Цель:
- формирование толерантности к детям и взрослым, имеющих ограниченные возможности здоровья,
- формирование способности к проявлению искренней заботы и дружбы.
Оборудование: интерактивная доска (или компьютер) для показа видеороликов, прихватка-варежка кулинарная, зефир, наушники с плеером, маркер, повязка на глаза или шарф, школьная доска, мел.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организационный момент
Вступительное слово:
– Все люди разные! Разных национальностей,
разного вероисповедания. У кого-то светлые
волосы, у кого-то – темные. У кого-то голубые
глаза, а у кого-то – зеленые. Кто-то очень хорошо
решает сложные задачи по алгебре, а кто-то
красиво рисует.
У кого-то есть две руки и он может творить ими
чудеса, про такого говорят «мастер на все руки».
Но к сожалению, бывает так, что у кого-то всего
одна рука или их две, но одна рука почти не
может двигаться.
У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то
совсем не может слышать. Это говорит о том, что
все мы разные и у нас у всех разные возможности. И
как сказал известный ученый А. Энштейн : «Все мы
гении. Но если судить рыбу по её способности
лазить по деревьям, она проживёт всю жизнь,
считая себя дурой».
II. Основная часть
И сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы. Только постарайтесь отвечать честно. Подписывать анкету не нужно. (Приложение 1)
После того, как ребята закончили отвечать на вопросы учитель предлагает посмотреть видеоролики о детях и взрослых с ограниченными возможностями.
Просмотр социальных роликов «Люди так не делятся» (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6)
После просмотра видеороликов педагог предлагает поиграть в следующие игры:
«Прихватки-варежки» (трудности мелкой/крупной моторики)
Попросите учеников надеть прихватки на обе руки. Дайте им маркер (ручку),с которого нужно снять колпачок без помощи. Затем попросите их взять маркер в руку, которой они не пишут, и написать свое имя на доске (листочке). Можно попросить перелистать страницы учебника. Дети обычно мешкаются и неловко пытаются снять колпачок и потом пишут свои имена крупно и неаккуратно на доске (листочке). Объясните им, что люди с ограниченными возможностями могут иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот почему их тетрадки могут выглядеть по-другому и почему им нужно больше времени закончить работу.
«Карточки Бройля» – (приспособление, помощь)
Карточки Бройля раздаются детям, и просим их «прочитать» карточки. Они, конечно, не могут это сделать, только если мы не поможем и не покажем, что значат точки и знаки на карточках. И тогда мы говорим о том, как трудно может быть для детей с ограниченными возможностями читать слова на бумаге, поэтому им, может быть, нужна дополнительная помощь с чтением. Ученики могут иметь адаптированную помощь и занятия со специалистами.
«Пойми меня…»
Дайте каждому ученику большой зефир (или
казинак, например) и попросите их положить его на
верхнюю часть языка, потом повернуться к своему
соседу и сказать: «Привет, меня зовут _____ и мое
любимое мороженое _______» Проводя этот
эксперимент, ученики обычно хихикают и смеются
над неуклюже звучащими словами. Затем cпросите
учеников, было ли обидно пытаться общаться с
людьми, когда люди их не понимали.
Потом обсудите какие могут быть нарушения
артикуляционного аппарата. Посоветуйте
ученикам, как они могут поощрять детей с
ограниченными возможностями здоровья к общению,
например:
Пожалуйста, говори помедленнее. Ты можешь мне
показать, о чем ты говоришь? Повтори еще раз,
пожалуйста. Ты можешь написать, о чем ты
пытаешься рассказать? Покажите ученикам любой
язык знаков, который они могут регулярно
применять. Призывайте учеников соблюдать, не
прерывать, уважать время, которое необходимо их
ровесникам на обдумывание и ответ. Спросите их о
чем-нибудь и подождите полных 10 секунд перед тем,
как задать другой вопрос или дать подсказку. Это
даст им время на обработку информации и ответ.
«Наушники»
Попросите учеников надеть заглушающие наушники и отойти в дальний от вас угол комнаты. Затем, тихим голосом попросите их что-нибудь сделать (например, три шага). Ученики не смогут Вас расслышать и сделать то, что Вы попросили. Покажите, чтобы они подходили к Вам ближе до тех пор, пока не смогут Вас слышать. В большинстве случаев, им придется подойти прямо к Вам, и даже тогда, они не всегда смогут слышать Вас. Объясните, что у многих детей с ограниченными возможностями здоровья есть потеря слуха. Поэтому, всегда удостоверяйтесь, что Вы говорите с таким человеком, у которого есть нарушение слуха, когда он находится близко к Вам и у Вас есть зрительный контакт с ним, так как Вам это даст лучший шанс на коммуникацию.
«Чудо-художник»
Попросить одного из учеников завязать глаза и нарисовать мелом на доске дом-дерево и человека. Можно попросить переписать левой рукой какое-нибудь предложение. Наверняка, это получится смешной рисунок или текст. Затем объяснить детям, что многие люди с ограниченными возможностями плохо видят или им трудно скоординировать свои движения.
После игр ребятам предлагается послушать историю и посмотреть видеоролик о мужчине, живущем в Австралии. (Приложение 7)
«Ник Вуйчич родился 4 декабря 1982 года в городе Брисбене в Австралии в
семье сербских эмигрантов и
обладал редкой генетической патологией –
тетра-амелией: у мальчика отсутствовали
полноценные конечности – обе руки и обе ноги.
Частично имелась одна стопа
с двумя сросшимися пальцами, что позволило
мальчику после хирургического разделения
пальцев научиться ходить, плавать, кататься на скейте, серфинговой доске,
играть на компьютере и писать.
Несмотря на физические недостатки, мальчик
родился здоровым и, как только закон
австралийского штата Виктория об инвалидах
изменился, родители настояли на том, чтобы их сын
стал посещать обычную школу.
В возрасте 10 лет после травли со стороны
одноклассников он попытался покончить с собой.
Его остановила мысль о том, сколько боли он может
причинить своим родным.
С 1999 года начал
выступать перед своей церковной группой и вскоре
открыл некоммерческую организацию «Жизнь без
конечностей» (англ. LifewithoutLimbs),
став проповедником.
В 2005 году Ник Вуйчич был номинирован на премию
«Молодой австралиец года».
В 2009 году он снимается в фильме «Цирк бабочек»
(«The Butterfly Circus»), рассказывающем о человеке без
конечностей Уилле и о его судьбе.
Он объездил более 45 стран, выступая в школах,
университетах и других организациях. Участвует в
телешоу и пишет книги. Его первая книга «Жизнь
без ограничений» (Life Without Limits: Inspiration for a Ridiculously Good
Life) вышла в 2010 году, в 2012 году была
переведена на русский.
В настоящее время проживает в Калифорнии, США.
12 февраля 2012 года он женился , а 14 февраля 2013 года
у него родился сын – Кейси Джеймс Вуйчич».
Дальше ребята смотрят видеоролик с выступлением Ника.
После просмотра педагог снова продолжает беседу:
– Ребята и в нашем городе есть дети и взрослые с ограниченными возможностями. Мамы таких детей стараются избегать людных мест. Гулять с малышами рано утром или вечером, потому что часто слышат оскорбительные слова, а также удивленные и брезгливые взгляды прохожих.
III Подведение итогов
– Я очень надеюсь, что после нашего урока, вы не останетесь равнодушными к проблемам таких людей, не будете смотреть на них с жалостью и насмешкой. И если кому-то понадобиться ваша помощь, вы не отвернетесь, а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый человек. Ведь люди так не делятся!!!