Пояснительная записка
Великая отечественная война была самой тяжёлой и кровопролитной из всех войн, когда-либо пережитых Советским Союзом. Однако она была не только драматическим, но и героическим периодом истории советского народа и не случайно названа Великой Отечественной войной. Летопись войны полна примеров мужества и героизма миллионов советских людей, самоотверженно защищавших свою Родину. И чем дальше мы от того тревожного и героического времени, тем величественнее кажутся их подвиги, тем полнее осознаётся значимость совершённого.
Трудной и длительной оказалась дорога к победе. Почти четыре года шли по ней советские люди. И всё это время не смолкали ни днём, ни ночью напряжённые бои и сражения.
Не только люди и воинские части, но и города покрыли себя бессмертной славой в годы войны. Москва, Киев, Одесса, Севастополь, Сталинград (Волгоград), Ленинград (Санкт-Петербург) и другие города получили гордое и почётное звание Город-герой. Особое место среди них принадлежит Ленинграду. Яркой страницей своей летописи Великой Отечественной войны является оборона Ленинграда. Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества наших людей.
Цели урока:
- Раскрыть планы германского командования по отношению Ленинграда.
- Показать героизм жителей и защитников Ленинграда в дни блокады.
- Показать тяготы и лишения, выпавшие на долю Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
- Показать историческое значение снятия блокады Ленинграда.
- Воспитать чувство уважения к народу-победителю, патриотов России.
Оборудование:
- Видеофильм (док. фильм) “Тайны блокадного города”.
- Выставка книг, посвящённая 70-летию снятия блокады Ленинграда.
- - Запись песни “Вставай страна огромная”,
- фонограмма “Звон колокалов”
- седьмая симфония Д Шостаковича.
- Портрет Г.К. Жукова.
Данную методическую разработку можно использовать как на уроках истории, посвященных блокаде Ленинграда, так и на классных часах, посвященных истории Великой Отечественной войны.
Ход урока
Вед. Здравствуйте, уважаемые гости, преподаватели, студенты! Сегодня необычный урок - урок памяти “Подвиг твой бессмертен”, посвященный блокаде Ленинграда (ныне город - Санкт-Петербург). Приложение. Слайд 1.
Представление гостей урока (ветераны Великой Отечественной войны, участвовавшие в снятии блокады Ленинграда, а также те, кто был ребенком в годы войны и жил в блокадном Ленинграде).
Вед. Незабываемый подвиг совершил советский народ в годы Великой Отечественной войны. Он сражался против черных сил гитлеровской Германии, и ее союзников. Советский народ отстоял свободу и независимость нашего Отечества, разгромил многомиллионную вражескую армию и спас человечество от фашистского порабощения. Приложение. Слайд 2.
Яркой страницей боевой летописи Великой Отечественной войны является оборона Ленинграда. Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества наших людей.
Вед. Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. В его судьбе отразились самые характерные черты той войны, победу в которой мы празднуем вновь и вновь. Приложение. Слайды 3,4.
Звучит фонограмма - звон колоколов.
Литературно-исторический монтаж
Приложение. Слайд 5.
1. Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу.
2. Их противниками были смерть и ее союзники: голод, жажда, холод, тьма... блокада.
Приложение. Слайд 6
Ю.Воронов
Опять война, опять блокада.
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы и убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда, -
Не права.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь это память — наша совесть.
Она,
Как силы, нам нужна.
/Юрий Воронов пережил блокаду/
Вед. Давайте сегодня мысленно вернемся в те грозные годы и вместе с ленинградцами проживем те бесконечно долгие 900 дней, каждый из которых отмечен подвигом и самопожертвованием. Приложение. Слайд 7
Звучит отрывок из песни “Вставай страна огромная”
3. Вероломно напав на Советский союз, гитлеровское командование предполагало ударом с двух сторон большими силами подавить сопротивление советских войск в Прибалтике, прорваться через Лугу и Гатчину, разгромить прикрывающие город Ленинград войска и сходу захватить его. Немецко-фашистское командование назначило время парада немецких войск по Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице “Астория”. Но триумфального марша не получилось. Приложение. Слайд 8.
