Применение тренинг-моделей как метапредметного составляющего естественно-научного образовательного пространства, развивающего личность обучающихся

Разделы: Химия


Вводная часть

Обоснование выбора темы: Тезис о том, что сегодня современное общество является информационным, не требует доказательств. Можно с уверенностью предсказать дальнейший рост объёма информации и стремительное совершенствование технических средств, при этом индивидуальные возможности человека по переработке информации изменяются значительно медленнее. Вследствие этого возникает проблема адаптации к жизни в информационном обществе современного человека, развитии его личностных качеств: толерантности, социальной активности, интеллектуальных и творческих навыков.

Современное образование в свете ООО ФГОС предусматривает решение данной проблемы через метапредметный подход в обучении, который обеспечивает целостность, эффективность и взаимосвязь процессов обучения и воспитания личности в целях её гармоничного и разностороннего развития. А применение эффективных педагогических технологий и новых способов построения педагогической деятельности модернизируют образовательный процесс таким образом, что намечается очевидный переход от знаниевой парадигмы к личностному развитию ребенка.

Темой доклада представленного на педагогических чтениях является тема Применение тренинг-моделей как метапредметного составляющего естественно-научного образовательного пространства развивающего личность обучающихся, которая акцентирует внимание педагогического сообщества на применении одного из элементов информационно-коммуникативной технологии обучения. Именно применение тренинг- моделей как средства обучения при метапредметном подходе, позволяет перенести знаниевый компонент на личностный и оно отлично вписывается в естественно-научное школьное образовательное пространство.

Цель: показать применение тренинг-моделей как метапредметного составляющего естественно-научного образовательного пространства развивающего личность обучающихся.

задачи:

  • Выявить метапредметную составляющую естественно-научного образовательного пространства способную развивать личность обучающихся.
  • Определить тренинг-модели как средство обучения при метапредметном подходе, позволяющее перенести знаниевый компонент на личностный.
  • Рассмотреть применение тренинг-моделей в предметной области “Химия”.
  • Предположить возникновение трудностей при применении тренинг-моделей в предметной области “Химия” при метапредметном подходе в свете перехода от знаниевой парадигмы к личностному развитию и пути решения данных проблем.

основные пути практического применения тренинг-моделей при очной, заочной и дистанционной формах обучения:

  • Интерактивное дидактическое средство программированного типа, которое пошагово прорабатывает учебный материал в индивидуальном темпе и по индивидуальной траектории.
  • Интерактивный программируемый тренажер, позволяющий постепенно раскрывать личностные качества обучающегося: толерантность, социальную активность, интеллектуальные и творческие навыки.
  • Интерактивный тест-контроллер, позволяющий диагностировать и рефлексировать собственную деятельность через самостоятельный творческий процесс формирования различных компетентностей основанный на метапредметности или надпредметности.
  • Интерактивный коммуникатор, организующий деятельность обучающихся создаваемый с целью передачи способов работы со знанием, способный нести универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

Основная часть

инновационность: наряду с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами) и ЭОР (электронными образовательными ресурсами) представленными на http://school-collection.edu.ru/ и http://fcior.edu.ru/ тренинг-модели являются современными интерактивными ресурсами отличными от вышеуказанных электронных образовательных ресурсов. Отличием тренинг-моделей от общепринятых электронных образовательных ресурсов является то, что они созданы на основе HTML-технологий и структурированы таким образом, что при использовании их обучающимися в качестве средства обучения происходит поэтапное освоение того или иного образовательного контента. При этом без усвоения первого шага, невозможно освоение второго и последующих шагов.

Тренинг-модули впервые были созданы Плаксиенко Еленой Анатольевной (pumkad@mail.ru), канд. техн. наук Таганрогский институт управления и экономики (ТИУиЭ) и Плаксиенко Сергем Владимировичем (sss@tagan.ru), канд. техн. наук

Таганрогский технологический институт южный федеральный университет (ТТИ ЮФУ) в качестве новых форм обучения студентов по курсу “Экономико-математические методы и модели” [2].

принципы:

  • По диалектическому принципу развития всевозможных систем от простого к сложному, от частного к общему, от формы к содержанию и т.д. созданы и тренинг-модели, которые сегодня начинают применяться при обучении такой образовательной области как “Химия”.
  • Дидактический принцип интеграции закономерностей развития педагогических технологий обучения, компьютерных технологий создания средств обучения и приемов, применяемых педагогом.
  • Психологический принцип, разработанный А.М. Матюшкиным [3], положенный в основу создания тренинг-моделей, разрешающий личностные противоречия “знаю – не знаю”, “умею – не умею”, “могу – не могу” и др., являющийся движущей силой процесса познания, порождающий потребность в действии, создающий мотивационную основу у обучающегося.
  • Принцип интегративности применяемый в содержании тренинг-моделей, основанный на метапредметных составляющих естественно-научного образовательного пространства.
  • Практико-ориентированный принцип, являющийся одним из важнейших линий в структуре ООО ФГОС, раскрывающий содержание, в том числе и предметной области “Химия”.

