Цели урока:
- формирование познавательного интереса к предмету математика;
- выявление знаний и умений учащихся, а также умение применять их в нестандартных ситуациях.
Задачи урока:
- развитие кругозора учащихся;
- развитие логического мышления и внимания;
- пробуждение математической любознательности;
- личное соревнование между учениками в эрудиции, начитанности, широте кругозора с помощью игры;
- воспитание дисциплинированности и терпения, ответственности, умения принимать самостоятельные решения;
Оборудование: Барабан “Поле чудес”. Две шкатулки. “Чёрный” ящик. Список призов. Призы. Плакаты.
Продолжительность: 40 минут.
Ход мероприятия
Звучат позывные программы капитал-шоу “Поле чудес”.
Добрый день, дорогие друзья
Мы рады приветствовать Вас
На нашей игре “Поле чудес!”.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми интересными фактами из истории математики и узнаем много интересного о самих математиках.
(Для игры необходимо выбрать 9 участников, по 3 на каждый тур). (Приложение 1)
Участников первой тройки просим выйти. Поприветствуем участников первой тройки. Занимайте места за барабаном.
Первая игра.
(Знакомство с участниками первой тройки, они рассказывают о себе).
– Ваш ход. Вращайте барабан.
Задание первой тройке игроков:
Употребление букв и разных других математических знаков появилось не сразу, а в результате долгого развития математики. Оно началось по-настоящему лишь в XVв. До этого содержание задачи, название величин, все действия, решения и ответ записывались полностью словами. Поэтому алгебру тех времён называли риторической, т.е. словесной. Во второй половине XVв. в Италии, Германии и других странах Европы были введены некоторые алгебраические символы и положено начало употребления букв. Можно представить, насколько громоздкой получилась бы запись при тождественном преобразовании многочлена. Громоздкие записи затрудняли алгебраически действия, тормозили развитие науки. В конце XVI века один французский математик ввел буквы для обозначения не только неизвестных, но и любых чисел. Это был решительный шаг для перехода от риторической к новой символьной алгебре. Он же ввел термин коэффициент.
Назовите имя и фамилию этого математика (ФРАНСУА ВИЕТ)
Человек, необыкновенно целеустремлённый, обладавший острым умом. Виет достиг блестящих результатов во всех математических задачах, которыми он занимался. “Позовите Виета” – воскликнул король Генрих IV, когда стало совершенно ясно, что никто и нигде, ни в одной стране не может справиться с уравнением 45-ой степени, предложенным голландским математиком Рооменом. Решение, которое предложил Виет, было воистину блестящим. А громкую славу Франсуа Виет приобрёл значительно раньше, во времена Франко-испанской войны. Испанские инквизиторы знали почти всё о тайных замыслах французов и выигрывали одно сражение за другим, так как они владели важной государственной информацией. Дело в том, что испанцы изобрели специальный шифр и беспрепятственно получали донесения от своих людей во Франции, но даже перехваченные сообщения не могли помочь французам. Существовала тайна этого шифра, и она не поддавалась разгадке. Тогда король обратился к Франсуа Виету. Многие дни и ночи провел Виет в поисках разгадки логического шифра и наконец, подобрал ключ к необыкновенной испанской тайнописи. И тут же Франция стала наносить Испании одно поражение за другим. Испанцы же никак не могли понять, в чем дело, пока, не узнали, что их шифр разгадан и что сделал это математик Франсуа Виет. Испанские инквизиторы немедленно обвинили французов в сговоре с дьяволом, т.к. по их мнению, только дьявол мог разгадать их хитромудрый шифр. [1], [2]
Вторая игра.
(Знакомство с участниками второй тройки, они рассказывают о себе).
– Ваш ход. Вращайте барабан.
Задание второй тройке игроков:
Мы с вами сумму одночленов называем многочленом, а как математики называют сумму одночленов? (ПОЛИНОМ)
Третья игра.
(Знакомство с участниками третьей тройки, они рассказывают о себе).
– Ваш ход. Вращайте барабан.
Задание третьей тройке игроков:
Форму этой кривой принимает жидкость в цилиндрическом сосуде. Если этот сосуд вращать вокруг его оси. Использовав для этой цели ртуть, американский физик Роберт Вуд получил идеальное зеркало для телескопа. (ПАРАБОЛА)
Все верно. По этой кривой летит брошенный камень и пушечное ядро (если не учитывать сопротивление воздуха). Эта кривая является графиком функции y=x2
Игра со зрителями
Задание:
В истории математики этот ученый обессмертил свое имя тем, что связал кривые на плоскости с уравнениями, которыми они описываются в координатной системе.
