Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по теме "Веселые огоньки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Ежегодно на дорогах России гибнут взрослые и дети, а так же становятся инвалидами. В числе погибших есть и несовершеннолетние дети. Это невосполнимые потери, страдания, боль не только родственников, но и общества.

Немалое количество ДТП происходят по вине пешеходов. По статистике ГИБДД Кемеровской области на август 2013 года по территории Кемеровской области зарегистрировано 2515 автоаварий в результате которых 362 человека погибло и 3321 травмирован. В результате ДТП погибло 14 и травмировано 297 детей. Основные причины ДТП с участием пешеходов:

  • переход проезжей части дороги в неустановленном месте;
  • переход проезжей части дороги на запрещающий сигнал светофора;
  • неожиданный выход из-за транспортных средств.

Чтобы наши дети стали законопослушными пешеходами, необходимо познакомить их с правилами дорожного движения и научить беспрекословно их выполнять. Чем раньше ребенок узнает эти правила, тем больше шансов появится у него сохранить свое здоровье и жизнь. Поэтому обучение правилам дорожного движения необходимо начать в дошкольном детстве. Наиболее благоприятный для этого является старший дошкольный возраст, т.к. у детей старшего дошкольного возраста все психические процессы становятся более развитыми (внимание становится произвольным, развивается образное мышление, навыки обобщения и рассуждения), дети становятся более усидчивыми

Поэтому цель программы – это создание условий для формирования основ безопасного поведения на дороге.

Задачи программы:

  1. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения.
  2. Сформировать знания детей о правилах дорожного движениях.
  3. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Формы и методы работы:

Для достижения цели и поставленных задач в программе используются метод моделирования ситуации, схемы, макеты, художественное слово.

Условия реализации программы

Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. Обучение проводится во вторую половину дня с группой детей в количестве 27 человек. Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста. Группа работает 1 раз в неделю по 30 минут, всего 36 занятий за учебный год.

Так же для более успешного освоения программы необходимо привлечение родителей, с которыми проводятся: анкетирование, беседы, консультации, совместное творчество.

Для отслеживания результатов работы проводится диагностика (в начале года и в конце) в форме собеседования с воспитанниками.

В конце освоения программы дети должны знать:

  • правила дорожного движения;
  • дорожные знаки;
  • правила поведения на улице;
  • правила поведения в общественном транспорте и на железной дороге;
  • устройство улицы.

Должны уметь:

  • использовать полученные знания о правилах дорожного движения в жизненных условиях;
  • ориентироваться на схеме и местности.

Тематический план

№ п/п

Тема занятия

Цели занятия

Часы

1

Знаки в жизни человека.

Продолжать знакомить детей со знаками дорожного движения и их значением в жизни человека.

2

2

Основные определения.

Закрепить знания детей об основных определениях, необходимых при изучении ПДД.

1

3

Рисование “Улица”.

Закреплять умение отражать в рисунке впечатления от окружающего мира, изображать тротуар, пешехода, пешеходный переход, светофор, знаки.

1

4

Дорожная разметка.

Познакомить детей с дорожной разметкой.

1

5

Предписывающие знаки.

Продолжать знакомить детей с предписывающими знаками дорожного движения.

1

6

Информационные знаки.

Продолжать знакомить детей с информационными знаками дорожного движения.

1

7

Предупреждающие знаки.

Продолжать знакомить детей с предупреждающими знаками дорожного движения.

1

8

Знаки особых предписаний.

Продолжать знакомить детей со знаками особых предписаний.

1

9

Знаки сервиса.

Продолжать знакомить детей со знаками сервиса.

1

10

Запрещающие знаки.

Продолжать знакомить детей с запрещающими знаками дорожного движения.

1

11

Ориентация на местности.

Совершенствовать навыки ориентации в пространстве.

2

12

Мы идем по тротуару.

Продолжать знакомить детей с правилами поведения на тротуаре.

1

13

Аппликация “Удостоверение пешехода”.

Закрепить знания детей о правилах для пешеходов.

1

14

Движение пешеходов вдоль шоссе.

Познакомить с правилами поведения на загородных участках дороги.

1

15

Поведение на перекрестке.

Углубить знания о регулировании движения пешеходов.

1

16

Какие бывают переходы?

Познакомить детей с разными видами переходов.

1

17

Два светофора.

Уточнить представления детей о назначении разных светофоров на пешеходном переходе.

1

18

Рисование “Дорожное движение”.

Закреплять умение передавать особенности дорожной обстановки.

1

19

Конструирование “Светофор”.

Закрепить знания детей о назначении светофора.

1

20

Переход проезжей части в разное время года.

Познакомить детей с особенностями перехода проезжей части в разное время года.

1

21

Игры во дворе.

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома.

1

22

Рисование “Опасности вокруг нас”.

Закрепить знания детей об опасностях на дороге.

1

23

Аппликация “Наш город”.

Побуждать вырезать дома и транспорт разной конфигурации, используя различные технические приемы, создавать сюжетную композицию, дополняя работу прорисовыванием деталей.

1

24

Велосипед на улицах города.

Познакомить детей с правилами для велосипедистов.

1

25

Регулировщик и его работа.

Познакомить с работой регулировщика; научить показывать сигналы “Остановись”, “Путь свободен” и действовать в соответствии с ними.

1

26

Правила поведения пешеходов и пассажиров.

Закрепить знания детей о правилах для пешеходов и пассажиров.

1

27

Конструирование “Транспорт”.

Закрепить знания видов транспорта, уточнить представление о том, как знаки “говорят” с водителями.

1

28

Правила поведения на железной дороге.

Познакомить со знаками, сопутствующими железной дороге; объяснить правила поведения на железной дороге.

1

29

Изготовление книжки малышки.

Закрепить знания детей о дорожных знаках.

2

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Н.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2012. – 144с.
  2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 64с.
  3. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2011. – 64с.
  4. Елжакова Н.В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий / Н.В. Елжова.– Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 173 с. – (Сердце отдаю детям).
  5. От роджения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336с.
  6. Старцева О.Ю. школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с. (Модули программы ДОУ).
  7. Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2013. – 64с., цв. вкл.
  8. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2012. – 80с.
  9. Шорыгина Т.А. беседы о правилах дорожного движения с детьми 5–8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 80с. (Вместе с детьми).