Цели урока:
Образовательные:
- познакомить с различными определениями понятия "общество";
- познакомить со значением "общество" в узком и широком смысле;
- научить определять взаимосвязь общества и природы;
- познакомить с основными сферами общества и их соотнесением;
- познакомить с общественными науками и их особенностями.
Развивающая:
Воспитательная:
Средства обучения: Учебник Человек и общество/ Под ред. Боголюбовой Л.Н., Лабезниковой А.Ю., словарь по философии, схема "Понятие "общество", графические модели "Соотношение общественных сфер", раздаточный материал - высказывание В.Ю. Ключевского о взаимосвязи природы и общества.
Основные понятия: общество, природа, культура, система, общественные сферы общества, общественные науки.
Ход урока
I. Оргмомент II. Сообщение темы урока 1. Работа в тетрадях |
Здравствуйте, студенты! Тема урока "Общество и общественные отношения". План изучения нового материала Понятие "общество". Взаимосвязь общества и природы. Сферы общественной жизни и их взаимодействие. Общественные науки, их особенности. (запись темы и плана изучения нового материала студентами в тетрадях) |
III. Изучение нового материала 1. Введение 2. Понятие "общество". Работа со схемой "Понятие Общество" Работа в тетрадях (запись определения) |
Предлагается ответить на вопрос - Что такое общество? (ответы студентов) На первый взгляд, кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно понятие "общество" давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то убеждаемся, что таких определений может быть множество. - Давайте вспомним знакомые нам устойчивые словосочетания, в которые входило бы данное слово. 1. Общество книголюбов, дворянское общество. Высшее общество, педагогическое общество. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов; объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга. 2. Первобытное общество, феодальное общество. Исторический этап. Развитие человечества. 3. Французское общество. Английское общество. Страна, государство. 4. Спортивное общество. Общество защиты природы. Объединение людей с какой - либо целью. Все эти определения раскрывают узкий смысл понятия "общество". Если мы будем двигаться дальше в соответствии с данной логикой рассуждения (от частного к общему), то обществом называют и человечество в целом - в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов. Иными словами, общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Данное определение отражает понятие общества в широком смысле. Его необходимо запомнить. |
3. Взаимосвязь общества и природы. | Попробуем разобраться в этом
определении более обстоятельно. - Что такое природа? В нашем случае под природой понимается совокупность естественных условий существования человека. Начнем с положения о том, что общество - это обособившаяся от природы часть мира. - В чем же состоит это обособление? (ответы студентов) В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающей сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть еще одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры. - Что такое культура? (ответы студентов) Слово "культура" в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком "вторая природа", которая как бы надстроена над первой природой естественной. Все это порождает представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе. Отношение к природе как к чему-то неформальному, более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, покорителя природы. Вспомним слова тургеневского героя Базарова: "Природа - не храм, а мастерская и человек в ней работник". К чему привела эта установка сегодня, хорошо известно. Это опасное для жизни человека загрязнение среды его обитания, постепенное исчерпание природных ресурсов вызвало экологический кризис, создало угрозу самому существованию человечества. Сегодня важнее осознать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. |
Работа с раздаточным материалом. | Чтение высказывания В. О. Ключевского о
влиянии рек на хозяйственную и общественную
жизнь славян. "Служа готовыми первобытными дорогами, речные бассейны своими разносторонними направлениями рассеивали население по своим ветвям. По этим бассейнам рано обозначились различные местные группы населения, племена, на которые древняя летопись делит русское славянство IX-X вв. ...Но это центробежное действие речной сети сдерживалось другой ее особенностью. Взаимная близость главных речных бассейнов равнины... не позволяла размещавшимся по ним частям населения обособляться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними, подготовляла народное единство и содействовала государственному объединению страны". - О какой неразрывной связи природы и общества говорит Ключевский? (ответы студентов) Природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное развитие. С другой стороны, общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует как о благоприятном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных ее последствиях. - Назовите примеры, как благоприятном влиянии деятельности человека, так и пагубных ее последствий (благоприятные последствия - осушенные болотистые топи вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями; сады и виноградники на склонах Кавказских гор, прекрасные рощи на островах Тихого океана; пагубные последствия - стада домашних животных вытаптывали почву, объедали подрост, об античной Греции говорили, что ее могущество "съели" расплодившиеся козы). Вернемся к определению "общество", с которого мы начинали свои рассуждения. Назовите его. (общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения) Подведем вывод. Говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. |
