Цели:
- Дать представления о характерных признаках весны; установить взаимосвязь между изменениями, происходящими в живой и неживой природе; воспитание бережного отношения к природе.
- Воспроизводить наизусть табличные случаи сложения чисел без перехода и с переходом через десяток и соответствующие случаи вычитания; выбирать арифметические действия для решения задачи.
Оборудование: макбуки, интерактивная доска, проектор, разрезные льдинки (для работы в парах), карточки с текстом и изображением задачи, картинки животных.
Ход урока.
1. Организация класса на урок.
-Сегодня у нас в классе много гостей, поприветствуем их.
2. Актуализация знаний.
-Послушайте отрывок стихотворения Леонида Дербенёва "Сосульки" и скажите, о каком времени года рассказывает поэт?
В тихом закоулке
Нашего двора
Плакать две сосульки
Начали вчера.
"Цок-цок-цок, нам жарко!
Цок-цок-цок, беда!"
В брызги разлеталась
Звонкая вода.
Солнце чуть повыше
Встало над двором,
Слёзы из-под крыши
Хлынули ручьём.
(Весна.)
Какие изменения в живой и неживой природе происходят весной. Об этом мы сегодня и будем говорить на уроке.
-Посмотрите на доску, что вы видите? (Слайд 1. Изображение солнышка с лучиками, на которых записаны примеры.)
К объектам живой или неживой природы относится солнце? (Неживой)
-Какие изменения вы наблюдаете весной? (Солнышко поднимается высоко над горизонтом, греет теплее, день становится длиннее.)
Дети выходят, выбирают понравившийся лучик, решают примеры.
10-6
12-9
8+6
9+8
14-5
14-8
18-9
9+7
16-8
11-7
15-7
5+4
-Молодцы!
-А что можно ещё наблюдать на весеннем небе? Об этом вы узнаете, когда решите кейворд, где каждой букве соответствует своё число. (Слайд 2. Изображением кейворда.)
15-6
13-7
8+3
10-9
Т-9
У-6
Ч-11
А-1
Дети собирают слово туча.
-Как вы думаете, весной всегда светит солнце? (Нет, много пасмурных дней. Слайд 3. Изображение туч на весеннем небе.)
-Хорошо, ребята, быстро справились!
3. Работа в парах.
-У вас на партах лежат кусочки бумаги неправильной формы, соберите их вместе с вашим товарищем по парте. Что получилось? (Льдинка)
-О каком явлении в неживой природе идёт речь? (О ледоходе.)
-Расскажите, что происходит на водоёмах весной. (Ответы детей.)
4. Пальчиковая гимнастика о весне. (Проводит ученик.)
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем "клювик", то раскрывая, то закрывая его).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца).
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)
А из-под старой травки
Уже глядит цветок. (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуты, чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)
5. А какие изменения происходят в живой природе, мы узнаем, решив задачу на карточках.
На столах карточки с изображением дерева и птиц.
Задача.
На дереве сидели 4 птички, К ним прилетели ещё 3. Сколько птичек оказалось на дереве?
-Запишите решение в клеточках, раскрасьте рисунок. (Ответы детей.)
-Правильно, прилетают птицы из тёплых стран.
6. Индивидуальная работа на макбуках.
Библиотека заданий математического тренажёра "Мат-Решка" 1-4 предлагает ученикам расставить по вазам цветы с тремя лепестками, четырьмя, пятью и шестью. Указать, на каждой вазе, сколько в ней цветов. В какой вазе меньше всего цветов? В какой вазе больше всего цветов? (Ответы детей.)
7. Музыкальная физкультминутка "Цветочек".
8. Индивидуальная работа.
-Что происходит с растениями весной? (Появляются первые цветы, на деревьях появляются почки.)
-Какие цветы появляются весной первыми? (Медуница, подснежник, мать-и-мачеха.)
-Можно ли рвать первые цветы? (Ответы детей.)
На столах лежат листочки с заданием. На листочках изображение 5 веточек, где нарисовано различное количество зелёных листьев.
-Дорисуй растениям столько листочков, чтобы на каждом их стало по десять.
Обсуждение результатов.
9. Беседа об изменении в жизни животных.
- О ком мы ещё не сказали на уроке, вы узнаете, отгадав загадки.
По лесной бежит тропинке, Гриб домой несёт на спинке. Не погладишь, не возьмёшь. Догадались? Это : (Ёж) |
Роет норы он умело Знает, любит это дело. Потому кроту и друг, А зовут его : (Барсук) |
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
-Молодцы, всех животных угадали правильно!
-Какие изменения происходят в жизни этих животных весной? (Просыпаются после зимней спячки.)
- А кто из животных меняет цвет шубки, вы сейчас узнаете. Учитель загадывает загадки.
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле. (Белка)Что за зверь лесной?
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы. (Заяц)
-Молодцы, правильно всех угадали!
10. Итоги урока.
-О каких изменениях в живой и неживой природе весной вы узнали на уроке?
-Как вы относитесь к природе родного края?
-Может ли математика помочь изучить природу?
-Как?