Формирование УУД на уроках литературного чтения в начальных классах. С.Козлов "Если меня совсем нет". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: создать условия для ознакомления обучающихся со сказкой – размышлением С. Козлова, подвести учащихся к пониманию философского смысла сказки

Задачи урока:

  • Помочь обучающимся увидеть “второй план” текста, показать невозможность однозначного ответа на вопросы, затронутые в данной авторской сказке
  • Способствовать размышлениям обучающихся над такими сложными жизненными вопросами, как проблема одиночества, боязнь потерять друга (близкого человека), невозможность представить себе жизнь без того, кого любишь.
  • Создать условия для выразительного чтения сказки по ролям

УУД

Регулятивные:

Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников.

Познавательные: понимание авторской позиции, отношение автора к героям произведения. Коммуникативные: отработка коммуникативных навыков при работе в группах, умение представить себя на месте героев сказки, сопереживать им. Личностные: оценивание своего и чужого высказывания по поводу произведения. Позитивное отношение к чтению других.

Оборудование: учебник литературного чтения для 3-го класса, автор Р.Г.Чуракова, портрет писателя Сергея Козлова, иллюстрации к сказкам.

ХОД УРОКА

1. Организация класса.

2. Работа со страницей “Содержание”, целеполагание обучающимися.

– Какое произведение находится на с. 170?

– Кто его автор?

– Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение?

– Найдите эту сказку в учебнике.

– Как выдумаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Что мы будем делать? – Определите цель нашего урока

(– Прочитаем новую сказку писателя Сергея Козлова о Ежике и Медвежонке.)

3. Актуализация опорных знаний.

– С какими сказками Сергея Козлова вы уже знакомы?

(“Разрешите с вами посумерничать”, “Ежик в тумане”, “Заяц и Медвежонок”, “Как оттенить тишину”, “ Когда ты прячешь солнце, мне грустно”, “Теплым тихим утром посреди зимы”, “ Звуки и голоса”).

– Если собрать все эти сказки в одну книжку, то что получится? (сборник сказок С.Козлова)

– Какие герои чаще всего встречаются в этих сказках? (Ёжик, Медвежонок)

– В третьем классе вы уже читали сказки о Ежике и Медвежонке. Какими они были в этих сказках?

(Ежик рассудительный, задумчивый, немного мечтательный, тактичный. Медвежонок добрый, доверчивый, простодушный, предан Ежику, восхищается им.)

– Кто пытался представить себя на месте Ежика или Медвежонка? Что больше всего привлекает нас в этих сказочных героях?

(– Их дружба, преданность друг другу. Они разные, но именно это их объединяет. Ежик и медвежонок учат нас ценить дружбу, своих друзей. (Дети говорят, что дружат как герои сказки, называя себя и своего лучшего друга).

4. Первичное усвоение новых знаний. Чтение сказки за диктором

5. Первичная проверка понимания

– Определите характер этой сказки. (Дети высказывают свои впечатления, свое понимание смысла произведения).

6. Анализ произведения.

– Чего же хочет Ежик от Медвежонка? (Чтобы тот представил себе мир, свою жизнь без друга Ежика.)

– Каких слов ждет Ежик от Медвежонка? (“Я не знаю, как я буду жить без тебя, мне будет одиноко. Как хорошо, что мы вместе)

– Ежик хочет услышать такие слова, потому что сам бы так ответил. Он обижается на Медвежонка за то, что тот, как кажется Ежику, не понимает его настроения, переживаний. Какая деталь в тексте говорит об этом? (Обычно очень воспитанный Ежик называет Медвежонка “глупым”)

– А так ли это на самом деле? В самом ли деле Медвежонок ничего не понимает?

(Учащиеся в парах обсуждают этот вопрос)

Вывод: Медвежонок не глуп, но в отличие от Ежика его ум – в сердце.

Сначала он действительно не понимает или, скорее, не хочет понимать, о чем говорит Ежик, не хочет “впускать” в себя эту мысль. Он пытается сделать разговор шутливым и сердится на Ежика за то, что тот не чувствует, что ему, Медвежонку, тяжел и неприятен это разговор.

– Как выдумаете, что имел в виду Медвежонок, когда сказал: “Если тебя нет, то и меня нет”?

Д.: (Варианты ответов):

– Если из нашей жизни исчезает друг (уехал и не вернется, умер), мы остаемся жить, но часть нашей жизни тоже исчезает, в чем-то мы уже не будем прежними. Зато остаются воспоминания, образ друга хранится в памяти. Вот о чем мог подумать Медвежонок.

– Медвежонок вдруг понимает, что Ежик вообще мог не встретиться ему в его жизни, и он никогда не стал бы тем самым Медвежонком. Вот почему он говорит Ежику: “Понял?”

– Что именно изменилось бы в жизни Медвежонка? Что бы ушло из нее?

– (С кем бы Медвежонок протирал звезды, сумерничал, учился понимать друга без слов? Ведь в начале сказки, когда они смотрят на месяц, оба понимают, что чувствует другой.)

У.: О чем мог подумать Медвежонок, когда Ежик упрямо повторяет: “Нет, ты – есть, а вот меня – нет”? Почему Медвежонок отвернулся и нахмурился?

Д.: Может быть, он вдруг представил себе, что это его нет и не было в жизни Ежика. Смог бы его друг стать без него тем самым Ежиком?

У.: О чем же эта сказка?

Д.: Друзья – как две половинки. Медвежонок и Ежик разные, но именно поэтому они тянутся друг к другу. Плохо когда друг уходит из твоей жизни, но еще хуже представить, что ты мог бы не встретить этого друга и никогда не стать тем, кем стал благодаря ему.

7. Заключительный этап работы с текстом.

а) Чтение по ролям одной из частей сказки.

– Сколько человек должны читать сказку в лицах?

– Трое. Ежик, Медвежонок, слова автора.

б) Ученики делят текст на смысловые части:

I часть: от начала сказки до слов “Ты один. Ну что ты будешь делать?”

II часть: до слов “А если меня совсем нет? ”

III часть: до конца сказки.

в) дети читают тихо, в “тройках” любую часть по выбору, затем по желанию по три человека читают вслух каждую часть.

(Остальные ученики оценивают интонационную выразительность, правильность выбора интонации.)

8.

Д/з. Подготовиться к выразительному чтению по ролям или найти сведения об авторе (по выбору)

9 . Рефлексия.

Закончите одно из предложений:

Я понял, что …
Самое главное для Ёжика и медвежонка –
Мне было…
Я научился…
Мне хочется…