Форма проведения мероприятия: урок обобщения изученного материала.
Пояснительная записка
1. Цель урока:
Образовательная – систематизировать изученное о значении, правописании и синтаксической роли числительного.
Развивающая – развивать языковое чутье и орфографическую зоркость; совершенствовать внимание, мышление, память.
Воспитывающая – воспитывать интерес к истории края и малой родины.
Задачи урока:
- расширить знания об имени числительном на примере сведений краеведческого характера
- научить находить изученную часть речи в тексте;
- обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного;
- развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;
2. Метод: ТРКМЧП, частично – поисковый, индивидуальный, исследовательский.
3. Целевая аудитория: учащиеся 6 класса.
4. Условия для проведения:
Оборудование: компьютер, проектор, рабочие листы, учебник русского языка для 6 класса под редакцией М. М. Разумовской.
Ход урока
1. Организационный этап.
Ребята, прежде чем начать урок, давайте улыбнёмся друг другу.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
Сегодня как обычно в ходе нашей работы на уроке мы с вами заполняем “рабочие листы”
Инструкция по заполнению “рабочего листа”
“Рабочий лист” в конце урока должен быть заполнен полностью: каждое задание оценивается по пятибальной системе, баллы выставляются в “окно оценки”. В итоге баллы суммируются. Сумма баллов делится на количество заданий, итог соответствует оценке за урок.
2. Этап мотивации и актуализации знаний
Вы уже заметили, что наш сегодняшний урок несколько необычен.
Сюда пришли те, кто хочет изменить судьбу и потому решил принять участие в кастинге “Стань телеведущим канала Россия1”
Каково лексическое значение слова КАСТИНГ?
Где мы можем узнать эту информацию?
(Один из учащихся работает с Толковым словарем Д.Ожегова)
Как вы думаете, какое главное качество телеведущего?
– Умение правильно говорить.
Мы с вами изучали имя числительное, поэтому определите цель нашего урока.
– Научиться правильно произносить числительные
– научиться использовать знания о числительных в повседневной жизни
А заодно мы убедимся, что имя числительное – очень важная часть речи.
2.1. Повторение изученного материала. Повторим, что мы уже знаем о числительных.
У вас на партах лежат листы с “головой” нашего кластера. Туда мы впишем главное понятие сегодняшнего урока. Какое?
Имя числительное.
Сейчас вы посоветуетесь друг с другом и подберете глаголы, которые нам помогут познакомиться с числительными.
Работа в парах.
Учащиеся предлагают глаголы: обозначает, состоит, делится, изменяется, является, сочетается, включает и другие. Все глаголы фиксируются на доске.
Обозначает – число, количество, порядок предметов присчёте.
Отвечает – на вопросы “сколько?, который?”
Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.
Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).
Является – любым членом предложения.
Тот, кто работает на телевидении должен уметь концентрироваться, чтобы не допустить какой-либо оплошности и неточности в эфире.
Обладаете ли вы такой способностью
2.2. Задание. Прочитайте текст выразительно.
Конкурс дикторов
Красноярск – один из старейших городов Сибири. Он основан в 1628 году отрядом казаков во главе с Андреем Дубенским как военный острог. Первоначально поселение называлось Красный Яр, что означает “Красивый берег”. Статус города Красноярск получил в 1690 году, когда Сибирь была окончательно присоединена к России. В 1822 году царским указом была создана Енисейская губерния, и Красноярск стал ее центром. В XVIII веке Красноярск из военной крепости перерос в средний сибирский город.
Сегодня это один из крупнейших городов Сибири.
В городе много достопримечательностей. Среди них Часовня Параскевы Пятницы — православная часовня, один из символов города Красноярска. Располагается на вершине Караульной горы. Местные племена называли гору Кум-тэгей — Черная сопка. Часовня Параскевы Пятницы — символ Красноярска, памятник архитектуры и истории (изображена на 10-рублёвой купюре.
