А.С. Пушкин: “Театр – это волшебный край”
Среди разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте особое место занимает театр и театрализованные игры, т.к. игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Театр – один из самых доступных видов деятельности, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным и художественным воспитанием, развитием воображения, самостоятельности, инициативности и. т. д. Многие великие люди говорили о театре как о средстве воспитания.
Театральное искусство изменяет и преображает человека исподволь, опираясь на художественно– образные средства и приёмы.
В педагогике аксиомой стало утверждение, что одним из главных методов в работе с детьми является игра. Сама жизнь определила две основные особенности игры:
– игра как средство обучения и воспитания;
– игра как генетическая и функциональная основа искусства.
Ещё Платон в своём философском труде “Государство” сближал два слова: “воспитание” и “игра”. Он утверждал, что обучение ремёслам и воинскому искусству немыслимо без игры.
Сегодня учёные и практики сходятся в том, что роль игры одинаково велика в формировании и развитии всех сторон человеческой личности: умственной, физической, нравственной, эстетической.
Игра и искусство связаны неразрывно, поскольку всё, чем владеет искусство: мудрость, трагизм, комизм и др. – идёт от самой жизни и любая модель в искусстве – это маленькая модель жизни, но сконструированная, сыгранная. Мир детства и мир театральной игры близки потому, что в основе любой игры лежит инстинкт подражания, который человеку дала сама природа. Ребёнок развивается в процессе подражания чему-то и кому-то. Театральное искусство чрезвычайно приближено к детской жизни, к общению ребят, но ведь игра – основной элемент театра. Со времён античности театр представляет собой
Универсальную образовательную модель, которая имеет специфические черты, отсутствующие в других видах искусства и творческой деятельности, куда вовлекаются дети:
1) занимаясь театральным творчеством, ребёнок погружается естественно, без принуждения, в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и.т.д., поскольку театр – это синтетический вид искусства;
2) играя в театре, дети занимаются сотворчеством, потому что театр – это ещё и коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие проблемы;
3) театральная деятельность требует от каждого ребёнка всех его способностей, заложенных от природы, даже тех, о которых ни он, ни его родители и воспитатели не подозревали, потому что театральное творчество многогранно;
4) занимаясь в театре, ребёнок учится активно преображать словесные образы, поскольку сцена требует действий.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает дружественную атмосферу, располагающую ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам и родителям, поделиться эмоциями. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь (а следовательно, и мышление) наших детей бывает скудна и невыраженна.
Театральная деятельность совершенствует артикуляционный аппарат, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя интонации и выразительные средства, соответствующие поступкам героев, их характеру, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли, таким образом улучшается звуковая культура речи. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Одной из важных задач театральной деятельности является позитивное отношение к себе, как к личности, к своим сверстникам и другим людям. Дети учатся смотреть на себя со стороны, согласовывать свои действия с партнерами, строить взаимодействие и общение друг с другом.
Вошедшие в сердце прекрасные образы добрых героев навсегда останутся с нашими детьми. И кто знает, быть может, в трудную минуту любимые Дюймовочка или Золушка, Щелкунчик или Мари напомнят им о том, сколько прекрасного еще сохранилось в нашем мире, удержат от злого и несправедливого поступка!
Мы предлагаем вашему вниманию авторскую постановку по мотивам знакомой сказки Эрнста Теадора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. Это музыкально-художественный спектакль, в котором приняли участие дети подготовительной группы детского сада. Он был подготовлен и проведен в канун новогодних праздников и Рождественских каникул. Таким образом, предвкушением волшебства, ожидание чуда, лишь усилили восприятия этой сказочной истории, окружили её аурой загадочности, таинственности. Дети с удовольствием участвовали в театральной постановке. Сюжет сказки представлен очень компактно. Она насыщена музыкальным сопровождением, интересными музыкальными композициями.
Затем спектакль был показан на сцене других дошкольных учреждений и школ района. Дети приняли участие в городском фестивале искусств.
Одним словом, радость от театральной постановки получили не только наши зрители, но и сами юные артисты.
Щелкунчик
(Театральная постановка)
Сказочник:
– Канун Рождества – время дивных чудес! Вы любите сказки?
т-сс! Одна уже здесь! Тихонько знакомую дверь отварю:
Дом этот давно я, признаться, люблю
Здесь ёлку всегда для детей наряжают
Под ёлкой – подарки ребят ожидают.
Итак, мы начнём нашу сказку, друзья;
Я – крёстный Мари (кладёт щелкунчика под Ёлку)
А вот и она.
Заходят дети и Мари.