4. Сферы общественной жизни и их
взаимодействие. Работа с философским словарем. |
Обратите внимание на вторую часть
определения. - Какая идея подчеркивается в данной части определения? (ответы студентов) Идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. - Посмотрите, как определяется общество в словаре по философии? |
Работа в тетради (конспектирование за преподавателем о сферах общества и их соотношении) |
Общество - динамическая система. Новое понятие "система" может показаться сложным, но есть смысл в нем разобраться, т.к. в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. К ним относится наблюдаемая нами Вселенная, культура отдельного народа и деятельность самого человека. Слово "система" греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, совокупность. Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. К числу подсистем общества относятся сферы общественной жизни. Их четыре:
Каждая сфера общественной жизни тоже представляет сложное образование: составляющие ее элементы дают представление и об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства, церкви, системы образования и др.), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Вопрос о соотношении сфер жизни общества был и остается дискуссионным в теории общественной мысли. Разнообразие существующих точек зрения можно представить в виде графических моделей (каждый вариант сопровождается кратким комментарием) |
Работа с графическими моделями |
Модель 1. Приоритетное место отводится экономики, исходят из огромной роли материального производства в жизни людей, продукты которого удовлетворяют самые насущные потребности людей в пище, жилье, одежде и т.д. Материальное производство создает необходимые условия и средства (оборудование, здания, инструменты и т.д.) для всех других видов деятельности человека и сфер жизни общества: науки, политики, образования, медицины и т.п. Модель 2. Приоритет отдается духовной сфере, выдвигается идея о первичности сознания, о том, что мысли, идеи, представления предшествуют определенным практическим шагам человека. Всякому общественному перевороту предшествует переворот в сознании многих людей. Модель 3. Отношения, которые складываются в сфере экономики (в производстве и распределении), обуславливают появление в обществе определенных классов и социальных групп, что, в свою очередь, ведет к формированию партий и других политических групп. Политическая ситуация отражается на духовной жизни общества. Модель 4. В данной модели выдвигается идея, что каждая из общественных сфер может стать определяющей в различные периоды исторического развития. Например, в период революций решающая роль принадлежит социальным отношениям и политике. |
4. Общественные науки и их особенности Работа с учебником Работа в тетради |
Общественная жизнь сложна и
многогранна, поэтому ее изучают многие науки,
получившие название общественных. Откройте учебник с. 8-9, прочитайте пункт "Знать общество, в котором живешь" и выпишите науки, изучающие общество и область общественной жизни, которую они рассматривают. (История, философия, социология, политология, правоведение, этика и др. Юриспруденция исследует сущность и историю государства и права; предметом этики являются нормы морали, эстетики - законы искусства, художественного творчества людей. Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать философия и социология). |
IV. Закрепление изученного материала. | Что следует понимать под обществом в
широком и узком смысле? Какова взаимосвязь общества и природы? Почему общество можно характеризовать как систему? Назовите основные сферы жизнедеятельности общества? Проследите связь между ними. Что понимается под общественными отношениями? Какова классификация общественных отношений? Какие науки изучают общество? |
V. Подведение итога урока. | Общество - обособившаяся от природы, но
тесно с ней связанная часть мира, которая
включает в себя способы взаимодействия людей и
формы их объединения. Общество - система,
состоящая из элементов и подсистем. Подсистемами
общества являются сферы общественной жизни. Их
четыре: экономическая, социальная, политическая
и духовная. Сферы находятся в тесной взаимосвязи
друг с другом. Науки, изучающие общество называются общественными науками. Это философия, история, социология, этика, эстетика и др. |
VI. Домашнее задание. | Учить конспект урока, ответить на
вопросы с.10 -11 Урок окончен! |