Цель – содействовать воспитанию чувства уважения к различным национальностям, признания равноправия людей, принадлежащих к разным народам.
Задачи:
- подвести детей к осознанию понятия Родина
- создание условий для раскрытия и реализации творческого потенциала учащихся
Оборудование:
- презентация “Соседи России”
- музыкальное сопровождение
- сарафаны и платки для хоровода
- веночки для танца “Бульба”
- костюмы и декорации к сказке “Лисья хатка”
- костюм украинский для исполнения песни
- варежки с эстонским национальным рисунком
- газеты “Государства - соседи России”
Ход праздника
Учитель: Ребята, мы живём с вами в великой стране России. Независимой наша страна стала 12 июня 1991 года. До этого события территория на которой находится наше государство входила в состав Союза Советских Социалистических Республик, который образовался 30 декабря 1922 года. Тогда 15 республик объединились в одну большую семью. Республики были большие и маленькие, но все они подчинялись одним законам, был единый глава государства, одна столица – Москва.
Но поскольку народ – это общность людей, имеющая свой язык, свою культуру, свой особенный национальный характер, люди проживающие в этих республиках постепенно захотели жить отдельно, образовать своё государство. Со своей столицей, правительством, национальным языком и в 1991 году Союз Советских Социалистических Республик распался на множество государств, таких как Эстония, Латвия, Литва, Украина, Молдова, Казахстан, Грузия, Белоруссия и другие. Я думаю, что у вас есть родственники и друзья, которые живут в этих государствах, и вы ездите к ним в гости, а они приезжают к вам.
На уроках окружающего мира вы работали над проектом “Соседи России”, и узнали, что у каждого народа есть что – то своё интересное и характерное. И у каждого народа есть прекрасные люди – добрые, спокойные, открытые. И есть другие – глупые, злые, алчные и агрессивные.
Немало людей посмеиваются над представителями других наций. Как правило, это люди не очень умные и не очень добрые, не знающие, что такое благородство. Необходимо уважать национальные чувства других народов: быть уважительными, отзывчивыми, проявлять к людям такое отношение, какого ты ждёшь от них по отношению к себе.
Сегодня мы совершим путешествия по государствам – соседям России и познакомимся с песнями, танцами, сказками, играми, творчеством людей живущих в этих государствах.
(путешествие сопровождается презентацией)
Учитель: Первая наша остановка – Эстония. На берегах Балтийского моря находится Эстония с её морскими ветрами и холодными зимами. Послушайте стихи эстонского поэта Манивальда Аугустовича Кесамаа “Узорчатые варежки”
Ученики:
Дуют снежные метели.
В шапках сосны,
В шубах ели.
Ты зима, хоть холодна,
Но ребятам не страшна –
Жарче печки валенки,
Мягче пуха варежки.
Не жалела, ярочка,
Ты для нас подарочка.
Лето проходила –
Шубку отрастила –
Детям подарила.
Ножницы вы, ножницы,
Ножницы – художницы!
Выстригли шерстинки
На боках и спинке
Ровно, аккуратно,
Посмотреть приятно!
Гребешок, ты частый,
Острый и зубастый:
Сделал шерсть пушистой,
Нежной, шелковистой.
Прялочка, ты умная,
Колесо бесшумное!
Веретёнце ловкое
С острою головкою.
Колесо вращается,
Нитка получается.
Бабушкины пальчики,
Пальчики проворные,
Нам связали варежки,
Варежки узорные.
(девочка заканчивает стихотворение показам узорчатых варежек)
Учитель: Рядом с Эстонией находятся такие страны как: Латвия и Литва.
Ученики:
Мы оттуда, где чайки крылатые,
Где на рейдах звенят якоря,
Привезли мы с собою из Латвии
Каплю солнца – кусок янтаря.
Мы из Литвы.
Любим свой янтарный берег,
Чуть встаём – бежим к волнам.
Хорошо! А кто не верит –
Приезжайте в гости к нам!
Учитель: Любят прибалтийские дети поиграть, побегать.
Оттуда к нам пришла игра “Шёл козёл по лесу” (игра)
Ученики:
Над Родиной новое утро зажглось,
Над Родиной небо в плечах раздалось.
И солнце вплело миллионы свечей
В снопы золотистых свечей.
Учитель: Мы оказываемся в стране, где золотятся бескрайние поля пшеницы. А главная река – красавица – Днепр. Мы в Украине.
Ученики:
Над Днепром и Волгой зори негасимы.
Всюду дом для нас с тобой.
Это Украина обнялась с Россией,
Как сестра с любимою сестрою.
От Карпат до Шуши - в нашем небе синем
Журавли летят весенним строем.
Это Украина обнялась с Россией
Как сестра с любимою сестрою.
От Днепра до Дона – в братстве наша сила.
Это Украина обнялась с Россией
Как сестра с любимою сестрою.
Учитель: Послушайте украинскую народную песенку “Веснянка”
Учитель: А сейчас мы переносимся в Белоруссию. Послушаем и посмотрим белорусскую народную сказку “Лисья хатка”
(инсценировка сказки, авторский текст читает учитель)
Ученики:
Наша Родина богата,
Широки леса, поля,
И везде живут ребята,
Наши добрые друзья.
Белорусский танец “Бульба” (танцуют учащиеся)
Учитель: А сейчас мы в стране, которая славится своими виноградниками, и ее называют “землей роз”. Это Молдова.
Молдавские танцы радостны, зажигательны, веселы.
Сейчас мы послушаем молдавский народный танец, а несколько ребят попробуют его станцевать. (Учитель раздает жетончики, показывает несколько движений и ребята прямо на празднике танцуют “Молдавеняску”.)
Учитель: Следующая наша остановка в Казахстане.
Казахстан! Это горы Тянь-Шань и пески пустыни Каракум. Это целинные земли. Это край необозримых пастбищ и богатейших недр. Дос - друг! – говорят казахи, встречая дорогих гостей.
А мы с вами поиграем в игру казахских ребят “Совушка”.
И вот мы дома в России. Самый многочисленный народ, который заселяем нашу Родину - русские.
Дети поют песню “У моей России зеленые косички”
Учитель: А сейчас ребята прочитают стихи о нашей стране – России.
Ученики:
Россия – ты моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки и поля,
Моря, леса да горы.
Народы как одна семья,
Хотя язык их разный,
Все дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
И Родина у всех одна -
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!
Наша Родина богата,
Широки леса, поля,
И везде живут ребята,
Наши добрые друзья
Россия...
Как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь
Учитель: Любят русские девушки вечером поводить хороводы.
Русский танец “Красный сарафан”
Учитель: Заканчиваем наш праздник песней о нашей великой Родине России.
(песня о России)