методика:

“Химическое образование в школе переживает непростой этап своего реформирования, связанный с изменением взглядов на роль и цели общего образования в контексте задач его модернизации. В этих условиях школе отведена роль важнейшего фактора гуманизации социальных отношений, формирование новых жизненных установок, ценностей личности, а также гаранта получения молодыми гражданами современного качественного образования” (М.А. Шаталов, Н.Е. Кузнецова) [5].

И вышесказанного следует, что обучение химии в современной школе нацелено на глубокое осмысление школьниками основ химической науки, на опору освоения обучающимися метапредметных результатов, на развитие личностных качеств школьников.

Метапредметной составляющей естественно-научного образовательного пространства способной развивать личность обучающихся является “самостоятельное приобретение новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления” [1]. Данные метапредметные результаты достигаются посредством внедрения в образовательный процесс тренинг-моделей, разработанных на основе выстраивания индивидуальных траекторий обучения и дифференцирования базовых знаний, которые обучающиеся добывают самостоятельно. Например, метапредметные категории “определение” и “понятие” без которых невозможно познание любой науки, в том числе и химии, легко формируются посредством тренинг-модели “Знание первоначальных химических понятий и определений”, которые формирует способность обучающегося работать с понятиями и развивает такие качества личности как “умение управлять своей познавательной деятельностью” [4], . Алгоритм работы школьника 8 класса с обучающей тренинг-моделью “Первоначальные химические понятия “вещество”, который впервые накапливает опыт по формированию понятийного аппарата <Рисунок 1>:

Рис. 1

  1. На экране монитора отображается первое химическое понятие “вещество” и несколько вариантов ответов, раскрывающих данное понятие.
  2. Обучающийся должен проанализировать все варианты ответов и выбрать один из предложенных. Варианты ответов включают понятие “вещество” с точки зрения физики, химии, философии, лингвистики и т.д.
  3. Если обучающийся выбирает правильный ответ, то происходит переход на следующий этап изучения данного понятия, в котором расширяется его содержание. Такой переход показан сплошной стрелкой.
  4. Если обучающийся выбирает неверный ответ, то по гиперссылке происходит переход на страницу с сообщением “ошибка”. На данной странице приводятся разъяснения возможных причин неверного ответа и теоретические сноски (гиперссылки), которые помогут обучающемуся раскрыть содержание понятия. После их изучения (кликания мышью) по сноскам (гиперссылкам), обучающийся может вернуться к первому заданию, где необходимо определить понятие “вещество” с точки зрения науки химии и вновь выбрать правильный ответ.
  5. Переход на следующий уровень невозможен, без верного решения предыдущего.
  6. Если обучающий выбирает правильный ответ, то происходит переход на следующий этап изучения данного понятия, в котором расширяется его содержание.
  7. Если обучающийся выбирает неверный ответ, то по гиперссылке происходит переход на страницу с сообщением “ошибка”. И школьник должен повторить вновь все действия, пока он верно и самостоятельно не определит указанное понятие.
  8. Первое понятие определено. Далее осуществляется переход на формирование содержания понятия “простое вещество”.
  9. Следующим этапом следует формирование понятия “сложное вещество”.

Результаты. Метапредметные:

“умение воспринимать и систематизировать словесную, знаковую, графическую и другую информацию”; “анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствие с поставленными задачами”. Личностные: “умений оперативного принятия ответственного решения для осуществления продуктивной образовательной деятельности” [4].

Таким образом, в обучающей тренинг-модели на экране монитора компьютера выстраивается траектория решения поставленной задачи обучающимся с верными и неверными шагами. Это дает школьнику самостоятельно определить степень и глубину осознанности собственных действий по формированию своих знаний, а также проверить качество метапредметных практических навыков, а именно “умение воспринимать и систематизировать словесную, знаковую, графическую и другую информацию”, а также “анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствие с поставленными задачами”. [4] Кроме того, знаниевый компонент на данном этапе перерастает в личностный, который выражен в готовности обучающегося целенаправленно достичь результата решения учебной задачи и развитии в себе “умений оперативного принятия ответственного решения для осуществления продуктивной образовательной деятельности” [4].

организационные приемы:

Методы и приемы образовательной деятельности обучающихся как условия обеспечения качества современного урока. Исходя из определения понятий “метод” - последовательность ресурсообеспеченных, целенаправленных и взаимосвязанных действий учителя и обучающихся, направленных на достижение поставленных целей и “прием” - конкретный способ деятельности по достижению поставленной задачи педагог-предметник, выбирает методы и приемы, которые призваны обеспечить организацию деятельности обучающихся по достижению целей и задач конкретного урока, например, урока химии по теме: “Предмет химии”, где и формируются первоначальные понятия о веществе. На данном уроке главным критерием выбора метода обучения является его результативность – качественное достижение конечного запланированного результата образования. Широко распространенное объяснительно-иллюстративное обучение, часто называемое традиционным, учитывает в основном деятельность учителя. Поэтому в свете ООО ФГОС оптимальным решением выбора метода обучения является метод проблемно-интегрированного обучения, ориентированный на совместную деятельность учителя и обучающегося и который включает следующие организационные приемы, отображенные на схеме 1 (см. приложение 1).

