Исходя из проблемного анализа за предыдущий 2012 – 2013 учебный год, в связи с введением Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” № 273-ФЗ от 29.12.2012, утверждения приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 “Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”, педагогическим коллективом определена для решения в течение 2013– 2014 учебного года задача по введению в образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В годовом плане, принятом на Совете педагогов от 25.09.2013 года (протокол №1) представлена поэтапная работа.
Для эффективной работы была выбрана рабочая группа специалистов и воспитателей. Рабочей группой был разработан план мероприятий (“дорожная карта”) “Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования” (Приложение № 1)
В период работы по годовой задаче для педагогов были проведены семинар – практикум, “Повышение профессиональной компетентности педагогов”, заместителем заведующего разработаны консультации для педагогов по решению данной задачи: “Деятельностный подход в образовании”, “Педагог и инновационная деятельность”, “Развивающая пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО”.
С целью определения уровня понимания ФГОС ДО с педагогами проведено анкетирование на тему: “Готовность в введению ФГОС”. Анализ анкетирования показал следующие результаты:
1. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся?
а) да – 12 человек ; б) нет – 1 человек; в) затрудняюсь ответить – 6 человек
2. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально?технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении?
а) да – 9 человек ; б) нет – 0; в) затрудняюсь ответить – 10 человек
3. Как вы считаете, какие положительные изменения произойдут в образовательном учреждении с введением ФГОС ДО:
- введение стандартов выпускника;
- качество проведения НОД, ответственность педагогов;
- качественно выполнять обязанности;
- создание благополучной ситуации развития детей;
- качество образования;
- повыситься зарплата;
- улучшиться материально – техническая база;
- индивидуальный подход к тетям с трудностями в развитии;
- затрудняются ответить 3 педагога.
4. Сформулируйте основные отличия ФГТ от федерального государственного образовательного стандарта:
- сокращение областей;
- стандарт это требование;
- стандарт педагога;
- введение инноваций;
- обучающиеся участники образовательного процесса;
- индивидуальный подход к детям;
- требования к результатам;
- новое содержание;
- затрудняются ответить 3 педагога.
5. Перечислите основные требования указанные в ФГОС ДО;
- стандарт выпускника, особые программы для отдельных категорий детей, деятельностный подход. (Основные требования стандарта – требования к программе, требования к условиям, требования к результатам)
6. Как бы вы определили роль участников образовательного процесса при организации перехода на ФГОС:
- педагогом принятие каждого ребёнка, воспитатель-ребёное-родитель,единство.
7.По вашему мнению, в чём состоит готовность педагогов к введению ФГОС:
- технологии обучения;
- соответствие требованиям;
- в умении работать;
- повышение квалификации;
- ответственность, активность.
8. На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС ДО?
а) да – 13 человек; б) нет; в) затрудняюсь ответить – 6 человек.
Вывод: Результаты анкетирования показали, что педагоги частично владеют пониманием стандарта дошкольного образования, не все готовы к введению ФГОС ДО. Заместителю заведующего, старшему воспитателю, запланировать работу по углубленному изучению и практическому применению требований стандарта в образовательном процессе.
Творческой группой были проведены открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности для педагогического коллектива. Цель данных мероприятий проведение и планирование НОД в соответствии с ФГОС ДО.
Для реализации плана-задания комиссией проводился просмотр и анализ совместной деятельности детей и педагогов, календарных планов, планов работы с родителями, смотр развивающей среды в группах, информационных стендов для родителей.
По итогам тематической проверки получены следующие результаты:
Были просмотрены следующие мероприятия, направленные на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Во 2 младшей “А” группе проводилась совместная деятельность “В гости к зимушке Зиме”, в которой осуществлялось развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. В средней “А” группе воспитателем проводилась непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию детей. Воспитателем средней группы проводилась совместная деятельность по организации социального развития детей в сюжетно – ролевой игре, деятельность была направлена на общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности. В средней “В” группе воспитателем была представлена игровая деятельность детей, в которой воспитанники в непринуждённой форме усваивали нормы и правила поведения, формировали двигательные навыки, формировали уважительное отношение к друг другу. В старшей “А” группе, в старшей “Б” группе, старшей “В” группе проведённая совместная деятельность воспитателями была направлена формирование позитивных установок к различным видам труда, формирование основ безопасного поведения в быту. В подготовительной “А” группе, подготовительной “В” была организована НОД по познавательному развитию, через создание проблемных вопросов, опираясь на опыт детей, формировали познавательные действия воспитанников. В подготовительной группе при организации совместной деятельности воспитатель, формировала у воспитанников бережное отношение к природе, через мотивацию путешествие “В сказочную страну”, закрепляя представленный материал деятельностью детей. Воспитанники с помощью разнообразного материала создавали зимний лес и утепляли его от холода.
