Экологическое воспитание дошкольников старшего, подготовительного и дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания - это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам. Человеку также и нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.

В процессе ознакомления детей младших групп с природой воспитатель решает ряд задач: формирует первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях, учит различать яркие особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки. Воспитатель обучает малышей и первым несложным трудовым умениям: вместе с ними полить растения, обтереть листья влажной тряпочкой, покормить рыбку, птичку в уголке природы. На этой основе воспитывает бережное отношение к растениям и животным, вызывает у детей чувство радостного удивления, первые эстетические переживания.

Дети средней группы сензитивны к разным видам предметной деятельности, и в первую очередь к игровой. В этом возрасте идёт становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети 4-5 лет любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь, если она простая и ясная, опирается на их опыт и знакомые образы. В целом данный возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребёнка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части природы.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании, творчестве.

Особое внимание педагог должен обращать на использование игры в разных формах воспитательно-образовательного процесса. Ребёнок 4-5 лет - это ещё маленький ребёнок, который хочет много играть. Поэтому воспитатель включает игру в занятия, труд, наблюдения, продумывает и организует игровые обучающие ситуации, инсценирование литературных произведений с помощью кукол и других игрушек, обыгрывает персонажей сказок.

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому воспитатель, используя самые различные ситуации, продолжает его накапливать и расширять - уточняет с дошкольниками форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы, учит по-разному, образно обозначать эти особенности, сравнивать явления, подбирать эпитеты, синонимы.

Дети старшей группы уже больше знают о природе, имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами. Сенсорный опыт и образные представления ребёнка этого возраста шире и глубже, чем у 4-летнего. На данном этапе воспитатель начинает на занятиях формировать у детей обобщённые представления о временах года, о домашних животных и др.

Бережное и уважительное отношение к природе - условие выживания человечества. Поэтому сегодня необходимо формировать нравственную позицию человека по отношению к природе. Это обязывает педагогов сделать всё возможное, чтобы заложить в сознание ребёнка необходимость построения гармоничных взаимоотношений с миром. Процесс формирования культуры природолюбия должен стать одним из основополагающих в работе с детьми.

В ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Использование словесных методов решает ряд задач. Словом конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Путём словесных методов дети получают знания о новых явлениях и предметах природы.

При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом.

Ценность рассказа определяется тем, что он, решая определённые образовательные задачи, стоится с учётом опыта и интереса дошкольников. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребёнок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Всё это определяет требования к рассказу воспитателя о природе.

Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются. Для того чтобы подчеркнуть существенное, значимое, в рассказ включают вопросы к детям, побуждая их к обмену мыслями, лучшему осмыслению материала.

Для рассказа воспитатель использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, рассказы интересных людей, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни проводят после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелётных птицах, о зимовке звере в лесу и др.), другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах) - для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей. Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей. Беседа - это итог проведённой с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача - накопление у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы.

Детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые ребёнок непосредственно воспринять не может. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях.

Ввести ребёнка в мир природы, научить его понимать её, воспитать бережное отношение к ней - важнейшая задача детского сада.

Развлечение.

"ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕС! ЗДРАВСТУЙ, МАТУШКА ПРИРОДА!"

Ведущая: Здравствуете, ребята! Вот и встретились мы с вами на цветочной поляне. Правда, здесь очень красиво? Деревья стоят зелёные, на полянке - полевые цветы... Ах, как хорошо дышится! Знаете, зачем мы здесь собрались? Чтобы поговорить о том, как надо относиться к природе, и узнать, любим ли мы её и бережём ли.

Появляется Лесовичок.

Лесовичок: Добрый день, ребятишки! Я рад, что вы пожаловали в гости на нашу летнюю полянку. Знаете ли вы, что лес - это ваш большой и настоящий друг? Это дом птиц и зверей. Послушайте, как чудесно поют птицы. (Звучит запись пения птиц).

Лесовичок: А каких птиц вы знаете? (Ответы детей.)