Мари:
Ах, карнавал, удивительный бал
Сколько друзей ты на праздник собрал
Всех на ёлке ожидают
Встречи интересные и подарки чудесные
(обходят ёлку хороводом, разбирают подарки, расходятся по комнате)
– Ой, крестный! Посмотри
Какая необычная игрушка?!
Сказочник:
– Это, Мари тебе мой подарок
Может он не очень ярок и красив
Зато для всех может он разгрызть орех! Это Щелкунчик
Мари:
– Игрушка мне нравиться, хоть нескладна
Такая игрушка мне очень нужна. Спасибо
(Сказочник и Мари присаживаются около ёлки. Свет слегка приглушен)
Сказочник:
Ты знаешь, ведь этот Щелкунчик
Раньше уродливым не был
Об этом Дед Мороз мне поведал
Он ведь во многих странах бывал
Много разных чудес повидал.
Жил когда – то король бесстрашный и смелый
В замке с принцем и своей королевой
Правил с добром своею страной
Да надо ж было случиться беде одной:
В замке завелись мыши повсюду
Грызли, портили всё подряд
Такому соседству был король не рад
Пришлось ему объявить войну мышам
И большим и даже малышам.
За это Королева Мышей решила отомстить
И сына – принца в Щелкунчика превратить
Мари: А можно ли его расколдовать?
Сказочник: В новогоднюю ночь часто случаются удивительные чудеса. Если в таком уродливом обличии его полюбит чьё-то доброе сердце – колдовские чары рухнут!
(Мари берёт в руки Щелкунчика, танцует с ним, прижимает к груди)
Мари:
Я верю, пробьют часы 12 раз
Свершиться волшебство
Щелкунчик оживет тот час:
Я так люблю его!
(Бой часов, Мари уходит за ёлку, зажигается свет. Щелкунчик вывод Мари за руку в зал.)
Щелкунчик:
Говорят под Новый год,
Что не пожелается
Всё всегда произойдёт
Всё всегда сбывается
Я принц! Я снова человек!
Я больше не уродец странный
На свете я счастливей всех
О, этот миг желанный.
(Мари и Щелкунчик кружатся взявшись за руки, смеются. Звучит тревожная музыка, появляется мыши. Мари и Щелкунчик прячутся за ёлку)
Мышиный король:
Праздник здесь?
Что ж веселитесь!
Только мести берегитесь!
Буду править замком я
И моя мышиная армия.
Нападём в условный час
И испортим праздник ваш!
Сказочник:
Принц расколдован, но враг не повержен
Мыши опасны, друзья, как и прежде!
Но к вам на подмогу позвал я жителей чудо-страны
В ней молочные реки и вафельные берега
Карамельные горы и из зефира облака.
Гостей этих добрых скорее встречайте
Дары их волшебные получайте!!
(Выходит Фея Драже с игрушками. Танец игрушек)
Фея:
С друзьями своими я вам помогу
Хлопушку волшебную вам подарю
Приятно на вашем балу веселиться
И пусть наш подарок вам пригодиться.
(Танец Шоколада испанский)
Испанка:
Горячие, шумные танцы у нас,
Мы дарим, Щелкунчик тебе маракас
Он шумом своим всех мышей напугает
А в замке твоём
Снова мир настанет.
/Танцоры уходят/
(Выходят гости из Китая. Танец Чая)
Китаянка.
Старинный клинок из серебряной стали
Специально, мой друг, для тебя мы искали
Очистит он замок от злобных мышей
Что нападают на добрых людей.
/Отдают клинок и уходят/
(Выходят гости с Востока. Танец Кофе)
Красавица.
Мы с востока привезли
В дар волшебный порошок
Им посыпешь ты мышей
И у них случится шок.
/Отдают порошок Мари и Щелкунчику/
(Звучит тревожная музыка выбегают мыши)
Мышиный король.
Что здесь за веселье? Какой Новый год?
Вы что позабыли, кто в замке живёт?
С ёлки снять все украшенья!
Сыр развесить по углам!
В подвал снести все угощенья!
Быстрее! Говорю я вам!
/Мыши бегают вокруг ёлки, как будто снимают игрушки, и убегают/
Щелкунчик.
Гусары мои выходите скорей
Разгоним по норам противных мышей.
(Бой мышей и гусар. Мари использует чудесные дары. Мыши убегают)
Сказочник:
Вот, наконец, повержены мыши
Вновь я веселую музыку слышу.
Продолжим же праздник у ёлки своей
И в круг позовем всех друзей и гостей.
(Обращается к зрителям)
– А вам, напоследок, скажу я вот так:
Тому никакой не страшен враг,
Кто друга способен в бою защитить
Кто дарит добро и умеет любить!
И пусть наша сказка, увы, завершается
Но чудеса никогда не кончаются.
(Танцуют у ёлки.)
Конец