Вывод: Воспитатели показали средний уровень проведения мероприятий.
Кадровый состав, уровень педагогической культуры и профессионального мастерства педагогов, организация методической работы, позволяют осуществлять эффективную работу по введению ФГОС ДО.
С целью, изучить состояние предметно – пространственной среды во всех возрастных группах был проведён смотр. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Групповые комнаты обеспеченны необходимой мебелью, пособиями и материалами для выполнения программы “Радуга ”, имеется зонирование детской деятельности.
Воспитатели удовлетворительно подготовились к смотру, представленный материал отличается разнообразием, эстетичностью, имеет возрастную адресность. Каждая группа имеет свою особенность в стиле оформления. Весь материал классифицирован и систематизирован. Так, во 2 младшей группе подобраны и созданы алгоритмы “помоги друзьям одеться на прогулку”. Подобраны игры направленные на работу с простыми образцами. Игры – схемы для планирования пересказа сказок “Колобок”, “Репка”. В средней группе все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий соответствуют психофизиологическим особенностям детей, группе развивающая среда пополнена костюмами для сюжетно – ролевых игр. Созданы алгоритмы навыков самообслуживания “Мы идём на прогулку”. В художественной мастерской имеется разнообразный материал для создания продуктов детской деятельности. В группах имеется разнообразный бросовый материал, уголок для творчества пополнен разнообразным материалом (бумага разного вида, карандаши, краски и т.д.) Имеется ящик удивительных вещей с бросовым материалом. В старших группах можно увидеть специфику декоративного оформления помещений группы: использование произведений декоративно-прикладного искусства из дерева, репродукции картин, поделки из природного материала. В группе создана театральная зона, которая меняет своё содержание в зависимости от времён года. Педагогами группы для детей создана творческая мастерская, дети очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. В подготовительных группах для развития личности ребёнка воспитателями оформлены схемы по описательным рассказам, фризы, модели, где дети договариваются и рассказывают по схемам (начало, середина, конец) сказки или рассказа. В группах имеется материала для развития воображения – игры лабиринты, головоломки, кроссворды, трафареты с цифрами и буквами, разрезные картинки, речевые игры, сюжетные картинки. Дидактические игры такие как “моделирование”, “чудесные превращения”, “чей след”, “дикие животные”. Вместе с детьми родители изготавливают книжки– малышки, рисуют рисунки.
Вывод: Состояние предметно-развивающей среды в группах удовлетворительное. свидетельствует о компетентности воспитателей, в их умении создавать условия, способствующие формированию способности организация действия.
Изучение календарных планов проводилось по следующим направлениям: планирование работы по решению годовой задачи во всех видах деятельности. Анализ показал, что педагоги используют разнообразные средства для решения годовой задачи (игры; праздники и развлечения; самостоятельную деятельность.
Работа с родителями педагогами ДОУ осуществляется согласно разработанным планам, с включением различных форм пропаганды педагогических знаний: родительские собрания, индивидуальные консультации и беседы, изучение и пропаганда положительного семейного опыта, наглядные формы агитации.
Родители принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды групп, в оснащении игровых уголков разнообразными материалами, в том числе выполненными на компьютере, рисованными.
Вывод: В ДОУ уделяется внимание взаимодействию с семьями воспитанников, но педагогами недостаточно используются разнообразные формы работы с семьёй, во всех возрастных группах в родительских уголках отсутствуют консультации и практические материалы по работе с детьми в целях решения первой годовой задачи.
Общий вывод: Работа по введению ФГОС ДО в образовательный процесс осуществляется в ДОУ комплексно: в непосредственно образовательной деятельности, коллективной, самостоятельной и в работе с родителями.