“Речь — это показатель ума”.
Сенека.
Цель: повышение педагогического мастерства классных руководителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи:
- обсудить результаты анкетирования обучающихся по проблеме сквернословия;
- разработать возможные способы решения проблемы сквернословия среди обучающихся.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: классные руководители 1-11 классов, медицинский работник, школьный психолог, преподаватель биологии, председатель Совета профилактики, председатель Управляющего совета школы, священник Православной церкви.
Оборудование: компьютер, проектор.
Актуальность
Одним из частых и неприятных нарушений поведения детей и подростков является активное использование молодежью непристойной брани, разрушающей сердце и душу. Очень часто именно сквернословие является причиной других, более серьёзных, правонарушений и преступлений. Необходимо понять, почему люди используют в своей речи матерные слова, как сквернословие влияет на здоровье человека, каковы пути преодоления этой вредной привычки. Поэтому целесообразно вопросы профилактики сквернословия обсуждать со специалистами в области духовного воспитания, педагогики и медицины.
План проведения заседания.
- Обсуждение результатов анкетирования.
- Из истории сквернословия.
- Как Православная церковь относится к сквернословию.
- Медицинские проблемы сквернословия.
- Как борется Закон с ненормативной лексикой.
- Психологические аспекты сквернословия.
- Способы решения проблемы сквернословия среди обучающихся.
Ход заседания
Руководитель МО
Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика “телесного низа”. В словаре В. Даля сказано: “Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное”.
Проблему употребления ненормативной лексики очень хорошо это отразил наш земляк, поэт Э. А. Асадов в своих стихах:
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить,
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить!
А поэтому скажем себе сурово:
“Чтобы не было в жизни ненужных бед,
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!”
По информации Фонда “Общественное Мнение” сегодня около 70 % жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29 % населения ее никогда не употребляют. При этом 64 % считают, что употребление мата в речи недопустимо ни при каких обстоятельствах.
Результаты анкетирования на тему: “Твоё отношение к сквернословию” обучающихся показывают актуальность проблемы сквернословия в нашей школе.
Было опрошено 100 учащихся 4-11- классов.
На вопрос, что такое сквернословие, ученики ответили следующее:
- некультурные слова, маты, ругательства, оскорбления – 54%;
- не знаю – 13%;
- неумение выражать свои мысли культурным языком –16 %;
- пошлость, порок, грех - 10%;
- исконно-русский язык – 6%.
- жаргонизмы – 1%;
Скверные слова употребляют 75% опрошенных, не используют в речи —21% , ответили “не знаю” — 4% .
Причины употребления в речи скверных слов:
- выражаю свою злость – 33%;
- не знаю – 22%;
- все так выражаются, в том числе и мои родители – 11%;
- случайно – 10%;
- модно – 9%;
- просто так – 5%;
- легче выразить свои эмоции- 4%;
- проще общаться – 2%;
- хочу – 2%;
- привычка – 1%.
Причины неупотребления в речи скверных слов:
- не нравится – 86%; не хочу –7%; не знаю – 6%.
- 43,4% опрашиваемым известно, что сквернословие вредно для организма, а 56,6% не знают об этом.
А на вопрос “Если бы ты знал(а), что сквернословие вредно для организма, стал(а) бы ты употреблять скверные слова?” обучающиеся ответили так:
- Нет – 56%;
- Да – 34%;
- Не думал об этом – 10%.
Таким образом, сквернословят от неумения цивилизованно выражать свои эмоции, по примеру других, в том числе родителей, от бессилия, безвыходного положения, слабости. Поэтому, нам необходимо найти способы решения проблемы сквернословия среди обучающихся.
Из истории сквернословия. Выступление преподавателя истории. В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. Можно сделать вывод, что употребление матерных слов осуждалось нашими предками.
Как Православная церковь относится к сквернословию. Выступление священника. Сквернословие - грех языка — один из самых труднопреодолимых, и потому так часто появляется соблазн посчитать их незначительными, как-то оправдать, “не заметить”. К сквернословию, особенно в последнее время, так привыкли, что многие его действительно не замечают и удивляются, что слова эти все еще являются нецензурными. Слово... Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Где он? Пойди, поищи эти звуковые волны. Слово... Почти нематериальное явление. Кажется, и говорить-то не о чём. Но слово — то, что уподобляет человека его Создателю. Самого Спасителя мы называем Божественным Словом. Творческим словом Господь создал из небытия наш прекрасный мир, “космос”, как называли его греки. Это значит “красота”. Но и человеческое слово обладает творческой силой и воздействует на окружающую нас действительность. Слова, которые мы произносим и слышим, формируют наше сознание, нашу личность. А наши сознательные действия оказывают влияние на ту среду, в которой мы живем. Наше слово может содействовать Божьему замыслу о мире и о человеке, а может и противоречить ему. Незавидна судьба сквернослова, и Церковь предупреждает, что “злоречивые... Царства Божия не наследуют” (1 Кор. 6, 10). “...От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься”, — говорит Спаситель (Мф. 12, 37). Церковь всегда призывала своих чад быть внимательными к словам и особенно предостерегала от греха сквернословия.
