Цель урока: познакомить учащихся с правописанием частицы НЕ с глаголами и с глаголами, которые без НЕ не употребляются.
Задачи урока:
- продолжить формирование умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения;
- совершенствовать грамматико-орфографические умения и навыки.
- развивать навыки самостоятельного и творческого мышления, умения слушать, вести диалог, применять знания и делать умозаключения;
- развивать и обогащать устную и письменную речь;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, карточки для составления алгоритма, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
- Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Желаю Вам творческих удач!
Урок русского языка я бы хотела начать с пословицы: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться".
-Как вы понимаете ее смысл?
(Не стыдно и не вредно знать. Всего знать никто не может, а стыдно не учиться, не открывать для себя новые знания.
Недостаточно только получать знания, надо находить им применение. Если вы чего-то не знаете, не стесняйтесь, спросите, вам объяснят, вы будете знать. Стыдно не учиться, т.е. вы не будете знать ничего никогда. Учиться очень полезно.)
2. Актуализация знаний о глаголе.
-Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая "самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий".
-Что это за часть речи? (Глагол)
Вспомним все, что мы знаем о глаголе. Составление алгоритма.
(Индивидуальная работа: 2 человека - работают по карточкам.)
- Глагол - это самостоятельная часть речи.
- Глагол обозначает действие предмета.
- Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- Изменяется по временам.
- Прошедшее настоящее будущее
- В прошедшем времени по родам, суффикс - л.
- Изменяется по числам.
- В предложении является главным членом - сказуемым.
- Глаголы украшают, обогащают нашу речь.
Примеры, оценка.
3. Постановка учебной задачи.
-Знаете ли вы, что в русском языке есть части речи "слуги"?
- Как их называют? (служебные части речи)
С некоторыми из них вы уже знакомы.
- Это какие части речи? (предлоги, союзы).
-Какую роль они выполняют? (Предлоги служат для связи слов в предложении. Союзы служат для соединения однородных членов предложения и связи простых предложений в составе сложного.)
-Сегодня мы поговорим еще об одной служебной части речи.
Выясним, какой смысловой оттенок она придает. Для этого вы должны разгадать кроссворд.
-Разгадайте слова по горизонтали.
1) Маленький кустарник семейства брусничных с круглыми черно-синими сладкими ягодами (черника)
2) Рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений (маляр)
3) Военный человек, воин (солдат)
4) Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни (газета)
5) Желание есть (аппетит)
6) Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания (цитата)
7) Душистый, приятный запах (аромат)
- черника
- маляр
- солдат
- газета
- аппетит
- цитата
- аромат
-Итак, какое слово получилось по вертикали? (частица)
4. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи, а точнее с частицей не. Рассмотрим, как она связана с глаголом.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Правописание частицы НЕ с глаголами.
- Какую цель поставим перед собой на уроке?
- Расширить и углубить знания о правописании частицы НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.
А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.
-Предлагаю вам реализовать цели через выполнение различных заданий. Согласны?
5. Работа по теме урока
а) На доске написаны пословицы:
(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
В чужом доме (не) указывают.
(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
- Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).
Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?
Не откладывай, не указывают, не хвали.
- Что вы уже знаете, помните о правописании НЕ с глаголами?
б) Чтение правила в учебнике стр. 207.
-А какое значение придает частица не глаголам? (отрицательное значение).
- Напишите глаголы с частицей НЕ, подчеркнув ее.
НЕ откладывай
НЕ указывают
НЕ хвали
в)
Глаголы, не любя безделья,
С частицей пишутся раздельно!
Всегда? Нет! Без сомнения,
Бывают исключения.
Бывает все же, что глагол
Совсем без "НЕ" не может!
Тогда, куда бы он ни шел, -
И "НЕ" с ним вместе тоже.
- Прочитайте слова
навидеть, годовать, волить, доумевать, здоровится, взлюбить
-Ребята, скажите, пожалуйста, вам знакомы эти глаголы?
Можно так говорить?
- Как же нам исправить ошибку? (приписать к глаголам не, записать слитно)
- Какое лексическое значение они имеют?