Коммунальный мост — автомобильно-пешеходный мост в Красноярске через реку Енисей. Сдан в эксплуатацию 15 ноября 1961 года. Длина 2300 метров, ширина 23,4, высота 26 метров. Авторы проекта Егоров П.А., Ивашова К.К. Проходит через остров Отдыха по специальной дамбе (длина моста с дамбой 2500 метров). Изготовлен из сборного железобетона.
В маршрутном листе вам дана таблица, состоящая из двух столбцов.
Как вы думаете, почему?
2.3. Выпишите из текста все числительные, распределив их в соответствующие колонки таблицы
2.3.1. САМОПРОВЕРКА Исправьте ошибки, если есть, каждый в своей работе.
Рефлексия. Выставите баллы в окно оценки:
Устно определить вид числительных по строению (простые / сложные / составные)
Ребята, а почему числительные в русском языке относятся к именам? (Ученики должны вспомнить, что числительное, как и имена существительные и прилагательные, склоняются.)
Как склоняются составные порядковые числительные?
– склоняется только последнее слово.
2.4. Задание.
1 вариант: Просклоняйте порядковое числительное в 1822 году ( поставьте в форму Р., Т., П.п)
2 вариант: просклоняйте количественное числительное 26.
2.4.1. ВЗАИМОПРОВЕРКА.
2.4.2. Рефлексия. Выставите баллы в окно самооценки.
Критерии оценки.
1 вариант. Все формы числительного записаны верно — 5 баллов
Допущена 1 ошибка — 4 балла
Допущены 2 ошибки — 3 балла
2 вариант. Все формы числительного записаны верно — 5 баллов
Допущены 1 — 2 ошибки — 4 балла
Допущены 3 ошибки — 3 балла
Наша жизнь не обходится без числительных.
Какие профессии тесно связаны с именами числительными?(Бухгалтер, математик, экономист, плотник, землемер, финансист, продавец)
2.5. Ролевая игра.
1 ряд. Представьте себя на уроке математики. Вам необходимо решить примеры, озвучив условия.
К 235 + 87 получится ________________
К 894 + 73 получится ___________________
От 956 — 58 получится ___________________
От 56-18 получится _______________________
2 ряд. Представьте себя в сбербанке, где вам необходимо заполнить квитанцию, прописав сумму прописью.
Я, _____________________________________________, получил 2.569.45 (_________________________________) рублей
3 ряд. В городе есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные (ул. 60 лет Октября, 9 Мая, 40 лет Победы, 26 бакинских комиссаров,). Вам необходимо заполнить маршрутный лист, прописав цифры прописью.
Минуя улицу 9 Мая, следуйте по маршруту до улицы 26 бакинских комиссаров. Конечная точка маршрута находится на улице 60 лет Октября.
2.6.1. Рефлексия.
Самопроверка по “ключу”, выставление баллов в окно оценки.
А как вы думаете, профессия телеведущего связана с именами числительными?
Телеведущий должен быть не только коммуникабельным, эрудированным, собранным. Одним из его необходимых профессиональных качеств является умение читать. Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с “поэтической” интонацией.
714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327,
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18, 2225.
713, 116, 512, 43,
2 000 000, 320, 17, 333.
Какими бы достоинствами не обладал телеведущий, если он не соблюдает в своей речи нормы языка, то с карьерой телезвезды не стоит связывать никаких надежд.
2.6. Вспомните с какими существительными могут сочетаться собирательные числительные?Что вы можете рассказать о собирательных числительных оба обе?
Индивидуальное задание 1 ученику у доски.
Вставьте числительные оба, обе (в предложения).
- По ……. сторонам дороги тянулся густой лес.
- ……… братьев приняли в спортивную школу.
- Малышка крепко держала матрешку …….. руками.
- Склоны …….. оврагов размытых дождями.
Задание классу.
Исправьте ошибки в употреблении числительных:
- Летом в лагере “Колос” работает трое студенток.
