Аннотация
Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. За последние годы она значительно и заметно оживилась. Связано это с тем, что учителя всё отчётливее понимают необходимость укрепления роли русского языка в усвоении учащимися всех знаний в целом, упрочения его фундаментального значения для общего образования и развития. В то же время, и со стороны самих учащихся растёт живой интерес к слову, истории языка, его богатству.
Данный материал поможет учителю провести одно из внеклассных мероприятий по русскому языку с учащимися 5-6-х классов. Ресурс содержит вопросы как из учебного материала, так и из истории языка, этимологии, что способствует развитию кругозора школьников.
Управление презентацией: чтобы переходить с игрового поля к заданиям, нужно нажимать на картинку с бочонком в верхнем левом углу; чтобы вернуться назад, нужно нажимать на картинку ответа. Если их несколько, выбираем крайнюю. Переход от слайда к слайду производится по щелчку, правильный ответ – по щелчку.
Цель проведения:
- через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса учащихся к русскому языку;
- развивать интеллектуальный уровень обучающихся, смекалку, сообразительность;
- воспитывать дружбу и прививать любовь к родному языку.
Технология: на игровой основе.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, карточки-баллы за правильные ответы, бланк для жюри.
Сценарий мероприятия
Вступительное слово учителя:
С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенком мы засыпаем под монотонное звучание бабушкиных сказок. А ведь сказка – это язык. Вы ходите в школу. В речи учителя, на страницах книг развертывается перед вами огромная Вселенная, отраженная в словах. Вы узнаете о том, что было сто и даже тысячу лет назад. И все это благодаря родному языку. На земном шаре насчитывается более 2000 языков. Есть языки, на которых говорит всего несколько человек; а есть языки, на которых говорят миллионы человек. И в этой большой семье языков русский язык занимает особое место. Русский писатель И.С. Тургенев назвал русский язык правдивым, могучим, а народ, у которого такой язык – великим. Русский язык знают и любят не только все народы, населяющие нашу прекрасную Родину, но и многие люди всех стран мира. Сбылись слова русского писателя А.Н. Толстого, который говорил, что “настанет время, когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара”. Но наша действительность превзошла предсказание Толстого. Русский язык звучит не только по всем меридианам земного шара, но и в космических просторах. Русский язык имеет большое международное значение. На нем создана богатейшая художественная литература. И чтобы любить русский язык, надо его знать. Ведь не зря говорят, что без грамматики не выучить и математики. И сегодня, ребята, вы сможете показать свою находчивость, смекалку и еще раз проверить свои знания по русскому языку.
Вот правила игры:
Игра состоит из основного тура, где вы будете отвечать на вопросы разной сложности и стоимости. Трое обучающихся, которые наберут большее количество баллов, выходят в финал. В финале предстоит ответить на 6 вопросов. Кто заработает большее количество баллов, тот примет участие в суперигре. За этим будет следить компетентное жюри…
Итак, начинаем!
Раздел |
Вопрос |
Количество баллов за правильный ответ |
Правильный ответ |
Этимология | Что изучает этимология? | 1 | Происхождение слов |
Этот цветок в греческом означает “звезда”? | 2 | Астра | |
Этот цветок называют сыном солнца? | 3 | Подсолнух | |
Этот фрукт называют китайским яблоком? | 4 | Апельсин | |
В переводе с латинского языка этот цветок обозначает “небольшой меч”? Название дано по форме листьев. | 5 | Гладиолус | |
Это слово в удмуртском языке означает “ушко из теста”? | 6 | Пельмени | |
Лингвистические вопросы | Какую часть слова можно найти в земле? | 1 | Корень |
Какой частью речи могут быть слова: покрой, жгут, пила? | 2 | Существительное и глагол | |
Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? | 3 | Фонетика | |
Этот раздел лингвистики изучает словосочетания и предложения? | 4 | Синтаксис | |
Какое наречие пишется с двумя дефисами? | 5 | Точь-в-точь | |
В этом словаре можно узнать о произношении слов? | 6 | Орфоэпический | |
Наоборотки | Кто по специальности Тимофей Андреевич Ковда? | 1 | Адвокат |
В каком городе родился Александр Дмитриевич Голов? | 2 | Вологда | |
Что любит есть на завтрак Ольга Дмитриевна Акова? | 3 | Авокадо | |
На чём ездит Денис Евгеньевич Писолев? | 4 | Велосипед | |
Чем пользуется в быту Кармен Артуровна Джан? | 5 | Наждак | |
По какой стране путешествовал Андрей Устинович Гаракин? | 6 | Никарагуа | |
Общие вопросы | В каком имени тридцать Я? | 1 | Зоя |
Он создал первый русский университет. Он сам был первым нашим русским университетом. Назовите этого человека | 2 | Ломоносов М.В. | |
Какого цвета неопытная молодежь? | 3 | Зелёного | |
Слово с удвоенной Р? | 4 | Корреспондент, коррозия | |
Автор современного толкового словаря? | 5 | Ожегов С.И. | |
Автор четырехтомного Словаря живого великорусского языка? | 6 | Даль В.И. | |
Аббревиатура | Что такое аббревиатура? | 1 | Сокращение слов или словосочетаний |
Что такое ЦУМ? | 2 | Центральный универсальный магазин | |
Что такое вуз? | 3 | Высшее учебное заведение | |
Что такое ГИА? | 4 | Государственная итоговая аттестация | |
Что такое ВДВ? | 5 | Воздушно-десантные войска | |
Что такое МГУ? | 6 | Московский государственный университет? | |
Шутливые вопросы | Как превратить оценку в вечер танцев? | 1 | Убрать одну букву Л |
Как превратить ветку в водоём? | 2 | Заменить букву Т на Д | |
Какой остров можно носить под рубашкой? | 3 | Ямайка | |
Название какого очень распространенного дерева состоит из четырёх предлогов? | 4 | Сосна | |
Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? | 5 | Кот | |
Как измерить расстояние нотами? | 6 | Милями | |
Финал | Подлежащее и сказуемое в предложении являются…? | 1 | Грамматическая основа |
Какое слово принадлежит только тебе. При этом оно употребляется чаще другими? | 2 | Имя | |
Что хочет скрыть Тарас Сергеевич Арзов? | 3 | Возраст | |
Это слово произошло от греческого “тетро” – “сложенный вчетверо”? | 4 | Тетрадь | |
Какое государство начинается на А и оканчивается тремя Я? | 5 | Австрия | |
Что такое МИД? | 6 | Министерство иностранных дел |
Учитель:
Друг мой! Кто бы ты ни был,
Где бы ты ни был,
Русский язык изучай.
Если ты хочешь судьбу перестроить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Подведение итогов (жюри подсчитывают набранные баллы победителя, вручают грамоту и ценный приз).
Учитель:
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь:
Говорю Вам: “ До свиданья!
До счастливых новых встреч!”