Невзлюбить - не любить.
Нездоровится - болеть.
Ненавидеть - испытывать ненависть.
Неволить - принуждать что-то сделать против желания.
Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.
Негодовать-испытывать возмущение, крайнее недовольство.
- Как надо писать частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются? (частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).
- Такие глаголы составляют исключения. Без частицы НЕ эти слова не употребляются. Правописание этих слов нужно запоминать.
г) Обобщим всё сказанное о правописании Не с глаголами в виде алгоритма.
Существует ли такое слово в русском языке? Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно.
Существует ли такое слово в русском языке? Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, пишем слитно.
6. Закрепление изученного материала.
Упражнение 1.
- Продолжим работу по правописанию НЕ с глаголами и разговор о правильном поведении. Для этого вновь обратимся к фольклору. Прочитаем пословицы, о чем идет речь? (О поведении человека)
Раскройте скобки и подчеркните изучаемую орфограмму).
Вперед людей (не) забегай, и от людей (не) отставай.
В чужом доме (не) будь приметлив, а будь приветлив.
Через порог руки (не) подают.
От учтивых слов язык (не) отсохнет.
Зазнайство (не) возвышает, а унижает.
Лодырю всегда (не)здоровится.
Проверка. Назовите глаголы.
- Расскажите ту часть правила о написании НЕ с глаголами, которая соответствует выполненному упражнению.
Оценки.
ФИЗМИНУТКА.
Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот.
Не качайтесь, не кружитесь,
Не тянитесь, не шагайте,
Не приседайте, не моргайте,
Не шепчите, и не спите.
А теперь все просыпайтесь
И за дело принимайтесь.
Упражнение 2.
- А сейчас поиграем. Я буду читать предложения и словосочетания, в которых есть глаголы с НЕ, а вы должны поднять нужную карточку вверх. (Слитно -желтая карточка, раздельно -розовая). Работаем по алгоритму.
Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу говорить, не были на экскурсии, недомогать всю неделю, в решете воды не удержать, невзлюбил я эту собаку за ее злость, не знать правило, не сочувствовать другу, новых друзей наживай, а старых не забывай.
Какое значение придает частица не глаголам? (отрицательное) Молодцы.
Упражнение 3.
- Перед вами на партах лежат листочки с предложениями. Прочитайте эти предложения и внимательно рассмотрите таблицу. Подсчитайте, сколько глаголов с НЕ в каждом предложении и проставьте цифры в таблице.
- А в каком порядке вы напишите предложения, чтобы получился целый связный текст? (3,4,1,5,2).
- Какова основная мысль этого текста? (Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).
Запишите готовый текст, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.
1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых людей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.
2. Совестливый человек - значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.
3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.
4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.
5. На работе (не) схалтурит.
№ | Количество глаголов с НЕ |
1 | 3 |
2 | - |
3 | - |
4 | 3 |
5 | 1 |
Индивидуальная работа: 2-ой группе - списать готовый текст, подчеркнуть глаголы с частицей не.
Проверка, оценки.
7. Домашнее задание: продолжая тему о поведении людей, выполните упражнение №270, стр.209, правило.
8. Итог урока
- Наш урок подошёл к концу.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Чему мы научились?
- Какой алгоритм составили?
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Чтение стихотворения ученицей.
Глаголу нравится ЧИТАТЬ,
ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ И МЕЧТАТЬ!
Глаголу очень нравится всё делать очень живо...
Частица "НЕ" - красавица, но как она ленива!
Она НЕ ХОДИТ, НЕ СИДИТ,
НЕ ШЬЁТ, НЕ ЖНЁТ И НЕ КИПИТ,
Книг НЕ ЧИТАЕТ, НЕ ПОЁТ,
Другим РАБОТАТЬ НЕ ДАЕТ.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется РАЗДЕЛЬНО!
-Хочу вам пожелать:
Не ругайтесь, не деритесь,
Не стоните, не дразнитесь,
Не кричите, не спешите.
Вместе НЕ не напишите!
- Надеюсь, что вы так и поступите.
- И как воспитанные дети, пожелаем нашим гостям слова с частицей не.