Урок русского языка по теме "Части речи". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока: дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; развивать умения наблюдать, строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка.

Планируемые результаты.

Предметные:

Знания: научатся называть в окружающем мире и на рисунке слова, называющие предметы, слова, называющие признаки предметов, слова, называющие действия предметов.

Умения: научатся распознавать части речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Навыки: приобретут умения записывать предложение, определять части речи, формулировать вывод.

Личностные: Самоопределение: проявляют интерес к учебной деятельности, демонстрируют положительное отношение к школе, одноклассникам, учителям.

УУД:

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Оборудование:

Ученики: учебник “Русский язык”, 2 часть В. П. Канакина, В. П. Канакина; рабочая тетрадь; карточки со словами; ноутбуки.

Индивидуальные задания: выучить начало произведения А. С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке” Саше; провести физминутку с классом – Лане.

Учитель: электронная презентация (Приложение), электронное пособие к учебнику, учебник “Русский язык”, 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, “Русский язык”, рабочая тетрадь, 2 часть, В. П. Канакина; пособие “Поезд” с карточками (тема урока, вопрос урока, краткая запись частей речи), игрушечный поезд с рельсами, ноутбук.

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель – проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.

Деятельность учителя: приветствие; настрой на работу.

Деятельность ученика: слушание, выполнение инструкции.

– Посмотрите на рабочее место, проверьте всё ли готово к уроку. Настроение у всех замечательное. Начнем урок русского языка.

2. Актуализация знаний.

Цель – воспроизведение учащимися необходимых знаний и способов деятельности для открытия “нового” знания.

Деятельность учителя: задаёт вопросы, диктует слова, корректирует ответы учеников, подводит к верному утверждению.

Деятельность ученика: слушание, ответы на вопросы, запись слов, самопроверка, высказывание собственных предположений.

Откройте рабочие тетради. Запишите число.

Запишите слова, выделяя известные вам орфограммы.

Слайд 2.

  1. Запиши слово – название рисунка: (обезьяна).
  2. Он по рельсам быстро мчал,
    Шпалы все пересчитал (поезд)
  3. Сделанный из молока (молочный)
  4. Синоним слова “трудиться” (работать)
  5. Антоним слова стоит (бежит)
  6. Запиши однокоренное слово к слову мороз, которое отвечает на вопрос “какой?” (морозный)

Слайд 3-4. Проверьте себя

– Что мы записали в тетрадь (слова)

Сегодня урок у нас будет посвящен слову, но он будет не простой а урок-путешествие. На чем можно путешествовать?

Сегодня мы будем путешествовать на поезде. – Из чего состоит поезд? (локомотив и вагоны)

Слайд 5. – Локомотивы подразделяют на:

паровозы — с паровой машиной; электровозы — с тяговыми электродвигателями, получающими энергию из контактной сети; тепловозы — с двигателем внутреннего сгорания, обычно дизельным; мотовозы — с бензиновым или дизельным двигателем; газотурбовозы — с газотурбинным двигателем; и др.

– Кто поведет поезд? (машинист)

Путешествовать мы будем по станциям. Рисунок 1 (знакомство с планом урока)

– Ребята, посмотрите на эти слова в тетради. Подумайте, а по какому признаку эти слова можно распределить на группы? Ученики высказывают свои предположения.

– Задайте вопрос к каждому слову. Что вы заметили? (Есть слова, которые отвечают на вопрос какой?; кто? что?; что делать?) Вспомните, что называют слова, отвечающие на вопросы кто? что? – предметы. Что называют слова, отвечающие на вопрос какой? (признаки предметов) Что называют слова, отвечающие на вопрос что делать? (действия предметов).

Если наш Локомотив называется “Слова-названия”, то как называются вагоны? (предметов, признаков предметов, действий предметов). Рисунок 2.

– Итак, слово это название предмета, признака предмета, действия предмета. Об этом мы уже говорили в 1 классе. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы. Хором читаем вопросы.

3. Изучение нового материала.

Цель – знакомство с понятием “Части речи”.

Деятельность учителя: создаёт условия дляусвоению нового материала.

Деятельность ученика: совместная деятельность с учителем, слушание, ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, соотнесение своего мнения с мнением другого, принятие учебной задачи, работа с разными видами информации.

Отправляемся в путешествие! (звук поезда)

1 остановка. Слайд 6. “Зимний парк”.

– Теперь рассмотрите рисунок. Назовите по рисунку слова – названия предметов и вопрос, на который оно отвечает. Ученики называют слова. Признаков предметов. … Действий предметов. И прикрепляют к вагонам. Рисунок 3.

