Работа с одаренными детьми

Разделы: Иностранные языки


"Если дети - национальное достояние любой страны,
то одаренные дети - её интеллектуальный и творческий потенциал".

Р.Н. Бунеев

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся - предоставление каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению. Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Основная цель всего педагогического коллектива - создать такую образовательную среду, которая стимулировала бы деятельность одарённого ребенка в определенном направлении, предоставляла ему возможность накапливать индивидуальный познавательный, жизненный опыт, быть субъектом собственной деятельности через индивидуализацию учебного процесса, расширение пространства? деятельности, организацию пространства рефлексии. Задача учителей, работающих такими детьми - формирование самосовершенствующейся личности.

Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:

  • дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
  • дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);
  • дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие;

При обучении одаренных детей можно выделить три взаимосвязанные проблемы:

1. Развитие личности одаренных детей через развитие умения учиться.

2. Содержание образования должно включать систему знаний, умений и навыков, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, к другим детям, к труду.

3. Поиск наиболее эффективных форм занятий - индивидуальных занятий, научно-исследовательской деятельности, совместной творческой деятельности.

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают " системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним". Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Одаренными и талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества.

На мой взгляд, критериев для определения одаренности не существует. Сложно сказать действительно ли ребенок одаренный или просто способный в изучении иностранных языков. Одно знаю точно, что трудолюбие и желание - это ключи к успеху.

Привлекая одаренных детей к изучению английского языка, вовлекая их в творческую и исследовательскую деятельность, я помогаю им преодолевать себя, формирую и развиваю у них способность ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, планировать и анализировать свою деятельность.

На протяжении многих лет я занимаюсь с такими детьми дополнительно.

Наиболее распространены такие формы поддержки и работы с одаренными детьми, как:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • предметные кружки;
  • конкурсы;
  • элективные курсы;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Работать с одаренными детьми надо начинать в начальных классах, потому что процесс обучения иностранному языку долгий и сложный - быстрых результатов не бывает, как бы нам этого не хотелось. Ученики начальных классов любят играть, поэтому процесс обучения стараюсь строить в увлекательной форме с элементами творчества. Во втором классе я предложила своим ученикам работать над созданием английского портфолио, третий год мы продолжаем эту работу. Ежегодно наша гимназия принимает участие в городском конкурсе "My English Portfolio". Ребята не только представляют портфолио, но и защищают представленные работы. В 2012-2013 учебном году ученики 4-х классов создали свои собственные презентации портфолио, подготовили рассказы о нашей гимназии на английском языке. В городском конкурсе принимали участие разные школы и гимназии, мои ученики Веретельник Анна и Серебряник Егор заняли 2 и 3места соответственно.

В старших классах проводится более серьезная работа с одаренными детьми. Это и подготовка к олимпиадам по английскому языку, к различным конференциям и конкурсам. Конечно, такая работа требует дополнительных затрат времени и усилий, но это и возможность проявить свое творчество, талант, знание английского языка. Стараюсь работу по подготовке учащихся строить разнообразно: индивидуальные задания повышенной сложности на уроках, дополнительные домашние задания, занятия после уроков и дистанционное обучение. Все выполненные задания разбираем с тщательным анализом и объяснением ошибок. Одаренные дети обязательно проявляют свои способности и занимают призовые места и побеждают на олимпиадах. Моя ученица Селиванова Маргарита становилась дважды победительницей II этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (2011-2012 и 2012-2013 учебные годы).

Ежегодно в Калининграде проводиться городская научно-практическая ученическая конференция "Поиск и творчество". Мои ученики постоянно принимают участие в ней. Но для того, чтобы выбрать лучшие работы, мы проводим школьную конференцию "Способность и творчество", на которой ученики представляют свои исследовательские работы. Подготовка таких работ проходит под руководством учителей в свободное от уроков время. Но ребята работают очень увлеченно, творчески, т.к. это дает возможность самовыражения. В процессе работы реализуются принципы разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся, возрастание роли внеурочной деятельности, развивающего обучения и принцип добровольности.

В 2012-2013 учебном году моя ученица Крюкова Анна получила диплом I степени на конференции "Поиск и творчество", ее работа "Лексико - семантические и фонетические средства передачи комического в поэзии С.Миллигана" была признана лучшей. Анне была предоставлена возможность представлять Калининград на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ "Юность, Наука, Культура" в Москве, где она получила диплом I степени.

Если говорить о системе работы с одаренными детьми, для меня самое главное - заинтересовать ребенка, развить желание ребенка узнать что-то новое, проявить свое творчество.

Стало традицией проводить городской Брейн Ринг "История и культура англоязычных стран". Команда учеников 10Б нашей гимназии "Yellow Submarine" заняла первое место среди команд города и области в этом учебном году. Учащиеся не только показали знание английского языка, истории, культуры Великобритании, но и проявили творчество в создании приветствия команды, в выборе форм представления команды, в отборе музыкального сопровождения. На мой взгляд, когда ученики хотят показать свои знания и умения, при поддержке и помощи учителя они просто обречены на успех. Создание ситуации успеха, вера в своих учеников, уверенность, что ничего невозможного нет, помогает моим ученикам чувствовать себя уверенно, применить свои знания на практике. В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают "системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним". Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Стратегия работы с одаренными детьми в школе заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей. А также для развития и обучения просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Основная задача учителей: выявление одарённых детей с использованием различных диагностик. Использование на уроке английского языка дифференцированного подхода в обучении учащихся, учет индивидуальных особенностей детей, отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности; Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности по предмету; корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть "Искра Божья", но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, областных, региональных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах.

И всё же, работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми.

Литература:

  1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М, 1991
  2. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. - 1999.- № 9.
  3. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии - 1989.-№ 6
  4. Психология одаренности детей и подростков // Сборник под ред. Н.C Лейтеса. - М., 20006.
  5. Одаренный ребенок // Сборник под ред. О.М. Дьяченко. - М., 19977.
  6. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. - М., 20008.
  7. Степанов В. Р. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. - 2000.-№ 3