4. Организаторы защиты Ленинграда быстро и четко расставили сотни тысяч людей на участки, решающие судьбу обороны. Одни направлялись в ряды народного ополчения, на строительство оборонительных рубежей, другие - на фабрики и заводы. Всего в Ленинграде и пригороде в августе 1941 года было организовано 79 рабочих батальонов, численностью свыше 40 тысяч человек. Город отдавал в армию лучших. Приложение. Слайд 9
5. Горожане создали оборонительный пояс противотанковых рядов длиной
626 километров, построили 1500 дотов и дзотов, 35 километров баррикад. Люди работали по 12-14 часов в сутки, нередко под дождем и артиллерийским огнем.
Вед. До октября 1941 года из Ленинграда вывезли около 96 предприятий. Эвакуировали музеи, театры, научно-исследовательские институты.
Население расставалось с родным городом неохотно, люди не допускали мысли, что немцы могут подойти к самому Ленинграду. Из города выехало 630 тысяч ленинградцев. Приложение. Слайды 10,11
Изменилось лицо города. Окна магазинов и общественных зданий закрыли предохранительными щитами. На памятники надели защитные футляры из досок, заполненные песком. Разместились на огневых позициях зенитные батареи. Город превратился в военную крепость.
1. Заводы, мосты, общественные здания были заминированы, и если бы неприятию удалось ворваться в город, все взлетело бы на воздух. Немецкое командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны.
2. В секретной директиве “О будущности города Петербурга”, датированной 22 сентября 1941 года говорилось: “...Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты”. Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение вместе с жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер имел в виду: “Разгромить русских как народ, т.е. истребить, уничтожить как биологическое и историческое понятие.
3. В августе 1941 года немецкие войска прорвались к Ленинграду. Перед командующим группой армии “Север” генерал - фельдмаршалом фон Леебом фюрер поставил задачу - штурмом овладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось.
4. Тогда Гитлер сделал ставку на голод. Вражеские войска окружили Ленинград плотным кольцом. Связь города со страной прервалась. Началась тяжелая пора ленинградской блокады, которая продолжалась 900 дней и ночей. Приложение. Слайды 12, 13,14.
5. С первых дней блокады фашисты приступили к варварским обстрелам и бомбардировкам города. На их картах были отмечены музеи, дворцы, школы: Эрмитаж - объект № 9, Дворец пионеров - объект №192.
15 сентября 1941 года обстрел начался с самого утра и продолжался 18 часов
30 минут. Гитлеровцы стремились не только разрушить город, но и деморализовать его жителей. Но расчеты фашистов на мощь авиации и артиллерии не оправдались, и они все больше надеялись на губительные последствия блокады.
Вед. Голод подкрадывался к городу незаметно. Главные запасы продовольствия были уничтожены вражеской авиацией. Приложение. Слайды 15,16.
29 августа 1941 года Сталину доложили: муки и зерна в Ленинграде осталось на 17 суток. На другой день Государственный Комитет обороны приказал направлять в город ежедневно по 8 составов с продовольствием, по 2-с боеприпасами и по 1 - с горючим. Но было уже поздно. 30 августа 1941 года железнодорожная связь с Ленинградом прервалась. В городе начались поиски пригодного в пищу. На мельницах вытряхивали мешки из-под муки, бережно собирали со стен наслоившуюся на них за многие годы мучную пыль. Под огнем врага копали картошку, собирали овощи - все, вплоть до зеленого капустного листа. Несмотря на все усилия, удержать снабжение населения на прежнем уровне не удалось. 2, 11 сентября и 1 октября 1941 года норма хлеба рабочим составляла 400 гр., всем остальным жителям - до 200 гр. Это был уже голод. Приложение. Слайд 17.
1.С ноября 1941 года рабочие стали получать 250 грамм, служащие, дети и другие жители – 125 грамм прогорклой, комковатой массы - именуемой хлебом. Врачи уже диагностировали дистрофию - болезнь, совершенно забытую. Те, кого настигал голод, корчились и мучились так же, как тяжелораненые, и умирали...
Я забыть
Ни когда не смогу
Скрип саней
На декабрьском снегу.
Тот пронзительный
Медленный скрип
Он как стон,
Как рыданье,
Как всхлип.
Ю. Воронов.
Скрип саней. 1942-1968 годы
Всего в ноябре голод унес свыше 11 тыс. жизней, в декабре - почти 53 тыс., январе и феврале - 199187 ленинградцев, март - еще 89968... Умирали целыми семьями. Приложение. Слайд 18
Странички из дневника Тани Савичевой.
Женя умерла 28 декабря в 12ч 30 мин. Утра. 1941 г.”
Женя-сестра Тани.
“Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 г.”
“Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.”
Лека — это брат Тани.
“Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа. 1942 г.
“Дядя Леша, 10 мая в 4 дня. 1942 г.”
“Мама, 13 мая в 7 часов 30 мин утра. 1942 г.”
“Умерли все”.
Осталась одна Таня.
После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда ее вывезти на Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли. Приложение. Слайд 19
3. Январь и февраль 1942 г. были самыми черными месяцами блокады. В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат “за создание невиданной в истории мира блокады и уверял, что скоро Ленинград “ как спелое яблоко” упадет к нашим ногам”. “Ленинград выжрет самого себя” - цинично пророчествовал Гитлер.
4. Враг рассчитывал, что голодающие мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от бомбежек и артобстрелов, от голода и холода.
5. Город жил и боролся. Для жителей блокадного Ленинграда требовался героизм особого рода, повседневный, ежеминутный. Подняться, когда уже не было сил, встать, помочь другому человеку, поделиться с умирающим от голода последней крошкой хлеба.
Вед. Ленинградцы пережившие блокаду вспоминают.
1. У каждого находился свой спаситель. Военный, который на улице отдал незнакомому ребенку банку консервов - неслыханную ценность для блокадного Ленинграда.
14 - летняя девочка, которая тайком от родителей, в течение многих месяцев по крупинкам откладывала из своей ничтожный нормы сахарный песок, пока не накопила целое блюдце. В день рождения мамы она поставила на стол блюдце с сахарным песком в подарок маме. Сколько силы воли требовал этот поступок.
В осажденном городе часто повседневные дела становились подвигом.
2. Работал в одном почтовом отделении старичок, Иваном Васильевичем звали. Сыновей проводил в армию, сам рвался на фронт, да по возрасту не приняли. Однажды поступил на почту толстый конверт. Долго, видно, шел, пообтрепался, и рваться уже начал. Кто - то взял конверт в руки, а из него вдруг выпала шоколадка. В голодное время, когда даже хлеба не было, шоколад был дороже золота.
Совсем плох был Иван Васильевич, но сам пошел отнести конверт по указанному адресу. Долго ждали его возвращения на почте, но так и не дождались.
Прошло много лет. Однажды в почтовое отделение пришла молодая женщина. В руках у нее была синяя обертка от шоколадки, той самой, что Иван Васильевич когда - то понес детям, сразу ее узнали.
- Пришла поклониться памяти вашего почтальона, - объяснила женщина.
- Он нам с братом жизнь спас. И рассказала.
“Сидим мы с братиком дома, одни остались, мама умерла. Сидим и спорим, кому в булочную за хлебом идти. Не было у нас сил даже шаг из дома сделать, а тем более в очереди стоять. И все же брат собрался, но только за дверь вышел, у самого порога на мертвого человека наткнулся. В одной руке плитка шоколада была крепко зажата, а в другой - письмо отца - летчика.
Похоронили старого почтальона на Пискаревском кладбище, а обертку от шоколадки сохранили.
И вот недавно, перебирая книги, наткнулись на обертку, вспомнили блокаду, старичка - почтальона. И решили узнать имя человека, который, умирая от голода, спешил отнести шоколадку детям”.
3.Люди остались жить, потому что ими руководило чувство любви, долга, преданности, взаимной поддержки. Спасались, спасая других. Приложение. Слайд 20
4. Несмотря на голод, холод, блокаду продолжали работать многие ленинградские заводы. Люди работали по 15 - 16 часов в сутки, не уходя домой. Из ворот Кировского завода прямо на фронт шли танки.
За первые полгода блокады, в самых невероятных условиях, ленинградцы дали фронту более 700 танков, 58 бронепоездов, почти две с половиной тысячи орудий, и минометов, и много другого вооружения и боеприпасов. Приложение. Слайд 21
5. Наряду с взрослыми дети несли все тяготы войны. Они работали на заводе, встав за станки вместо, ушедших на фронт родителей.
Видеофрагмент из документального фильма “Тайны блокадного города”
Приложение. Слайд 22
1.Продолжали работать ученые. Так, ослабевшие от голода сотрудники Всесоюзного института растениеводства изучали редкий сорт пшеницы, собранный академиком Вавиловым. Как и все ленинградцы, во время блокады ученые жили в промерзших комнатах. Но каждое полено, каждый кусок угля они берегли, чтобы отапливать оранжереи. От холода могли погибнуть столетние пальмы, редкие древовидные папортники.