Он выяснил, что уравнения с переменными в первой степени задают на плоскости прямые линии. Символика, предложения им сохранилась до сих пор. Вслед за ним мы обозначаем переменные последними буквами латинского алфавита (x, y, z), а для заданных величин используем начальные латинские буквы (а, b, c). Нынешнее обозначение степени а2, в2,аn также предложено им. [1]
Назовите фамилию этого французского математика. (Декарт)
Финальная игра
Мы приветствуем финалистов капитал-шоу “Поле математических чудес” (представление)
Задание финальной игры:
При работе с многочленами и одночленами очень часто приходится работать со скобками. Знаки для объединения составных величин выражения и для обозначения порядка выполнения действий появились в XVв. Для этого использовали горизонтальную черту сверху или снизу выражения букву L или перевернутую 7. Круглые скобки появляются в XVIв. в трудах Штифиля и Тартальи. Широкое применение скобки получили лишь в I половине 18 века. Само название “скобки” произошло от немецкого термина Klammer – “скобки”, которое ввел Швейцарский математик. Назовите его фамилию (ЭЙЛЕР)
Эйлера называют еще и русским математиком, т.к. в мае 1727г прибывает в Петербург и Россия для 20 летнего математика становится второй Родиной. В 23 года он уже профессор физика в 26 получает кафедру высшей математики.
Эйлер стал первым математиком мира, его работы в области математического анализа и теории чисел стали классикой.
34 летний Эйлер со своими домочадцами отплыл из Петербурга в Берлин. 25 лет прожил в Берлине и снова возвращается в Россию. 60 летнего Эйлера принимает Екатерина II, ученый полон энергии и душевных сил, желания работать на благо России. [1], [4]
Итак, мы приветствуем финалиста нашей игры “Поле математических чудес” (представление финалиста)
Всем финалистам игры “Поле чудес” в журнал выставляется оценка “5”.
Поздравляем победителя игры “Поле чудес”.
– Сколько очков набрал победитель?
(Ассистенты выносят список призов. Победитель выбирает) (Приложение 2)
– Я вам предлагаю супер – игру.
СУПЕР – ИГРА.
Древний Египет, Вавилон и Древняя Греция не использовали отрицательных чисел, а если получались отрицательные корни уравнений (при вычитании), они отвергались как невозможные. Исключение составлял Диофант, который в III веке уже знал правило знаков и умел умножать отрицательные числа. Однако он рассматривал их лишь как промежуточный этап, полезный для вычисления окончательного, положительного результата. Впервые отрицательные числа были частично узаконены в Китае, а затем (примерно с VII века) и в Индии, где трактовались как долги (недостача), или, как у Диофанта, признавались как временные значения. Умножение и деление для отрицательных чисел тогда ещё не были определены. Полезность и законность отрицательных чисел утверждались постепенно. Назовите индийский математика VII века, который рассматривал отрицательные числа наравне с положительными. (БРАХМАГУПТА) [3]
Можно назвать четыре любые буквы. Финалист называет эти буквы, ассистенты вписывают их, если они имеются, в отгадываемое слово. На обдумывание даётся одна минута.
Наша игра подошла к концу. Поздравляем
(Ф. И. победителя) с победой и желаем дальнейших
успехов.
Математика – это орудие, с помощью которого
человек познает мир и покоряет себе окружающий
мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо
любить ее так, как любил ее каждый из великих
математиков, как любили и любят ее десятки и
сотни других людей…
Пусть математика сложна,
Её до края не познать.
Откроет двери всем она,
В них только надо постучать.
Список использованной литературы:
- Смирнов О.А., Майорова Т.С., Власова И.Г., научный редактор кандидат филологических наук, доцент В. В. Славкин (МГУ им М.В. Ломоносова), “100 великих имен в математике, физике, географии” Филологическое общество “СЛОВО”, 1998г., 495 стр.
- http://biografiivsem.ru/viet-fransua
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F2%F0%E8%F6%E0%F2%E5%EB%FC%ED%EE%E5_%F7%E8%F1%EB%EE
- http://earth-and-universe.narod.ru/rubric/peoplescience/eyler3-2007.html