- В городе открыто семеро детских садов.
- Трое подруг ехали на Керженец купаться.
2.7. Рефлексия.
Итак, мы завершаем наш кастинг. Каждый из вас сумел оценить себя.
– Что удалось?
– Что не получилось?
– Каковы возможные причины?
– Каковы ваши следующие цели?
Определите свой уровень достижения поставленной цели.
Непонятно |
Понятно |
Знаю |
Могу применить |
Могу объяснить другим |
Ребята, определившие свой уровень как “Могу объяснить другим”, образуют группу экспертов.
Остальные выбирают задание для подтверждения уровня.
После полного выполнения задания, группа экспертов проверит ваше соответствие заданному уровню.
Задание 1. Запишите цифры словами.
Перед 750 школьниками выступил директор. На место происшествия инспектор приехал с 4 помощниками. Напишите расписку в получении 4732 рублей 29 коек. Издать книгу с 94 иллюстрациями.
1ошибка | 2 ошибки | 3 ошибки | 4 ошибок | 5-6 ошибок |
5баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 0 баллов |
Ключ для экспертов.
Перед семьюстами пятьюдесятью школьниками выступил директор. На место происшествия инспектор приехал с четырьмя помощниками. Напишите расписку в получении четырех тысяч семисот тридцати двух рублей двадцати девяти копеек. Издать книгу с девяноста четырьмя иллюстрациями.
Вариант 2. Найдите ошибки и исправьте их.
1. При доигрывании партии выяснилось, что было более три вариантов ее продолжения. 2. На личном счету летчика больше миллиона триста пятидесяти километров и более двух тысяч четыреста семьдесят часов, проведенных в воздухе. 3. Четверо аспиранток направлены в распоряжение института. 4. Пройти на лыжах более сто пятьдесят километров. 5. Расстояние от Москвы до Петербурга равно примерно шестьсот пятидесяти километрам.
1 ошибка | 2 ошибки | 3 ошибки | 4 ошибок | 5-6 ошибок |
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 0 баллов |
Ключ для экспертов.
1.При доигрывании партии выяснилось, что было более трех вариантов ее продолжения. 2. На личном счету летчика больше миллиона трехсот пятидесяти километров и более двух тысяч четырехсот семидесяти часов, проведенных в воздухе. 3. Четыре аспирантки направлены в распоряжение института. 4. Пройти на лыжах более ста пятидесяти километров. 5. Расстояние от Москвы до Петербурга равно примерно шестиста пятидесяти километрам.
Вариант 3. Вместо точек вставьте числительные полтора.
К ... километрам пути прибавилось еще два. Речка находилась в ... километрах от деревни. До цели осталось около ... километров. Вся дорога заняла около ... суток.
1 ошибка | 2 ошибки | 3 ошибки | 4 ошибок |
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла |
Ключ для экспертов.
К полутораста километрам пути прибавилось еще два. Речка находилась в полутора километрах от деревни. До цели осталось около полутора километров. Вся дорога заняла около полутора суток.
Вариант 4. Подберите к данным выражениям синонимичные фразеологизмы, включающие имена числительные.
Часто менять решения; угнетать кого-либо; знать очень хорошо; быть очень умным.
4 фразеологизма | 3 фразеологизма | 2 фразеологизма | 1 фразеологизм |
5баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла |
Ключ для экспертов.
Часто менять решения – семь пятниц на неделе; угнетать кого-либо – спустить семь шкур; знать очень хорошо – как свои пять пальцев; быть очень умным – семи пядей во лбу;
5.1. Суммируйте баллы, разделите их на количество выполненных заданий и выставьте оценку.
6. Домашнее задание
.Определи свой уровень и выполни задание одно на выбор или все предложенные
1. Составить текст с именами числительными.
- Найти текст с именами числительными.
- Составить кроссворд по теме “Имя числительное”