трудности образовательной деятельности при внедрении в образовательный процесс тренинг-моделей состоят в следующем:

  • Отсутствие целостного компонента или блоков тренинг-моделей образовательной предметной линии “Химия”. Созданы только ее авторские отдельные элементы по нескольким темам.
  • Недостаток временных рамок предмета “Химия” (1 или 2 часа в неделю) для обучения школьников для работы с программной средой тренинг-моделей в системе одного урока.
  • Без компьютеризирования химического кабинета внедрение данных средств обучения невозможно.
  • Требуется перестройка программного материала в рамках Рабочей программы по предмету для структуризации и компоновки тем уроков в блоки.
  • Необходимо углубленная компьютерная грамотность и усердие педагогу, чтобы создавать авторские тренинг-модели и органично включать данные средства обучения в технологию обучения.

пути решения проблем:

  • В течение определенного времени разработать и создать целостный компонент тренинг-моделей образовательной области “Химия” для основной школы в свете ООО ФГОС.
  • Создать элективный курс для обучающихся 8 – 9 классов в рамках 34 часов в год (1 час в неделю) для закрепления метапредметных, личностных и предметных результатов обучения предметной области “Химия”.
  • Добиваться оснащения кабинета химии компьютерной техникой в рамках программы развития кабинета.
  • Пересмотреть Рабочие программы “Химия 8 класса” и “Химия 9 класса”, структурировать программный материал по блокам таким образом, чтобы стало возможно включение уроков закрепления учебного материала.
  • Мотивация педагогов на самосовершенствование и освоение новых педагогических технологий обучения посредством самостоятельного изучения информационно-коммуникативных технологий и отработки информационных компетентностей.

педагогический эффект предполагаемого новшества:

  • Достижение обучающимися качественно сформированных метапредметных, личностных и коммуникативных результатов обучения, которые бы обеспечивали эффективное овладение ключевыми компетенциями, составляющие основу умения учиться через самостоятельную работу с тренинг моделями.

Анализ влияния организационных приемов на степень глубины и осознанности знаний обучающихся, а также на качественный уровень развития практических навыков и умений.

Таким образом, на примере одного элемента обучающей тренинг-модели можно пронаблюдать построение траектории решения поставленной задачи, например, определение содержания химического понятия обучающимся, где наглядно определены верные и неверные шаги. Подобные тренинг-модели дают школьнику самостоятельно определить степень и глубину осознанности собственных действий по формированию своих компетенций, которые являются результатами обучения. А также проверить качество метапредметных практических навыков и умений, а именно “умение воспринимать и систематизировать словесную, знаковую, графическую и другую информацию”, а также “анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствие с поставленными задачами”. При этом знаниевый компонент на данном этапе перерастает в личностный, который выражается в готовности обучающегося целенаправленно достичь результата решения учебной задачи и развитии в себе умений оперативного принятия ответственного решения для осуществления продуктивной образовательной деятельности.

Заключение

Исходя из вышесказанного, посредством анализа, синтеза и умозаключений было доказано то, что применение в образовательном процессе посредством информационно-коммуникативных технологий и методом проблемно-интегрированного обучения таких средств обучения как тренинг-модели является метапредметным составляющим естественно-научного образовательного пространства, которое развивает личность обучающихся на современном этапе образования в свете внедрения ООО ФГОС.

Список литературы

  1. Доклад “Развитие информационной компетентности, как один из путей становления личности”. Автор Антонова Е.Е. МОУ СОШ № 4, г.Стрежевой. Из материалов Всероссийской научно-практической конференции “Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе”, ИТО – Томск, 2010.
  2. Доклад “Применение тренинг-модулей в дистанционном образовании”. Авторы: Плаксиенко Е.А. и Плаксиенко С. В. Из материалов III международной научно-практической конференции “Инновации и современные технологии в системе образования”, Прага 2013.
  3. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии. Автор: Е.Ю. Ривкин. Издательство “Учитель” Волгоград, 2012.
  4. Химия. Программы 8 – 11 классы. Линия “Алгоритм успеха”. Авторы: Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара. Издательский центр “Вентана-Граф” Москва, 2012.
  5. Химия. Достижение метапредметных результатов обучения. Решение интегративных учебных проблем. Методическое пособие. Авторы: М.А.Шиталов, Н.Е.Кузнецова. Издательский центр “Вентана-Граф” Москва, 2012.