ЦЕЛИ УРОКА:
1) постановка учебной задачи на поиск нового способа проверки ОСП;
2) формирование умения работать в группе.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1) проанализировать знания, полученные детьми на предыдущих уроках;
2) создать ситуацию разрыва для осознания необходимости проверки орфограмм слабых позиций без словаря – при работе в группах;
3) создать условия для рефлексивной учебной деятельности на уроке.
ОБОРУДОВАНИЕ: “лестница знаний”, маркеры – 5 шт., листы – 5 шт., магниты, листочки со словами – 5шт.
ХОД УРОКА
1. Вводная беседа
– Мы с вами писали контрольную работу. И те дети, которые видели в словах трудные места, не сделали ошибок, у них есть орфографическая зоркость. В чём-то они похожи на настоящих грибников. Грибники собирают грибы по-разному. Одни ходят по лесу и ждут, когда грибы покажутся им на глаза, другие старательно обшаривают каждый квадратный метр земли. А третьи знают, где любит расти грибы. Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать “грибные места” для ошибок. Для таких мест есть специальное название. Например,
1) место, где может возникнуть пожар, называют пожароопасным.
2) место, где может возникнуть взрыв, называют взрывоопасным.
3) А место, где может возникнуть ошибка, как
называется? (ошибкоопасным)
– В какой позиции находятся звуки, если они не представляют орфографических трудностей? (в сильной)
– А если нам встретилась слабая позиция? (это “ошибкоопасное” место)
РЕФЛЕКСИЯ
– Обратимся к “лесенке знаний”. Зафиксируем, что мы уже знаем.
2. Создание ситуации успеха
– Сейчас я зачитаю отрывок. Угадайте из какого произведения и кто его автор.
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд. (К.Чуковский “Тараканище”)
– Запишите первые две строчки в тетрадь с пропуском орфограмм слабых позиций. У доски работает Кристина Ф., остальные – в тетрадях.
– Открыли тетради, записали число.
Ех _л _ м_двед_
Н_ в_л_с_пед_.
– Проверьте работу.
– Какие вопросы вы хотели бы задать Кристине?(…)
– А я бы хотела такой вопрос задать. Можешь ли ты, Кристина, заполнить пропуски в словах? (да)
– Как? (или каким способом) (можно посмотреть в словаре)
– Да, в словаре можно посмотреть, но к сожалению, я забыла вам сказать, что словарь принести нужно.
– Как быть? (мы писали эти слова и должны помнить их написание)
– Какие слова вы помните? (медведи, велосипеде)
РЕФЛЕКСИЯ
– Зафиксируем ещё одно наше умение на второй ступеньке “лесенки знаний”
3. Физминута
4. Создание ситуации разрыва. РАБОТА В ГРУППАХ
– Сейчас я предлагаю поработать в группах.
ЗАДАНИЕ
– На доске слова с пропуском ОСП
Р_ка, в_р_бей , ря_, ко_, с_ва, гр_бы, б_рёз_, са_, м_л_ко.
– Подумайте, на какие три группы можно разделить все эти слова, по местонахождению ОСП?
– Разделите и запишите слова в три столбика.
– Давайте попробуем обсудить в группах.
– А что мы будем с вами обсуждать?(как разделить слова на 3 группы по местонахождению ОСП)
– Важно не только разделить на группы, но и объяснить, зафиксировать принцип действия. Даю вам 5 минут. (МОЖНО ЗАДЕЙСТВОВАТЬ ГОСТЕЙ)
Р_ ка | в_р_бей | ря_ |
С _ва | б_рёз_ | са_ |
Гр_ бы | м_л_ко | ко_ (вывешиваю листочки) |
– Объясните своё решение.
– Есть ли вопросы к группе.
– Возьмите свои листочки и заполните “дырки” в словах.
ВЫВЕШИВАЮ СНОВА НА ДОСКУ
– С какой проблемой столкнулись? Почему слова второго столбика все написали верно, а в других допустили ошибки? (словарные слова знаем, а как проверять другие – нет)
– Какую проблему зафиксируем на “лестнице знаний”?
5. Рефлексия
Что мы должны узнать завтра? (как проверить ОСП гласных и согласных без словаря) – На завтра нам работы хватит, а сегодня урок окончен. Спасибо за работу.