Урок математики по теме "Умножение обыкновенной дроби на натуральное число"

Разделы: Математика


Тип урока: открытия нового знания ОНЗ (технология деятельностного метода).

Технологическая карта изучения темы:

“Умножение обыкновенной дроби на натуральное число”

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

– установить тематические рамки;

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Слушают, осмысливают тип урока и виды деятельности.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

– Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы отправляемся в дорогу за знаниями. Возьмём мы с собой только свои знания и хорошее настроение.

– Ян Амос Каменский сказал: 

“Считай несчастным тот день или тот час, в котором, ты не усвоил ничего, ничего не прибавил к своему образованию”.

– И я надеюсь, что сегодняшний урок, и день будет для вас счастливым, т.к. каждый из вас унесёт с собой, что-то новое, неизвестное, интересное, познавательное.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

(Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (6 мин)

Цели:

– организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей;

– организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

– организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Проговаривают, что повторили.

Выполняют задание, предложенное учителем.

Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Выполняют задание самостоятельно.

Организует актуализацию умений выполнять действия с дробями.

Организует обобщение актуализированных знаний.

Предлагает задание для пробного действия.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия

– Чтобы продуктивно работать на сегодняшнем уроке, мы должны повторить уже имеющиеся знания и вспомнить, с какими темами мы работали на предыдущих уроках уроках?

– Действия с дробями.

– Какие действия мы уже рассмотрели?

– Сложение, вычитание, умножение дроби на дробь.

- Я предлагаю вам вспомнить изученные действия с дробями .

Учащимся предлагается задание “Восстанови картинку” (получая правильные ответы, учащиеся сопоставляют правильный ответ с заданием)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

III. Выявление места и причины затруднения (1 мин)

Цели:

– выявить место (шаг, операция) затруднения;

– зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

В ходе решения встречается задание, которое учащиеся решить не могут.

– Все ли задания выполнили?

– Почему возникло затруднение?

– Не знаем, как умножить дробь на число.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин)

Цели:

организовать постановку цели урока;

организовать составление совместного плана действий;

– определить средства.

Проговаривают цели.

Записывают: число классная работа и вопрос в тетради.

Организует постановку цели урока.

– Давайте сформулируем цель нашего урока?

– Научится умножать дробь на натуральное число, сформулировать правило умножения.

– Запишите главный вопрос нашего сегодняшнего урока:

Как умножить обыкновенную дробь на натуральное число?

– Запишите число, классная работа и главный вопрос нашего урока.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Проговаривают правила.

Организует составление совместного плана действий.

– Чтобы достигнуть поставленных целей, что нам необходимо помнить? (Правила работы на уроке.)
– Если вы работаете в паре со своим соседом, что надо помнить?

– Мы сплочённая команда,

– Если вы работаете самостоятельно? 
– Я смогу, я правлюсь, у меня всё получится.

Называют средства.

Организует определение средств

– Какими средствами можем достигнуть целей урок?

– Сами попробуем добыть знания, прочитать в учебнике, спросим у учителя…..

V. Реализация построенного проекта (9 мин)

Цели:

– реализовать построенный проект в соответствии с планом;

– зафиксировать новое знание в речи и знаках;

– организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

– уточнить тему урока.

Проводят исследование задачи и стараются сформулировать правило умножения дроби на число (в карточке содержится алгоритм-подсказка)

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

– Для того, чтобы достигнуть цели нашего урока и получения ответа на вопрос урока, я предлагаю вам задачу. Задача у нас сегодня будет не простая, а связанная с народным праздником, который отмечается в марте.

- Какие народные праздники вы знаете, которые отмечаются в марте?

– Масленница.

– Верно, но есть ещё один праздник, который называется “Сороки” или “Жаворонки”

– Что же это за праздник?

Ответ на этот вопрос подготовил один из учащихся.

– У каждого на парте бланк с задачей с помощью, которой учащиеся должны ответить на вопрос.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Формулируют правило, начиная словами:

– Я считаю….

– Я предполагаю…

Читают правило вслух, и самостоятельно проговаривают про себя.

Организует подводящий диалог.

– Давайте попробуем сформулировать правило умножения дроби на число.

Хорошо, ребята, давайте проверим наши предположения и обратимся к учебнику. (стр.197)

Правило и буквенная запись выводится на экран.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (10 мин)

Цель:

организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Выполняют задание в тетрадях, и у доски.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

1. Давайте попробуем применить наши знания на конкретных примерах.

К доске вызывается один ученик для решения примера (учащиеся записывают в тетрадях)

1)

2)

3)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Отвечают на вопросы, записывают новое действие

Организует применение нового способа действия.

2. Давайте, вспомним где можно применить действия с дробями (при решении задач)

Задача: Парусная лодка, двигаясь по реке со скоростью 8 км/ч, затратила на весь путь ч. Найдите расстояние, которое прошла лодка за это время.

– Как найти расстояние, зная время и скорость?

- Умножить скорость на время.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь выполнять работу по предложенному плану

(Регулятивные УУД).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)

Цели:

– организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

– организовать самопроверку по эталону, самооценку;

– организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют самостоятельную работу.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

– А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно. У каждого из вас на столах карточки с самостоятельной работой. После её выполнения вам предстоит выполнить самооценку по эталону.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

(Регулятивные УУД).

Выполняют самооценку по эталону.

На карточках планирования последующей деятельности продолжают фразы:

Повторить…..
Выучить…
Запомнить….

Организует выполнение проверки

Организует выполнение работы над ошибками.

– Выполните проверку, оцените себя и занесите оценку в оценочный лист.

– Выполните работу над ошибками.

После того как ученики выполнили работу и самопроверку учитель предлагает выполнить работу над ошибками.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII. Включение в систему знаний. (3 мин)

Слушают объяснение.

Работают в парах.

Организует работу в парах.

Контролирует работу в парах.

– Ребята, я предлагаю вам поработать в парах и проверить свои знания и оценить знания вашего соседа в совместной работе. В задание включены все действия с дробями, с которыми мы уже познакомились. Вам необходимо проявить свои знания внимательность и сплочённость и вместе собрать задания с правильным ответом.

Уметь выстраивать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Регистрируются и выбирают утверждение.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует регистрацию в системе голосования.

– Какую цель ставили?

– Научиться умножать дробь на натуральное число.

– Достигли цели?

– Научились и ответили на вопрос урока.

– Какая тема урока была?

– Умножение дроби на число.

– Выполните рефлексию, выбрав одно из предложенных утверждений.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

(Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД).

X. Домашнее задание.

Слушают объяснение

Задают вопросы.

Объясняет цели домашнего задания.

– Домашнее задание сегодня будет творческое. Возьмите буклеты с домашней работой. Вам необходимо составить задачу по рисунку и составить задачу и сделать к ней свой рисунок.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4