Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому направлению в старшей группе - "Как появился наземный транспорт".
Цель: расширять представления о возникновения наземного транспорта.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представления о разнообразии и роли транспорта в жизни людей;
- активизировать словарь детей существительными (кучер), именами прилагательными противоположного значения;
- закреплять умение рисовать наземный транспорт, передавая характерные признаки его, используя в своей работе цветные, восковые карандаши, краски.
Развивающие:
- развивать диалогическую речь;
- развивать умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к транспорту, как к средству передвижения по дорогам.
Предварительная работа:
- дидактические игры по теме "Транспорт";
- разгадывание загадок;
- рассматривание картинок, иллюстраций с изображением транспорта;
- знакомство с энциклопедической литературой, чтение художественной литературы о транспорте.
Материалы к непосредственно образовательной деятельности:
- демонстрационный материал (картинки с изображением, как люди волочат груз, перевязанной верёвкой, человек привязал быка верёвкой к грузу, животное с телегой, появилась крыша над телегой - карета, первые автомобили с деревянными колёсами, современные автомобили);
- материал для работы детям (кисточки, краски, цветные, восковые карандаши, бумага, кисточки, подставка под кисточки).
Ход непосредственно образовательной деятельности
Проблемная ситуация, обозначение темы.
Воспитатель: Ребята, почтальон принес телеграмм. Нас приглашают в путешествие в страну "Знайка". А что мы там будем узнавать, нам подскажет загадка, если мы её отгадаем, то тогда узнаем задание. Слушайте загадку: Это средство передвижения, очень необходим людям, на нем можно ездить только по дорогам, он может быть пассажирским и грузовым. Что это такое? (дети отгадывают, что это наземный транспорт).
Беседа о возникновение наземного транспорта.
Воспитатель: Давным-давно, когда не было никаких машин, как вы думаете, как передвигались люди? Как перевозили груз? (Ответы детей)
Воспитатель: А скажите, чем это передвижение было удобным? (Ответы детей). А чем было плохо? (Ответы детей).
Воспитатель: И вот человек стал думать, как же ему перевозить груз? Посмотрите на картинку, как выдумаете, что изобрёл человек? (Показываю изображение, где люди волочат груз, привязанный верёвкой).
Воспитатель: Скажите, чем хорош данный способ? (Ответы детей). А чем плох этот способ перенесения груза? (Ответы детей).
Воспитатель: Что же делать? Как быть? Ведь людям надо груз перевозить? (Показываю картинку, где человек привязал груз к быку и он его тащит)
Скажите, чем хорош этот "транспорт"? (Ответы детей). А чем же он плох? (Ответы детей).
Воспитатель: И вот человек стал думать, что же сделать, чтобы груза можно было перевозить больше и людей можно было перевозить? Посмотрите, что придумал человек? (Показываю картинку с изображением телеги). Чем хороша телега? (Ответы детей). А чем данный транспорт был плох? (Ответы детей).
Воспитатель: И вот проходит время и человек усовершенствовал телегу. Посмотрите, что изменилось? (У телеги появилась крыша). Скажите, это хорошо что у телеги появилась крыша, и чем? (Ответы детей). А что же было плохого в карете? (Ответы детей).
Воспитатель: Но вот опять проходит время и человек изобрёл что? (Автомобиль. Показываю картинки с автомобилем). Посмотрите, чем хороши были первые автомобили? (Ответы детей). А чем был плох первый автомобиль? (Ответы детей).
Воспитатель: А в 1889 году Джон Дайлаг изобрёл резиновые надувные шины. Посмотрите на другие автомобили. Что - нибудь изменилось? Чем хороши эти автомобили? (Ответы детей). Но что то было и плохое в данном транспорте (Ответы детей).
Воспитатель: Ну вот мы с вами и приблизились уже к нашим автомобилям. Какие вызнаете современные автомобили? (Легковые, грузовые и другие). Давайте посмотрим и скажем, чем автомобили наши современные хороши? (Ответы детей). А что в них плохого? (Ответы детей). Молодцы. Долгое наше было с вами путешествие, предлагаю поиграть.
Физкультминутка.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно вы всё объяснили. А теперь я предлагаю поиграть в игру "Наоборот". Детям бросаю мяч, спрашивая их:
- маленький - большой;
- быстрый - медленный;
- высокий - низкий;
- твёрдый - мягкий;
- глупый - умный;
- грязный - чистый;
- длинный - короткий;
- крупный - мелкий;
- мокрый - сухой;
- сильный - слабый;
- грузовой - пассажирский;
- далёкий - близкий;
- приезжать - уезжать.
Игра "Да - нет".
Воспитатель: А вы знаете, что я приготовила для вас сюрприз. Предлагаю поиграть в игру "Да - нет". Я загадываю вам транспорт, а вы должны мне задавать такие вопросы, чтобы я могла только отвечать словами "да" или "нет".
Игра продолжается 2-3 раза. Первый раз ведущий - воспитатель, а потом - ребёнок.
Воспитатель: Игра вам понравилась? Мы в неё и после нашей деятельности поиграем, поотгадываем загадки не только про транспорт.
Художественное творчество.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите сами изобрести наземный транспорт будущего. Перед вами лежит всё, что вам понадобиться для рисования. Попробуйте нарисовать такой транспорт, чтобы был он удобен для человека.
Подведение итога.
Воспитатель: Вам понравилось сегодня наша с вами деятельность? (Ответы детей).
Воспитатель: Какое задание было лёгким? (Ответы детей).
Воспитатель: Какое задание было интересным? (Ответы детей).
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы, составлен на основе принципа интеграции образовательных областей "Коммуникация", "Познание", "Социализация", "Художественное творчество". Вся работа направлена на формирование у детей представления о разнообразии и роли транспорта в жизни людей, на активизацию словаря детей именами прилагательных противоположного значения, на развитие диалогической речи.