Тема. Бытовая техника. Звуки Р – Р’, этап дифференциации.
Цель. Дифференцировать звуки Р – Р’.
Задачи.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать произношение;
- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- корригировать и развивать слуховое восприятие;
- корригировать речевое дыхание;
- корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности);
- развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Образовательные:
- уточнить и расширить словарь по темам “Мебель”, “Бытовая техника”;
- учить различать и правильно называть звуки Р – Р’;
- совершенствовать умение давать акустическую характеристику звуков Р – Р’;
- закреплять умение согласовывать существительное с числительным в роде, падеже
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
Здоровьесберегающие:
- планировать объём материала с учетом повышенной утомляемости ребёнка;
- соблюдать правильную посадку ребёнка;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статические и динамические задания.
Словарная работа
Слова на звуки Р – Р’: стиральная машина, мясорубка, телевизор, кресло, табурет, стол, Рома, Рита, ведро, рубашка, трактор, сыр, карета, репа, снегирь, гриб, роза, букварь; плита, чайник, пылесос, холодильник, утюг, диван
Оборудование
Раздаточный материал.
Картинки (7,5 х 10,5): стиральная машина, мясорубка, телевизор, кресло, табурет, стол, мальчик (Рома), девочка (Рита), ведро, рубашка, трактор, сыр, карета, репа, снегирь, гриб, роза, букварь; плита, чайник, пылесос, холодильник, утюг, диван.
- Символы звуков, звуковая дорожка (2 шт)
- Карточки с цифрами 1, 2, 5
- Алгоритм звукового анализа
Ход занятия
1. Раскладываю перед ребёнком картинки:
1 ряд: стиральная машина, мясорубка, телевизор, утюг
2 ряд: кресло, табурет, диван, стол
– Маша, посмотри на картинки и скажи, что это?
– Это мебель и бытовая техника
– Выбери из этих предметов те, в названии которых есть звук Р.
– Назови предметы со звуком Р.
– Стиральная машина, телевизор, мясорубка,
– Теперь предметы со звуком Р’.
– Назови эти предметы.
– Кресло, табурет
2.
– Сегодня мы повторим звуки Р – Р’. Помогут нам Рома и Рита (показываю картинки Ромы и Риты). Рома живёт в городе, а Рита живёт в деревне. Ты догадалась почему?
– Правильно, в словах Рома, город звук Р, а в словах Рита, деревня звук Р’.
Дай характеристику звуку Р, посмотри на схему (алгоритм звукового анализа).
– Дай характеристику звуку Р’
– Чем отличаются звуки Р и Р’?
– Правильно звук Р – твёрдый, а звук Р’.
3.
– Маша, мы с Ромой будем называть слова, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук Р, подними руку, если услышишь звук Р’
ра ря ро ре рю
три атр тра тря утрь
треугольник, трамвай, аквариум, радуга, букварь, кукуруза
– Молодец Маша, ты всё правильно делаешь. Давай подарим Роме и Рите картинки. Как ты думаешь, какие картинки мы подарим Роме? (картинки со звуком Р)
А какие картинки подарим Рите? (со звуком Р’)
Даю картинки: ведро, карета, рубашка, репа, трактор, снегирь, сыр, гриб.
4. Зрительная гимнастика
– Маша, пусть твои глазки побегут по дорожкам. А в это время я буду говорить тебе слоги и слова, а ты должна будешь их изменить. Например, ра – ря, ар – арь, рад, ряд.
Ра ро ру ры
Кра кро кру кры
Акр окр укр ыкр
Рад, ров, рысь (рис), брак, шар, пар, хор, удар
5.
Показываю картинки РОЗА, БУКВАРЬ
– Маша, посмотри и назови предмет со звуком Р (роза), предмет со звуком Р’ (букварь).
Придумай предложение со словом РОЗА из 3-х слов (мама купила розу). Составь схему этого предложения.
Придумай предложение со словом БУКВАРЬ из 3-х слов (дети читают букварь). Составь схему предложения.
6.
Раскладываю картинки: утюг, чайник, холодильник, стиральная машина, мясорубка, телевизор.
– Маша, давай поиграем. Перед тобой лежат картинки. Назови их. Запомни хорошо эти картинки. Закрой глаза. Открывай. Назови, какой картинки не стало (повт 2-3 раза)
7.
– Маша, послушай и ответь, правильно ли я говорю:
один телевизор, два телевизор, пять телевизора?
А как будет правильно?
Посчитай сама.
ИТОГ.
– Маша, о каких звуках мы беседовали.
Вспомни слова со звуком Р, Р’
ОЦЕНКА.