Какое общее "Золотое правило нравственности" для всех культур мы можем вынести?

Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.

Поступай с людьми так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой

Регулятивное УУД: оценивать правильность выполнения задания.

Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание.

VII. Рефлексия учебной деятельности. (3мин)

Цель: Мобилизация рефлексии

Если позволит время

Организует рефлексию

- Капитаны, протяните свою руку ладошкой вверх. Ребята группы, положите свои ладони на ладонь капитана. Поблагодарите друг друга за работу.

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания

- Дома побеседуйте с родителями по теме урока. Обсудите врезки учебника. Спросите у родителей, как в нашей жизни отражены нравственные заповеди. Чем заповедь отличается от закона?

Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.

(Слайд 12)

- Итак, ребята, на этом наш урок закончен. Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы! До свидания!

Выполняют просьбу

Запись задания в дневниках (с.68-71)

Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.