Лесовичок: Молодцы, много знаете птиц. Я для вас приготовил викторину.

Не сидите, не скучайте -
На вопросы отвечайте:

Кто подражает человеческой речи?

(Ответ: попугай, скворец).

Наряд какой птицы напоминает чёрный костюм с белой рубашкой?

(Ответ: пингвин).

Кто подбрасывает своих птенцов в чужие гнёзда?

(Ответ: кукушка).

Какая птица весь день клювом стучит по дереву?

(Ответ: дятел).

Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье?

(Ответ: аист).

У какой птицы очень длинная шея и очень длинные ноги?

(Ответ: журавль).

Ведущая: Ты знаешь Лесовичок, а ведь наши ребята не только знают птиц, но и умеют подражать им.

Проводится игра "Птички и Ворона" (описание и музыкальное сопровождение из программы А.И. Бурениной "Ритмическая мозаика", кассета № 1).

Лесовичок: Хорошо, хорошо. Вижу, знаете вы птиц и их повадки. Но только что вы так раскричались? Вы должны знать правила поведения в лесу, чтобы не причинять вреда его обитателям. Какие правила вы знаете?

Дети перечисляют правила поведения в лесу.

Лесовичок: Правильно. И запомните ещё несколько правил:

Не подходи близко к гнёздам. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут навсегда покинуть гнездо.

Не разоряйте птичьих гнёзд!

Не трогай в лесу паутину и не убивай пауков!

Не рви в лесу и на лугу цветы.

В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения!

Мы должны беречь и охранять лес. Поэтому его надо хорошо знать. А сейчас мы проверим, хорошо ли вы знакомы с лесом и его обитателями. Ответьте мне на вопрос. Какие деревья и кустарники, растущие в лесах, вы знаете? (Ответы детей.)

Почему погибает лес. Когда вырубают старые дуплистые деревья?

Дети: В дуплах старых деревьев живут летучие мыши, гнездятся птицы, которые поедают опасных для леса насекомых.

Лесовичок: Почему у сосны нижние ветки отмирают?

Дети: Потому что сосна - светолюбивое дерево.

Лесовичок: У каких растений семена снабжены "парашютами"?

Дети: У одуванчика, тополя, ивы, чертополоха.

Лесовичок: Какие животные помогают распространять семена?

Дети: Птицы, мышки, муравьи, бурундуки.

Лесовичок: Какая охота разрешается в лесу в любое время года?

Дети: Фотоохота.

Лесовичок: Каковы причины лесных пожаров?

Дети: Непотушенные костры, молния.

Лесовичок: Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?

Дети: Шум и запах дыма пугают лесных обитателей.

Ведущая: Лесовичок, давай поиграем с ребятами в игру "Сколько шагов до дерева?"

Проводится игра "Сколько шагов до дерева?".

Ведущая предлагает детям угадать, сколько шагов до указанного дерева. Предположения ребят проверяются: широко шагая, все идут к дереву и считают шаги. Побеждает тот, чей ответ был точнее.

Лесовичок: Посмотрите, какие красивые цветы на полянке. Вы знаете, как они называются? (Ответы детей).

Лесовичок: А вы любите читать книжки? Сейчас я проверю. Проведём литературно-цветочную викторину. Попробуйте отгадать автора и название произведения, отрывок из которого я сейчас прочитаю.

Литературно-цветочная викторина.

"Спасибо!" - сказала женщина и дала колдунье двенадцать грошей, потом пошла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок, и вдруг из него вырос большой чудесный цветок вроде тюльпана, но лепестки его были плотно сжаты, точно у нераспустившего бутона. "Какой славный бутон!" - сказала женщина и поцеловала пёстрые, красивые лепестки.

Вдруг там что-то щёлкнуло, и цветок распустился совсем. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке сидела крошечная девочка".

(Ответ: Г.-Х. Андерсен, сказка "Дюймовочка").

