Тип урока: открытия нового знания ОНЗ (технология деятельностного метода).
Технологическая карта изучения темы:
“Умножение обыкновенной дроби на натуральное число”
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; – установить тематические рамки; |
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Слушают, осмысливают тип урока и виды деятельности. |
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. |
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в дорогу за знаниями. Возьмём мы с собой только свои знания и хорошее настроение. – Ян Амос Каменский сказал: “Считай несчастным тот день или тот час, в котором, ты не усвоил ничего, ничего не прибавил к своему образованию”. – И я надеюсь, что сегодняшний урок, и день будет для вас счастливым, т.к. каждый из вас унесёт с собой, что-то новое, неизвестное, интересное, познавательное. |
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (6 мин) Цели: – организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей; – организует выполнение учащимися пробного учебного действия; – организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. |
Проговаривают, что повторили. Выполняют задание, предложенное учителем. Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Выполняют задание самостоятельно. |
Организует актуализацию умений выполнять действия с дробями. Организует обобщение актуализированных знаний. Предлагает задание для пробного действия. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия |
– Чтобы продуктивно работать на сегодняшнем уроке, мы должны повторить уже имеющиеся знания и вспомнить, с какими темами мы работали на предыдущих уроках уроках? – Действия с дробями. – Какие действия мы уже рассмотрели? – Сложение, вычитание, умножение дроби на дробь. - Я предлагаю вам вспомнить изученные действия с дробями . Учащимся предлагается задание “Восстанови картинку” (получая правильные ответы, учащиеся сопоставляют правильный ответ с заданием) |
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). |
III. Выявление места и причины затруднения (1 мин) Цели: – выявить место (шаг, операция) затруднения; – зафиксировать во внешней речи причину затруднения |
Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). |
Организует фиксирование индивидуального затруднения. |
В ходе решения встречается задание,
которое учащиеся решить не могут. – Все ли задания выполнили? – Почему возникло затруднение? – Не знаем, как умножить дробь на число. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин) Цели: – организовать постановку цели урока; – организовать составление совместного плана действий; – определить средства. |
Проговаривают цели. Записывают: число классная работа и вопрос в тетради. |
Организует постановку цели урока. |
– Давайте сформулируем цель нашего урока? – Научится умножать дробь на натуральное число, сформулировать правило умножения. – Запишите главный вопрос нашего сегодняшнего урока: Как умножить обыкновенную дробь на натуральное число? – Запишите число, классная работа и главный вопрос нашего урока. |
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
Проговаривают правила. |
Организует составление совместного плана действий. |
– Чтобы достигнуть
поставленных целей, что нам необходимо
помнить? (Правила работы на уроке.) – Мы сплочённая команда, – Если вы работаете
самостоятельно? |
||
Называют средства. |
Организует определение средств |
– Какими средствами можем достигнуть целей урок? – Сами попробуем добыть знания, прочитать в учебнике, спросим у учителя….. |
||
V. Реализация построенного проекта (9 мин) Цели: – реализовать построенный проект в соответствии с планом; – зафиксировать новое знание в речи и знаках; – организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; – уточнить тему урока. |
Проводят исследование задачи и стараются сформулировать правило умножения дроби на число (в карточке содержится алгоритм-подсказка) | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. |
– Для того, чтобы достигнуть цели нашего урока и получения ответа на вопрос урока, я предлагаю вам задачу. Задача у нас сегодня будет не простая, а связанная с народным праздником, который отмечается в марте. - Какие народные праздники вы знаете, которые отмечаются в марте? – Масленница. – Верно, но есть ещё один праздник, который называется “Сороки” или “Жаворонки” – Что же это за праздник? Ответ на этот вопрос подготовил один из учащихся. – У каждого на парте бланк с задачей с помощью, которой учащиеся должны ответить на вопрос. |
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
Формулируют правило, начиная
словами: – Я считаю…. – Я предполагаю… Читают правило вслух, и самостоятельно проговаривают про себя. |
Организует подводящий диалог. |
– Давайте попробуем сформулировать правило умножения дроби на число. Хорошо, ребята, давайте проверим наши предположения и обратимся к учебнику. (стр.197) Правило и буквенная запись выводится на экран. |
||
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (10 мин) Цель: – организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
Выполняют задание в тетрадях, и у доски. |
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
1. Давайте попробуем применить наши знания на конкретных примерах. К доске вызывается один ученик для решения примера (учащиеся записывают в тетрадях) 1) 2) 3) |
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
Отвечают на вопросы, записывают новое действие | Организует применение нового способа действия. |
2. Давайте, вспомним где можно
применить действия с дробями (при решении задач) Задача: Парусная лодка, двигаясь по реке со скоростью 8 км/ч, затратила на весь путь ч. Найдите расстояние, которое прошла лодка за это время. – Как найти расстояние, зная время и скорость? - Умножить скорость на время. |
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
|
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД). |
||||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин) Цели: – организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; – организовать самопроверку по эталону, самооценку; – организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Выполняют самостоятельную работу. |
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. |
– А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно. У каждого из вас на столах карточки с самостоятельной работой. После её выполнения вам предстоит выполнить самооценку по эталону. |
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
Выполняют самооценку по эталону. На карточках планирования последующей деятельности продолжают фразы: Повторить….. |
Организует выполнение проверки Организует выполнение работы над ошибками. |
– Выполните проверку, оцените себя
и занесите оценку в оценочный лист. – Выполните работу над ошибками. После того как ученики выполнили работу и самопроверку учитель предлагает выполнить работу над ошибками. |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
|
VIII. Включение в систему знаний. (3 мин) |
Слушают объяснение. Работают в парах. |
Организует работу в парах. Контролирует работу в парах. |
– Ребята, я предлагаю вам поработать в парах и проверить свои знания и оценить знания вашего соседа в совместной работе. В задание включены все действия с дробями, с которыми мы уже познакомились. Вам необходимо проявить свои знания внимательность и сплочённость и вместе собрать задания с правильным ответом. |
Уметь выстраивать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД). |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин) Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Регистрируются и выбирают утверждение. |
Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Организует регистрацию в системе голосования. |
– Какую цель ставили? – Научиться умножать дробь на натуральное число. – Достигли цели? – Научились и ответили на вопрос урока. – Какая тема урока была? – Умножение дроби на число. – Выполните рефлексию, выбрав одно из предложенных утверждений. |
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
X. Домашнее задание. |
Слушают объяснение Задают вопросы. |
Объясняет цели домашнего задания. |
– Домашнее задание сегодня будет творческое. Возьмите буклеты с домашней работой. Вам необходимо составить задачу по рисунку и составить задачу и сделать к ней свой рисунок. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД). |