2. Профессор Куцевич, похудевший от недоедания так, что весил более ребенка 13 - летнего возраста, терпеливо и настойчиво изучал возможность развития жизни в совершенно изолированном пространстве. Он сделал открытие - получил опытным путем сведения о возможности существования жизни в космосе. Приложение. Слайд 23
3. В блокадном Ленинграде создали свои лучшие произведения Вера Инбер, Николай Тихонов, Анна Ахматова, Ольга Бергольц. Не раз выступали поэты по радио. Их произведения звали к борьбе, стойкости, вселяя мужество, силу, веру в победу.
О. Бергольц “Разговор с соседкой”
Дарья Власьевна, соседка по квартире,
Сядем, побеседуем вдвоем.
Знаешь, будем говорить о мире,
О желанном мире, о своем.Вот мы прожили почти полгода,
Полтораста суток длился бой.
Тяжелы страдания народа –
Наши, Дарья Власьевна с тобой.О, ночное воющее небо,
Дрожь земли, обвал невдалеке,
Бедный ленинградский ломтик хлеба.
Он почти не весит на руке...Для того чтоб жить в кольце блокады,
Ежедневно смертный слышать свист,
Сколько силы нам, соседка, надо,
Сколько ненависти и любви...Столько, что минутами в смятенье
Ты сама себя не узнаешь:
- Вынесу ли! Хватит ли терпенья?
- Вынесешь! Дотерпишь! Доживешь!
Вед. В дни блокады создал свою знаменитую Седьмую симфонию композитор Дмитрий Шостакович (звучит отрывок из симфонии). Приложение. Слайд 24.
4. Ленинград был связан со всей страной единственной дорогой, которая шла по льду Ладожского озера. Дорогой жизни называли ее ленинградцы. Дорогу обстреливали фашистские орудия, бомбили самолеты, но сотни машин каждый день шли в Ленинград. Они везли в осажденный город продовольствие, боеприпасы, а из него ежедневно вывозили больных, истощенных людей, прежде всего детей. Приложение. Слайд 25
5. Огромного мужества требовала работа шофера на этой дороге. Водители знали, что каждый из них везет груз, который спасет в этот день от голодной смерти тысячи людей.
Вед. Кровавый замысел фашистов так и остался на бумаге. Крепость на Неве стоит и поныне, а немецкие дивизии нашли могилу под ее стенами. 18 января 1943 г. войска Ленинградского фронта и Волховского фронта перешли в наступление. Приложение. Слайд 26
Ранним, морозным утром 18 января в 9 часов 30 минут наша артиллерия открыла ураганный огонь по врагу: 140 минут свыше 2500 орудий и минометов
67 армии вздымали на воздух вражеские батареи и блиндажи. С правого берега Невы 208 пушек били прямой наводкой. Такого мощного огня гитлеровцы у стен Ленинграда еще не знали. Несмотря на плохую погоду, успешно действовала наша авиация. Благодаря упорным ожесточенным боям войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились у станции Подгорной и на кромке Старо-Ладожского канала. Вражеское кольцо блокады было прорвано. 27 января 1944 г. город был освобожден. Просмотр фрагмента документального фильма “Тайны блокадного города”. Приложение. Слайды 27, 28, 30,31
Вед. Из всех городов - героев на долю Ленинграда выпали самые тяжелые испытания. Защита Ленинграда - это пример необычного мужества мирных жителей и воинов - защитников города Ленинграда.
Вечная память всем кто погиб во время блокады Ленинграда и в годы Великой Отечественной войны. Отдал свои жизни за мир на земле.
Минута молчания.
Вед. Представляем слово нашим гостям - участника снятия блокады Ленинграда и жителю блокадного города.
Ведущий знакомит присутствующих с выставкой книг, посвященной блокаде Ленинграда.
Урок закончен!
Литература
1. Великая Отечественная народная 1942 - 1945:
2. Краткий исторический очерк. / Под ред. Жилина П.А. - М., 1985г.
3. Всемирная история. /Под ред. Курасова В.В. - М., 1965г., т 10
4. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой
5. Отечественной войне./ Сост. Карелин П.А. - М.,1987г, в 12т., Зт.
6. Дзенискевич А.Р., Ковальчук В.М., Соболев Г.Л. и др. Непокорный Ленинград. - Л., 1997г.
7. Карасев А.В. Ленинградцы в годы блокады. - М., 1987г.