"Да ведь их видимо-невидимо. И на кочках, и под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под пнями, и под деревьями! Никогда я столько подснежников не видела. Да какие крупные, стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные. Спасибо вам, хозяева, за доброту вашу. Если бы не вы, не видать мне больше ни солнышка, ни подснежников весенних".

(Ответ: С.Я. Маршак, сказка "Двенадцать месяцев").

"Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки у него глаза разбежались, не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени - неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он: на пригорочке далёком цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

У честного купца дух занимается; подходит он к тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись у купца руки..."

(Ответ: С.Т. Аксаков, сказка "Аленький цветочек").

"Путники бодро шли по лугу, усеянному великолепными белыми и голубыми цветами. Часто попадались красные маки невиданной величины, с очень сильным ароматом...

Чем дольше шли путники, тем больше становилось поле маков. Все другие цветы исчезли, заглушённые зарослями мака. И скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но девочка не знала этого и продолжала идти, беспечно вдыхая сладковатый, усыпляющий аромат и любуясь красными цветами. Веки её отяжелели, ей ужасно захотелось спать..."

(Ответ: А.П. Волков, Сказочная повесть "Волшебник Изумрудного города").

Ведущая: Предлагаю провести танцевальный конкурс с цветами.

Проводится "Танцевальный конкурс".

Детям кладут на голову большие картонные цветы, и по сигналу Ведущей они начинают танцевать под музыку, не касаясь цветков руками. Побеждает тот, кто протанцует дольше всех, не уронив цветка.

Лесовичок: Ай, да детки! Ай да молодцы! Пойду и я попробую!

Лесовичок присоединяется к детям. Конкурс проводится ещё раз.

Лесовичок: Ребята! Знакомы ли вы с лесными животными?

Отгадайте загадки, узнайте, о каких животных идёт речь:

Кто в малине знает толк:
Косолапый бурый... (Медведь).

Кто любит по ветвям носится?
Конечно, рыжая... (Белка).

Ночью голову задрав,
Воет серый злой... (Волк).

Лесовичок: Молодцы, ребята! Порадовали вы меня своими познаниями. А теперь давайте опять поиграем.

По принципу игры "Море волнуется, раз..." проводится игра "Деревья качаются, раз...".

В ходе игры дети произносят такие слова:

Деревья качаются, раз...
Деревья качаются, два...
Деревья качаются, три...
Лесная фигура на месте замри!

Ведущая: Ребята! Заканчивается наша встреча с Лесовичком... вам понравилось? Мы надеемся, что вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить.

Лесовичок уходит. Звучат песни о природе.

Экология - наука комплексная. Так какие же знания, умения и навыки можно дать ребенку дошкольного возраста в доступной, увлекательной форме?

При подборе содержания экологического воспитания необходимо учитывать следующие положения:

Цель - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию.

Экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, нравственному воспитанию - то есть становлению личности в целом.

Ребенок должен осознать себя как часть природы.

В дошкольном учреждении при изучении экологии делается акцент на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях.

Однако этого не достаточно. Детям нужно дать минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно.

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Для них не должно существовать понятий "вредные, полезные". Детей нужно учить не только не рвать цветы, но и учить, что цветы исчезнут и из-за нарушения мест обитания, например, при вытаптывании. Экологические знания формируют определенную систему ценностей. Представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от её состояния. Важно учить пониманию необходимости разумного потребления - не сорви ягод больше, чем можешь съесть.

У детей необходимо формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя к лучшему - хотя бы не бросать мусор мимо на улице. Они должны понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

Рассказывая детям о каких-либо проблемах, возникающих в природе, воспитатель должен обязательно подчеркнуть, что может сделать каждый из нас для их решения. Пусть это будет не значительная помощь, но цена её будет высока.

Очень важно вовлекать детей в практическую деятельность, что мы все и делаем: во дворе детского сада, в помещениях, дома, во время экскурсий. Не запрещать им сажать цветы и деревья, а поощрять, тем самым вызывать чувство единства с природой.

Именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. А это всецело зависит от нас педагогов. Это и разнообразие видов деятельности, и интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Приложение.