Пояснительная записка
Ежегодно на дорогах России гибнут взрослые и дети, а так же становятся инвалидами. В числе погибших есть и несовершеннолетние дети. Это невосполнимые потери, страдания, боль не только родственников, но и общества.
Немалое количество ДТП происходят по вине пешеходов. По статистике ГИБДД Кемеровской области на август 2013 года по территории Кемеровской области зарегистрировано 2515 автоаварий в результате которых 362 человека погибло и 3321 травмирован. В результате ДТП погибло 14 и травмировано 297 детей. Основные причины ДТП с участием пешеходов:
- переход проезжей части дороги в неустановленном месте;
- переход проезжей части дороги на запрещающий сигнал светофора;
- неожиданный выход из-за транспортных средств.
Чтобы наши дети стали законопослушными пешеходами, необходимо познакомить их с правилами дорожного движения и научить беспрекословно их выполнять. Чем раньше ребенок узнает эти правила, тем больше шансов появится у него сохранить свое здоровье и жизнь. Поэтому обучение правилам дорожного движения необходимо начать в дошкольном детстве. Наиболее благоприятный для этого является старший дошкольный возраст, т.к. у детей старшего дошкольного возраста все психические процессы становятся более развитыми (внимание становится произвольным, развивается образное мышление, навыки обобщения и рассуждения), дети становятся более усидчивыми
Поэтому цель программы – это создание условий для формирования основ безопасного поведения на дороге.
Задачи программы:
- Подводить детей к осознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения.
- Сформировать знания детей о правилах дорожного движениях.
- Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Формы и методы работы:
Для достижения цели и поставленных задач в программе используются метод моделирования ситуации, схемы, макеты, художественное слово.
Условия реализации программы
Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. Обучение проводится во вторую половину дня с группой детей в количестве 27 человек. Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста. Группа работает 1 раз в неделю по 30 минут, всего 36 занятий за учебный год.
Так же для более успешного освоения программы необходимо привлечение родителей, с которыми проводятся: анкетирование, беседы, консультации, совместное творчество.
Для отслеживания результатов работы проводится диагностика (в начале года и в конце) в форме собеседования с воспитанниками.
В конце освоения программы дети должны знать:
- правила дорожного движения;
- дорожные знаки;
- правила поведения на улице;
- правила поведения в общественном транспорте и на железной дороге;
- устройство улицы.
Должны уметь:
- использовать полученные знания о правилах дорожного движения в жизненных условиях;
- ориентироваться на схеме и местности.
Тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Цели занятия |
Часы |
1 |
Знаки в жизни человека. |
Продолжать знакомить детей со знаками дорожного движения и их значением в жизни человека. |
2 |
2 |
Основные определения. |
Закрепить знания детей об основных определениях, необходимых при изучении ПДД. |
1 |
3 |
Рисование “Улица”. |
Закреплять умение отражать в рисунке впечатления от окружающего мира, изображать тротуар, пешехода, пешеходный переход, светофор, знаки. |
1 |
4 |
Дорожная разметка. |
Познакомить детей с дорожной разметкой. |
1 |
5 |
Предписывающие знаки. |
Продолжать знакомить детей с предписывающими знаками дорожного движения. |
1 |
6 |
Информационные знаки. |
Продолжать знакомить детей с информационными знаками дорожного движения. |
1 |
7 |
Предупреждающие знаки. |
Продолжать знакомить детей с предупреждающими знаками дорожного движения. |
1 |
8 |
Знаки особых предписаний. |
Продолжать знакомить детей со знаками особых предписаний. |
1 |
9 |
Знаки сервиса. |
Продолжать знакомить детей со знаками сервиса. |
1 |
10 |
Запрещающие знаки. |
Продолжать знакомить детей с запрещающими знаками дорожного движения. |
1 |
11 |
Ориентация на местности. |
Совершенствовать навыки ориентации в пространстве. |
2 |
12 |
Мы идем по тротуару. |
Продолжать знакомить детей с правилами поведения на тротуаре. |
1 |
13 |
Аппликация “Удостоверение пешехода”. |
Закрепить знания детей о правилах для пешеходов. |
1 |
14 |
Движение пешеходов вдоль шоссе. |
Познакомить с правилами поведения на загородных участках дороги. |
1 |
15 |
Поведение на перекрестке. |
Углубить знания о регулировании движения пешеходов. |
1 |
16 |
Какие бывают переходы? |
Познакомить детей с разными видами переходов. |
1 |
17 |
Два светофора. |
Уточнить представления детей о назначении разных светофоров на пешеходном переходе. |
1 |
18 |
Рисование “Дорожное движение”. |
Закреплять умение передавать особенности дорожной обстановки. |
1 |
19 |
Конструирование “Светофор”. |
Закрепить знания детей о назначении светофора. |
1 |
20 |
Переход проезжей части в разное время года. |
Познакомить детей с особенностями перехода проезжей части в разное время года. |
1 |
21 |
Игры во дворе. |
Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. |
1 |
22 |
Рисование “Опасности вокруг нас”. |
Закрепить знания детей об опасностях на дороге. |
1 |
23 |
Аппликация “Наш город”. |
Побуждать вырезать дома и транспорт разной конфигурации, используя различные технические приемы, создавать сюжетную композицию, дополняя работу прорисовыванием деталей. |
1 |
24 |
Велосипед на улицах города. |
Познакомить детей с правилами для велосипедистов. |
1 |
25 |
Регулировщик и его работа. |
Познакомить с работой регулировщика; научить показывать сигналы “Остановись”, “Путь свободен” и действовать в соответствии с ними. |
1 |
26 |
Правила поведения пешеходов и пассажиров. |
Закрепить знания детей о правилах для пешеходов и пассажиров. |
1 |
27 |
Конструирование “Транспорт”. |
Закрепить знания видов транспорта, уточнить представление о том, как знаки “говорят” с водителями. |
1 |
28 |
Правила поведения на железной дороге. |
Познакомить со знаками, сопутствующими железной дороге; объяснить правила поведения на железной дороге. |
1 |
29 |
Изготовление книжки малышки. |
Закрепить знания детей о дорожных знаках. |
2 |
Литература
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Н.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2012. – 144с.
- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 64с.
- Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2011. – 64с.
- Елжакова Н.В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий / Н.В. Елжова.– Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 173 с. – (Сердце отдаю детям).
- От роджения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336с.
- Старцева О.Ю. школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с. (Модули программы ДОУ).
- Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2013. – 64с., цв. вкл.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2012. – 80с.
- Шорыгина Т.А. беседы о правилах дорожного движения с детьми 5–8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 80с. (Вместе с детьми).