Логопедическое занятие на тему "Бытовая техника" для детей с нарушениями зрения

Разделы: Логопедия


Тема. Бытовая техника. Звуки Р – Р’, этап дифференциации.

Цель. Дифференцировать звуки Р – Р’.

Задачи.

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • корригировать и развивать слуховое восприятие;
  • корригировать речевое дыхание;
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности);
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

Образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по темам “Мебель”, “Бытовая техника”;
  • учить различать и правильно называть звуки Р – Р’;
  • совершенствовать умение давать акустическую характеристику звуков Р – Р’;
  • закреплять умение согласовывать существительное с числительным в роде, падеже

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

Здоровьесберегающие:

  • планировать объём материала с учетом повышенной утомляемости ребёнка;
  • соблюдать правильную посадку ребёнка;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Словарная работа

Слова на звуки Р – Р’: стиральная машина, мясорубка, телевизор, кресло, табурет, стол, Рома, Рита, ведро, рубашка, трактор, сыр, карета, репа, снегирь, гриб, роза, букварь; плита, чайник, пылесос, холодильник, утюг, диван

Оборудование

Раздаточный материал.

  1. Картинки (7,5 х 10,5): стиральная машина, мясорубка, телевизор, кресло, табурет, стол, мальчик (Рома), девочка (Рита), ведро, рубашка, трактор, сыр, карета, репа, снегирь, гриб, роза, букварь; плита, чайник, пылесос, холодильник, утюг, диван.

  2. Символы звуков, звуковая дорожка (2 шт)
  3. Карточки с цифрами 1, 2, 5
  4. Алгоритм звукового анализа

Ход занятия

1. Раскладываю перед ребёнком картинки:

1 ряд: стиральная машина, мясорубка, телевизор, утюг

2 ряд: кресло, табурет, диван, стол

– Маша, посмотри на картинки и скажи, что это?

– Это мебель и бытовая техника

– Выбери из этих предметов те, в названии которых есть звук Р.

– Назови предметы со звуком Р.

– Стиральная машина, телевизор, мясорубка,

– Теперь предметы со звуком Р’.

– Назови эти предметы.

– Кресло, табурет

2.

– Сегодня мы повторим звуки Р – Р’. Помогут нам Рома и Рита (показываю картинки Ромы и Риты). Рома живёт в городе, а Рита живёт в деревне. Ты догадалась почему?

– Правильно, в словах Рома, город звук Р, а в словах Рита, деревня звук Р’.

Дай характеристику звуку Р, посмотри на схему (алгоритм звукового анализа).

– Дай характеристику звуку Р’

– Чем отличаются звуки Р и Р’?

– Правильно звук Р – твёрдый, а звук Р’.

3.

– Маша, мы с Ромой будем называть слова, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук Р, подними руку, если услышишь звук Р’

ра ря ро ре рю

три атр тра тря утрь

треугольник, трамвай, аквариум, радуга, букварь, кукуруза

Молодец Маша, ты всё правильно делаешь. Давай подарим Роме и Рите картинки. Как ты думаешь, какие картинки мы подарим Роме? (картинки со звуком Р)

А какие картинки подарим Рите? (со звуком Р’)

Даю картинки: ведро, карета, рубашка, репа, трактор, снегирь, сыр, гриб.

4. Зрительная гимнастика

– Маша, пусть твои глазки побегут по дорожкам. А в это время я буду говорить тебе слоги и слова, а ты должна будешь их изменить. Например, ра – ря, ар – арь, рад, ряд.

Ра ро ру ры

Кра кро кру кры

Акр окр укр ыкр

Рад, ров, рысь (рис), брак, шар, пар, хор, удар

5.

Показываю картинки РОЗА, БУКВАРЬ

– Маша, посмотри и назови предмет со звуком Р (роза), предмет со звуком Р’ (букварь).

Придумай предложение со словом РОЗА из 3-х слов (мама купила розу). Составь схему этого предложения.

Придумай предложение со словом БУКВАРЬ из 3-х слов (дети читают букварь). Составь схему предложения.

6.

Раскладываю картинки: утюг, чайник, холодильник, стиральная машина, мясорубка, телевизор.

Маша, давай поиграем. Перед тобой лежат картинки. Назови их. Запомни хорошо эти картинки. Закрой глаза. Открывай. Назови, какой картинки не стало (повт 2-3 раза)

7.

Маша, послушай и ответь, правильно ли я говорю:

один телевизор, два телевизор, пять телевизора?

А как будет правильно?

Посчитай сама.

ИТОГ.

– Маша, о каких звуках мы беседовали.

Вспомни слова со звуком Р, Р’

ОЦЕНКА.