Урок математики по теме "Прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 6". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Задачи урока:

Личностные:

  • Формировать учебно-познавательного интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.
  • Формировать способность к самооценке результатов своей учебной деятельности.
  • Понимать и принимать элементарные правила работы в паре, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам. Стремиться прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные:

  • Познакомить со способами сложения двух однозначных чисел с переходом через 10, когда одно из слагаемых число 6.
  • Формировать вычислительные навыки с использованием элементов исследовательской деятельности. Объяснять найденные способы действий при решении новых задач и находить способы их решения (в простейших ситуациях).
  • Применять полученные знания и умения в новых условиях.
  • Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения.
  • Принимать алгоритм действий для решения примеров на сложение и следовать ему.
  • Осуществлять результат учебных действий, проговаривать алгоритм сложения, использовать математическую терминологию.
  • Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность своей работой на уроке с помощью постройки ракеты.
  • Воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их.
  • Анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя.
  • Уметь выслушать одноклассника и оказывать помощь в случаях затруднения.
  • Принимать участие в работе в паре, определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности.
  • Укреплять и сохранять здоровье учащихся на уроке через физкультминутку, правильную посадку.

Предметные:

  • Понимать смысл арифметического действия сложения, отражать это на схемах.
  • Выполнять сложение, используя общий прием прибавления по частям.
  • Объяснять прием сложения с переходом через десяток.

Ход урока

1. Организационный момент, настрой на урок. Приложение 1.

- А вы, ребята, хотели бы побывать в космосе?

- А на чем бы вы полетели в космос?

- Чтобы лететь, нам нужен космический корабль. Его мы построим вот из таких деталей, которые лежат у вас на партах. Но сможет полететь только тот, кто правильно и быстро будет считать, кто будет внимательным.

- Каждая деталь - задание.

- Готовы? Итак, поехали!

2. Целеполагание и мотивация.

На доске:

7 + 5 =

9 + 6 =

6 + 5 =

8 + 6 =

9 + 5 =

7 + 6 =

8 + 5 =

6 + 6 =

- Назовите словом эти записи. (примеры, выражения, суммы)

- Почему выражения записаны в 2 столбика? (1 столбик - знаем, как решать и умеем выполнять, 2 столбик - еще не знакомы).

- Назовите тему урока. (Сложение однозначных чисел с переходом через 10, когда одно из слагаемых число 6). Название темы открыть на доске.

- Откройте учебник на странице 69 и сравним, правильно ли мы определили тему урока.

- Поставьте цели на урок.

- Научимся решать примеры вида ?+6.

- Где применять будем эти знания? (При решении задач, при сравнении, на других уроках, в следующих классах).

- Итак, задачи на урок каждый из вас определил. А моя задача: помочь вам выполнить эти поставленные задачи.

- Ребята, в нашей школе МОАУ СОШ № 14 города Кирова, так же как вы, сидел за партой в 1 классе летчик-космонавт Серебров Александр Александрович. Отлично учился, любил математику и смог выполнить поставленные задачи.

- Какими вы должны быть, чтобы добиться успеха? (Внимательными, сообразительными).

3. Актуализация знаний и умений.

а) Презентация 1 (Гимнастика для ума. Устный счет). Используется электронная доска (вместо пустой клеточки - звезда, разгадали, и звезда превратилась в полученный ответ, букву, из полученных букв составляют слово МАТЕМАТИКА!).

7 + 5 =  - От какого числа отняли 3 и получили 9?

6 + 5 =  - На какое число увеличили 8 и получили 12?

9 + 5 =  - Разность чисел 12 и 3 увеличить на 4.

8 + 5 =  - Найдите закономерность: 1, 6, 11, :

14 - 9 =  - У Вити 15 марок, это на 5 марок больше, чем у Коли. Сколько марок у Коли?

13 - = 9

б) - Ещё раз посмотрите на числовые выражения 2 столбика (9+ 6, 8+6, 7+6, 6+6).

- Какие знания и умения понадобятся сейчас? (знание состава числа 6, умение дополнять до 10).

в) Игра "Молчанка" (Учитель показывает на окошко, а дети карточками показывают на пропущенное число. Потом круг учитель убирает.)

Рисунок 1

- Запишите по памяти с помощью карточек такое равенство, в котором 1-е слагаемое больше второго.

Проверка: 9+1, 8+2, 7+3, 6+4.

- Кто составил одно из таких выражений, встаньте.

г) Состав числа 6.

- Назовите числа, которые больше 1, но меньше 7.

- Вспомните состав числа 6 (запись на доске)

6 1 2 3 4 5
         

д) Самооценка.

- Итак, на этом 1-ый этап работы закончился. Кто считал без ошибок или допустил 1-2 ошибки, если вы старались думать, положите перед собой ОБТЕКАТЕЛЬ - это носовая часть (карточка со словом вывешивается на доску). Я считаю, что вы справились с заданием и тоже выкладываю на доску эту часть корабля.

Рисунок 2

4. Первичное освоение материала.

- Переходим к следующему этапу сбора корабля - КОРПУС - удлиненная часть (карточку со словом на доску).

- Мы готовы совершить открытие, стать исследователями и поделиться своими знаниями с классом?

- Сначала выясним, почему только 4 примера будем исследовать? (остальные примеры мы умеем решать, и в ответе получается число меньше 10). (Если затрудняются - продолжают столбец.) 9 + 6 = 8 + 6 = 7 + 6 = 6 + 6 =

- На какой вопрос будем искать ответ? (Как сложить два однозначных числа - вопрос на доске).

- Сейчас будете работать в парах. Ваша задача - найти способы прибавления числа 6 с переходом через 10. Возьмите красный и синий карандаши, первое слагаемое изобразите красными кружками, а второе - синими. Нарисуйте в две строчки ваши выводы.