Медицинские проблемы сквернословия. Выступление медработника.
К поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждал, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина “о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов” проверяли несколько НИИ - столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось!
Ученые под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы “корёжатся” и “гнутся”, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.
Психологические аспекты сквернословия. Выступление школьного психолога.
Люди чаще матерятся, когда у них обостряется потребность в защите, в самоутверждении. Это не от бескультурья и не от избытка сил. Наоборот, это неуверенность в себе, это состояние, в котором человек особенно жадно прибегает к внешним атрибутам своей значимости. Чем больше люди перепуганы, тем больше они матерятся!
Иногда матерятся вроде бы безо всякой видимой причины. В таких случаях причиной является другой страх, действительно невидимый и не сознаваемый самими “матерщинниками”, но сильный: это страх собственной несамодостаточности, безотчётный страх того, что “я плохой”, и что меня за это ждёт наказание.
Какое впечатление на нас производит брань? Прежде всего, впечатление повышенной агрессивности. От матерщины до удара гораздо меньше дистанция. И поэтому перепуганные люди энергично матерятся. Мол, не тронь, а то вот-вот ударю. И поэтому для детей, которые чувствуют себя незащищенными, подлежащими заслуженно плохому обращению с собой, это такой заманчивый щит.
Второй причиной сквернословия – педагогической, является неправильное семейное воспитание. Не секрет, что дети во всем подражают своим родителям и если родители сквернословят, то и дети приобретают эту вредную привычку, от которой очень трудно избавиться. Бывает, в семье употребляют нецензурные выражения в разговоре повсеместно, а не только в качестве ругательств, так сквернословие становится нормой жизни! Случается, что взрослые сами обучают детей нецензурным выражениям, умиляясь, когда с губ младенца срываются скверные словечки. Если сквернословие впитывается в ребенка с “молоком матери”, требуется сильная воля и высокий самоконтроль поведения, что бы справиться с этой вредной привычкой.
Как борется Закон с ненормативной лексикой. Выступление председателя Управляющего Совета школы.
Государство пытается помочь населению своими методами. Возможно, вы не знали, что нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность.
Ст. 130 "Оскорбление" УК РФ гласит:
"1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
Ст. 20, ч. 1 "Кодекса РФ об административных правонарушениях" предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Разработка памятки “Как избавиться от сквернословия”
- Не говорить плохих слов самому.
- Не копировать других, не говорить, как все, сохранять самобытность и помнить: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”.
- Тренировать себя говорить вежливо и красиво.
- Использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей).
- Снимайте стрессы занятиями спортом, музыкой, рисованием, коллекционированием, добрыми делами.
- У того, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.
- Доброе слово преображает и говорящего, и слушающего, созидает жизнь, а не разрушает ее. По слову преподобного Макария Великого: “Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми”.
Резолюция:
- Психологу школы совместно с классными руководителями разработать систему занятий, тренингов, способствующих преодолению причин употребления ненормативной лексики;
- Классным руководителям включить в планы ВР занятия по культуре речи, тренинги с группой обучающихся, использующих ненормативную лексику;
- Провести общешкольное родительское по теме “Пути преодоления проблемы сквернословия”
- Распространить памятки “Как избавиться от сквернословия” среди обучающихся и родителей.
Используемая литература
- В.К. Харченко “Поведение: от реального к идеальному” Изд.3, Белгород, 2008
- В.К. Харченко “О языке, достойном человека” М., 2009
- Эмото Масару. “Любовь и вода” – М.: София, 2008.
- Вачаева В.Б. Добрые дела – добрые слова
Интернет-ресурсы
- http://www.realisti.ru/main/mat/pochemu_lyudi_myateryatsya_mat_sledstvie_neuverennosti_v_sebe.htm#ixzz2n5GSB9t9
- Read more: http://www.realisti.ru/main/mat?id=191#ixzz2n5BUjQPF
- http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=20