Классный час в начальной школе на тему "День памяти и скорби"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: познакомить учащихся с праздником Белого журавля; собрать информацию по военным конфликтам XX–XXI в.в. (Афганистан, Чечня, Южная Осетия), подготовить сообщения; формировать чувства патриотизма у учащихся.

Оборудование: презентация, использование ИКТ, белые шары, журавлики.

Ход классного часа

1 слайд. Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята. Наш классный час посвящён Дню Памяти и скорби. Никто не забыт, ничто не забыто. Но чтобы не забывать, надо помнить, а чтобы помнить, надо знать. Война - это человеческая трагедия с древнейших времён. Вся история человеческой цивилизации сопровождалась войнами. Если бы люди не забывали всех бед, страданий, ужасов, горя, принесённых человеку войной, то на Земле давно бы не звучали выстрелы, взрывы. Мы должны помнить о войне, чтобы она не повторялась.

"День памяти и скорби наступил" Читает ученик

День памяти и скорби наступил,
Помянем тех, кто голову сложил
За то, чтоб мы спокойно спать могли
И видеть ночью сказочные сны...
Давайте не забудем мы тот час,
Когда миллион живых огней угас,
Нельзя об этом горе забывать,
Должны мы память чтить и уважать.
Зажжём свечей мы яркие огни,
Чтоб о погибших плакали они,
Чтоб никогда не ведать нам беды,
Не знать войны жестокой и вражды!

2 слайд. Расул Расулович Гамзатов - знаменитый аварский поэт, публицист, политический деятель. Лауреат различных премий, как Советского Союза, так и мира. Всемирной литературной организацией был призван Лучшим поэтом ХХ века. Одно из самых ярких стихотворений Р.Гамзатова "Журавли". Ни одно литературное произведение не создаётся просто так, каждое имеет свою судьбу. Стихотворение "Журавли" было написано в 1965 году, после того, как поэт побывал у памятника японской девочке Садако Сасаки в Хиросиме. В руках девочка держит бумажного журавлика, у подножия памятника множество бумажных журавликов.

3-4 слайд. Садако Сасаки родилась 7 января 1943 года. Ей было 2 года, когда на Хиросиму была сброшена атомная бомба. В 1954 году (девочке было 11 лет) врачи поставили страшный диагноз - лейкемия. Девочке оставалось жить меньше года. Японская легенда гласит: тот, кто сложит 1000 бумажных журавликов, в награду получит исполнение желания. 25 октября 1955 года из рук С.Сасаки выпал 644 журавлик, девочка умерла. Друзья и одноклассники стали думать о постаменте Садаке и всем жертвам атомной бомбардировки. Расул Гамзатов, увидев большое количество женщин в белом, белых бумажных журавликов, живых белых журавлей в небе, настолько проникся этим, что выразил свои чувства в стихотворении "Журавли".Слова Р.Гамзатова Ян Френкель переложил на музыку, так появилась песня, которую исполнил Марк Бернес. Эта песня стала молитвой павшим воинам.

5 слайд. Сегодня мы с вами вспомним о военных событиях последних десятилетий ХХ века и начала ХХI века.

Ввод советских войск в Афганистан. 18 марта 1979 г. правительство Афганистана просило о военной помощи. 27 декабря 1979 г. советские войска прибыли в Афганистан. Советские военные предприняли меры по обеспечению безопасности. Обстановка в Афганистане была тяжёлой и ухудшалась с каждым днём. Война в Афганистане. К началу 1980 г. в Афганистане было 50?000 советских солдат и офицеров. Исламисты ушли в горы, там у них была отличная огневая позиция. С гор исламисты обстреливали советские автоколонны. Были потери советской техники. Вывод войск из Афганистана. 15 февраля 1989 г. советские войска покинули Афганистан. Потери советских войск: 14433 военнослужащих,298 пропавших без вести, 54 тыс. раненых и 416 тыс. больных. Афганские потери, особенно среди мирного населения были значительно выше. Сообщение ученика.

10 декабря 1994 года с целью восстановления конституционного порядка в Чечню были введены вооружённые силы Российской Федерации. Война в Чечне затянулась на долгие годы. Эту войну можно разделить на 2 периода: Первая Чеченская война - 1994-1996 годы и Вторая Чеченская война 1999-2001 годы. Война в Чечне унесла жизни более 120 тыс. человек с обеих сторон. В двух Чеченских войнах приняли участие более 600 тыс. российских солдат и несколько тысяч не вернулось. Сообщение ученика.

Слово учителя: Память о погибших вечна! Вы живёте в мирное время, ясное солнце светит у вас над головой. Осетинская девочка Залина Косатенко, которая знает о войне не понаслышке.

Чтение письма: "Я хочу вам всем рассказать о страшной войне в моей родной Южной Осетии. Я видела её своими глазами. Видела грузинские танки, которые уничтожали все и всех на своём пути, видела грузинские самолёты, которые сбрасывали бомбы на мирных жителей. Видела, как горели дома, как бежали женщины и дети, спасаясь от пуль грузинских снайперов.

"А ещё я видела горе и слёзы матерей, у которых война беспощадно отняла детей - моих ровесников. Они, как и я, учились в школе, пели, танцевали, играли на фортепиано. Им бы жить и радовать своих родителей своими успехами... Я часто думаю, о чём они мечтали? Чего бы хотели в жизни? Ведь нам, оставшимся в живых в этой проклятой войне, нужно жить и за себя и за них... Война - это страшно! Это сотни людей, оставшихся без крова, это дети, оставшиеся сиротами, это матери, оплакивающие своих детей... Сидя в подвале своего дома, я молилась, чтобы поскорее закончились выстрелы, взрывы и моя мама, которая не выпускала из рук моего четырёхлетнего братика, наконец-то, могла немного отдохнуть и поспать."

Почтим память погибших минутой молчания. Минута молчания.

6 слайд. В фильме "Офицеры" звучат прекрасные слова "Есть такая профессия - Родину защищать". Действительно, защита Отечества - священное дело.

- Что же значит быть Защитником?

- Только ли защищать землю?

- А как стать настоящим защитником?

- Как мы можем помочь своей Родине?

- Назовите настоящих защитников.(ответы ребят)

- В чём проявляется, выражается наша память? (памятники, монументы, мемориалы)

- Какие памятники вы знаете? (Мамаев Курган, Поклонная гора, памятник Неизвестному солдату). 7 слайд.

- Никто не забыт, ничто не забыто. А чтобы не забывать, надо помнить, а чтобы помнить, надо знать. Поэтому люди стараются увековечить память о героях, чтобы знали, помнили, гордились.

Читает ученик: Помните, через века, через года,

Помните, о тех, кто уже не придёт никогда,
Пожалуйста, помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!

- На этом наш классный час окончен. Спасибо вам за активное участие.

2. Выход учащихся во двор на спортивную площадку. Запуск белых шаров с журавликами в небо в память о героях.

Приложение.