Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Классный час на тему "Люди так не делятся!"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Социальная педагогика


Цель:

  • формирование толерантности к детям и взрослым, имеющих ограниченные возможности здоровья,
  • формирование способности к проявлению искренней заботы и дружбы.

Оборудование: интерактивная доска (или компьютер) для показа видеороликов, прихватка-варежка кулинарная, зефир, наушники с плеером, маркер, повязка на глаза или шарф, школьная доска, мел.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент

Вступительное слово:

– Все люди разные! Разных национальностей, разного вероисповедания. У кого-то светлые волосы, у кого-то – темные. У кого-то голубые глаза, а у кого-то – зеленые. Кто-то очень хорошо решает сложные задачи по алгебре, а кто-то красиво рисует.
У кого-то есть две руки и он может творить ими чудеса, про такого говорят «мастер на все руки». Но к сожалению,  бывает так, что у кого-то всего одна рука или их две,  но одна рука почти не может двигаться.
У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то совсем не может слышать. Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности. И как сказал известный ученый А. Энштейн : «Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».

II. Основная часть

И сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы. Только постарайтесь отвечать честно. Подписывать анкету не нужно. (Приложение 1)

После того, как ребята закончили отвечать на вопросы учитель предлагает посмотреть видеоролики о детях и взрослых  с ограниченными возможностями.

Просмотр социальных роликов «Люди так не делятся» (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6)

После просмотра видеороликов педагог предлагает поиграть в следующие игры:

«Прихватки-варежки» (трудности мелкой/крупной моторики)

Попросите учеников надеть прихватки на обе руки. Дайте им маркер (ручку),с которого нужно снять колпачок без помощи. Затем попросите их взять маркер в руку, которой они не пишут, и написать свое имя на доске (листочке). Можно попросить перелистать страницы учебника. Дети обычно мешкаются и неловко пытаются снять колпачок и потом пишут свои имена крупно и неаккуратно на доске (листочке). Объясните им, что люди с ограниченными возможностями могут иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот почему их тетрадки могут выглядеть по-другому и почему им нужно больше времени закончить  работу.

«Карточки Бройля» – (приспособление, помощь)

Карточки Бройля раздаются детям, и просим их «прочитать» карточки. Они, конечно, не могут это сделать, только если мы не поможем и не покажем, что значат точки и знаки на карточках. И тогда мы говорим о том, как трудно может быть для детей с  ограниченными возможностями читать слова на бумаге, поэтому им, может быть, нужна дополнительная помощь с чтением. Ученики могут иметь адаптированную помощь и занятия со специалистами.

«Пойми меня…»

Дайте каждому ученику большой зефир (или казинак, например) и попросите их положить его на верхнюю часть языка, потом повернуться к своему соседу и сказать: «Привет, меня зовут _____ и мое любимое мороженое _______» Проводя этот эксперимент, ученики обычно хихикают и смеются над неуклюже звучащими словами. Затем cпросите учеников, было ли обидно пытаться общаться с людьми, когда люди их не понимали.
Потом обсудите какие могут быть нарушения артикуляционного аппарата. Посоветуйте ученикам, как они могут поощрять детей с ограниченными возможностями здоровья к общению, например:
Пожалуйста, говори помедленнее. Ты можешь мне показать, о чем ты говоришь? Повтори еще раз, пожалуйста. Ты можешь написать, о чем ты пытаешься рассказать? Покажите ученикам любой язык знаков, который они могут регулярно применять. Призывайте учеников соблюдать, не прерывать, уважать время, которое необходимо их ровесникам на обдумывание и ответ. Спросите их о чем-нибудь и подождите полных 10 секунд перед тем, как задать другой вопрос или дать подсказку. Это даст им время на обработку информации и ответ.

«Наушники»

Попросите учеников надеть заглушающие наушники и отойти в дальний от вас угол комнаты. Затем, тихим голосом попросите их что-нибудь сделать (например, три шага). Ученики не смогут Вас расслышать и сделать то, что Вы попросили. Покажите, чтобы они подходили к Вам ближе до тех пор, пока не смогут Вас слышать. В большинстве случаев, им придется подойти прямо к Вам, и даже тогда, они не всегда смогут слышать Вас. Объясните, что у многих детей  с ограниченными возможностями здоровья есть потеря слуха. Поэтому, всегда удостоверяйтесь, что Вы говорите с таким человеком, у которого есть нарушение слуха, когда он находится близко к Вам и у Вас есть зрительный контакт с ним, так как Вам это даст лучший шанс на коммуникацию.

«Чудо-художник»

Попросить одного из учеников завязать глаза и нарисовать мелом на доске дом-дерево и человека. Можно попросить переписать левой рукой какое-нибудь предложение. Наверняка, это получится смешной рисунок или текст. Затем объяснить детям, что многие люди с ограниченными возможностями плохо видят или им трудно скоординировать свои движения.

После игр ребятам предлагается послушать историю и посмотреть видеоролик о мужчине, живущем в Австралии. (Приложение 7)

«Ник Вуйчич родился 4 декабря 1982 года в городе Брисбене в Австралии в семье сербских эмигрантов и обладал редкой генетической патологией – тетра-амелией: у мальчика отсутствовали полноценные конечности – обе руки и обе ноги. Частично имелась одна стопа с двумя сросшимися пальцами, что позволило мальчику после хирургического разделения пальцев научиться ходить, плавать, кататься на скейте, серфинговой доске, играть на компьютере и писать.
Несмотря на физические недостатки, мальчик родился здоровым и, как только закон австралийского штата Виктория об инвалидах изменился, родители настояли на том, чтобы их сын стал посещать обычную школу.
В возрасте 10 лет после травли со стороны одноклассников он попытался покончить с собой. Его остановила мысль о том, сколько боли он может причинить своим родным.
С 1999 года начал выступать перед своей церковной группой и вскоре открыл некоммерческую организацию «Жизнь без конечностей» (англ. LifewithoutLimbs), став проповедником.
В 2005 году Ник Вуйчич был номинирован на премию «Молодой австралиец года».
В 2009 году он снимается в фильме «Цирк бабочек» («The Butterfly Circus»), рассказывающем о человеке без конечностей Уилле и о его судьбе.
Он объездил более 45 стран, выступая в школах, университетах и других организациях. Участвует в телешоу и пишет книги. Его первая книга «Жизнь без ограничений» (Life Without Limits: Inspiration for a Ridiculously Good Life) вышла в  2010  году, в  2012  году была переведена на русский.
В настоящее время проживает в Калифорнии, США.
12 февраля 2012 года он женился , а 14 февраля 2013 года у него родился сын – Кейси Джеймс Вуйчич».

Дальше ребята смотрят видеоролик с выступлением Ника.

После просмотра  педагог  снова  продолжает беседу:

– Ребята и в нашем городе есть дети и взрослые с ограниченными возможностями. Мамы таких детей стараются избегать людных мест. Гулять с малышами рано утром или вечером, потому что часто слышат оскорбительные слова, а также удивленные и брезгливые взгляды прохожих.

III  Подведение  итогов

– Я очень надеюсь, что после нашего урока, вы не останетесь равнодушными к проблемам таких людей, не будете смотреть на них с жалостью и  насмешкой. И если кому-то понадобиться ваша помощь, вы не отвернетесь,  а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый человек. Ведь люди так не делятся!!!