– Можно ли из данных слов составить предложения? Составьте предложения. Ученики проговаривают составленные предложения.

– Запишем одно предложение.

– Ребята, а если мы составим рассказ по рисунку, употребим ли в речи данные слова? Да, и они станут частью нашей речи. Это и есть тема нашего урока. Открыть тему на доске:

Доска. Части речи

Что такое части речи?

– Прочитайте. На какой вопрос нам предстоит ответить? Читаем хором.

Хотите узнать ответ? А поможет нам наш поезд. Рисунок 4.

Каждое отдельное слово – это часть речи, оно выполняет в речи свою задачу: называет предмет, его признак, его действие и др. все слова распределяются в группы по частям речи. Каждая часть речи имеет свое название: Сущ. Прил. Гл. (открываются дополнительные названия локомотива и вагонов).

– Что же называют частями речи? Части речи – это группы слов, которые отличаются друг от особенностями. Какими? (вопросом, на который отвечают и тем, что обозначают)

– Какие названия есть у каждой части речи?

Расскажите про имя существительное; прилагательное; глагол (ответы детей).

Слайд 7. Следующая станция “Физминуткино”

Физминутка

Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу! Бежит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез.

(Простые активные упражнения)

4. Первичная проверка понимания нового материала.

Цель – вербальное фиксирование нового знания.

Деятельность учителя: организует коллективную (игровую) деятельность на выявление уровня осознанности учениками нового учебного материала, подводит к обобщению полученных знаний.

Деятельность ученика: слушание, работа по инструкции, высказывание собственных предположений, участие в игровой деятельности, оценивание своей деятельности и деятельности другого.

Слайд 8. Следующая станция “Железнодорожная”: мы должны взять пассажиров.

Посмотрите на предложение (слайд) (листочки на партах). “Скорый поезд спешит на Московский вокзал”.

– Как нам рассадить слова по вагонам?

– Какое действие нужно выполнить первым?(Задать к слову вопрос.)

– Назовите второе действие?(Определить, что оно обозначает,)

Ребята распределяют слова по вагонам.

Слайд 9. Станция Музыкальная.

– Постарайтесь запомнить из песни 2 слова и определить, какой частью речи они являются. (Звучит песня “Голубой вагон” из м\ф “Чебурашка”, 1 куплет с припевом)

– А теперь отложим ручки и немного отдохнём.

Физминутка (проводит ученица)

Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь. (Движения имитирующие паровоз)
Скоро к станции приедем, (руками изображаем крышу)
Там мы сможем отдохнуть. (Присели)

(Повторить 2 раза)

Слайд 10. Станция “Сказочная”. Послушаем Сашу:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

– Из какого произведения эти строки? (Сказка о рыбаке и рыбке. А.С. Пушкин)

Задание на ноутбуках– работа в парах.

(Электронное приложение 2 класс. Части речи. Упражнение “Лосята”)

Рисунок 5.

– Посмотрите на экран. Прочитайте слова из сказки. Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите мешочки по корзинам.

Составьте предложения из данных слов. Запишем одно из них.

Старик поймал золотую рыбку.

– Укажите над словами карандашом части речи. Фронтальная проверка.

сущ. гл. прил. сущ.

Старик поймал золотую рыбку.

Электронная физминутка для глаз.

– Вернёмся к началу урока, к первому заданию. Теперь вы сможете уточнить, на какие группы мы распределили слова. (обезьяна, поезд, молочный, морозный, бежит, работать) Ученики читают слова и называют часть речи.

Слайд 11. Мы прибыли на вокзал.

– Проверим, что мы запомнили на этом уроке. ( листочки на партах)

  • Прочитайте. Впишите пропущенные слова в предложение-определение.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол – это _______________________ __________________ .

– Кто догадался, какие слова нужно вписать? (Части речи) Запишите.

– Что такое части речи? Ученики высказывают свои предположения.

Сравним свои знания с правилом из учебника стр.40.

5. Итог урока.

Цель – осмысление своих достижений.

Деятельность учителя: задаёт вопросы на обобщение деятельности на уроке.

Деятельность ученика: высказывание, самооценка письменной работы.

– Наше путешествие мы не заканчиваем, а продолжим путешествовать до конца года. Откройте учебник на странице 39. (работа со шмуцтитулом) Прочитайте, что мы будем изучать в этой теме. На какие вопросы мы начали отвечать сегодня на уроке? (Учились определять, какой частью речи является слово, распознавать признаки частей речи)

Продолжите работу по этой теме на домашнем задании.

Оцените свою работу в тетрадях.

img1.gif (10319 bytes)

Презентация