1 парта: 9+6=

2 парта: 8+6=

3 парта: 7+6=

4 парта: 6+6= и т.д.

Выслушиваются идеи детей:

Прибавлять по 1 фигуре.

Расположить фигуры в 1 ряд и пересчитать.

Сначала дополнить 1 полку до 10, а оставшиеся фигуры положить на 2 полку.

- А если надо будет дома объяснить, какие открытия вы сделали на уроке, а фигур уже нет, что же тогда может помочь донести ваше открытие до других людей, например, до мамы? (Решать примеры, прибавляя по частям).

- Запись примеров с объяснениями в тетради. (Повторить алгоритм).

9 + 6 = 9 + 1 + 5 = 15

7 + 6 = 7 + 3 + 3 = 13

8 + 6 = 8 + 2 + 4 = 14

6 + 6 = 6 + 4 + 2 = 12

- Посмотрите на с. 69 учебника, сравните решение примеров, которые мы решили и должны запомнить.

- Попробуем составить модель (схему) решения примеров.

- Пользуясь схемой сложения, проговорите порядок (алгоритм) сложения однозначных чисел. (При затруднении дать порядок рассуждения: РАЗЛОЖУ 2-е слагаемое на удобные слагаемые, ДОПОЛНЮ 1-е слагаемое до 10. ПРИБАВЛЯЮ оставшиеся единицы. Ученик водит указкой по схеме и проговаривает).

- Повторите хором.

- Молодцы! Вы сами открыли удобный способ сложения однозначных чисел, оно из которых - 6. Я рада, что вы проявили сообразительность.

Самооценка.

- Кто научился прибавлять 6, положите перед собой ниже носовой части корпус корабля.

Рисунок 3

Осознание и осмысление учебного материала.

а) Запоминание таблицы. (Можно пользоваться таблицей учебника с. 69).

- Прочитайте разными способами.

- Сумма, каких чисел равна, 15? 13? 12? 14?

- 15 - это 9 и сколько?

- 13 - это 6 и сколько?

- Какое число увеличили на 6, если получили 14? 12?

- К какому числу прибавили 6, если получили 13? 15?

б) Самооценка.

- Кто запомнил таблицу прибавления 6, положите СОПЛО - часть трубы, которая предназначена для увеличения скорости и определенного направления вытекающей струи газа.

Рисунок 4

Физкультминутка.

- Космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку. Даже в полете они находят время для спортивных упражнений. И мы с вами проведём спортивную минутку, чтобы снять усталость.

Руки ставим мы вразлёт,

Появился самолёт. (руки в стороны)

Мах крылом туда-сюда, (наклоны влево-вправо)

Раз и два, раз и два. (хлопки в ладоши)

Руки в стороны держите. (руки развести в стороны)

Друг на друга поглядите. (повороты влево-вправо)

Раз и два, раз и два. (прыжки на месте)

Опустили руки вниз (опустили руки )

И на место все садись! (сели на место)

Отдохнули?

Первичное закрепление учебного материала.

а) Самостоятельная работа.

- Следующий этап - будем решать примеры и полученные знания и умения применять при решении задач.

- Работаем самостоятельно. Для этого выберите для себя уровень по силе, выполнять можно только один уровень. Кто готов - встать.

Задания для самостоятельной работы: (на доске)

1 уровень 2 уровень
? + 5 = 12 ? - 6 = 7

9 + ? = 14 14 - ? = 8

6 + ? = 11 ? - 6 = 6

6 + 9 * ? = 5 16 - 10 * ? = 12

8 + 6 * ? = 10 8 * 6 > 10

7 + 6 * ? = 12 7 * 4 < 8 * 4

Проверка. 1 уровень - произнести цифры, во 2 уровне произнести цифры и знаки. При ответах использовать математические термины. Запись на доске.

б) Самооценка.

- Кто справился с примерами - положите для постройки ракеты СТАБИЛИЗАТОР слева - часть хвостового оперения ракеты для устойчивости и управляемости полетом.

Рисунок 5

в) Работа с задачей.

- Прочитайте запись и сформулируйте задание. (Дополнить недостающими данными условие задачи).

Для полёта в космос в прошлом году готовились 6 космонавтов, а в этом году космонавтов больше. Сколько космонавтов готовилось к полёту в этом году?

- Сколько космонавтов готовилось к полёту?

- Измените вопрос так, чтобы задача решалась в два действия.

- Что надо найти в задаче?

- Что нам известно?

- Сможем ли сразу узнать, сколько космонавтов готовилось к полёту за два года?

- Что надо найти сначала?

- Кто сможет решить задачу самостоятельно, поднимите руку?

Самостоятельное решение задачи. (Один ученик решает на закрытой доске).

Проверка по доске.

г) Самооценка.

- Кто справился с задачей - положите для постройки ракеты стабилизатор справа.

Рисунок 6

5. Подведение итога урока. Рефлексия.

а) - Кто сегодня был собой доволен, у него всё получилось? Встаньте.

- Если у кого-то есть вопросы - не забудьте подойти и спросить.

- Как вы думаете, мы закончили знакомство со сложением однозначных чисел с переходом через 10? На следующих уроках мы продолжим работу.

б) Самооценка.

- Сегодня работа оп собору космического корабля закончилась. Давайте посмотрим, чья ракета готова к запуску? А кто ещё не успел закончить сбор? Все готовы к запуску корабля? Молодцы!

- Внимание! Всем приготовиться к запуску.

- 5, 4, 3, 2, 1 - пуск!

Рисунок 7

- На этом наш урок закончен. Спасибо всем за активную работу.