Тип урока – сообщение новых сведений.
Тема лингвистическая – буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Тема коммуникативная – развитие внимания, развитие формулировать и доказывать свою точку зрения, формирование логических умений, развитие умения групповой и парной работы.
Средства обучения – учебник “Русский язык” 7 класс Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., мультимедиа.
Цели урока:
1. Познавательные:
а) повторить ранее изученные сведения о выборе гласных после шипящих в корне, суффиксе, окончании имён прилагательных и существительных;
б) познакомить с условием выбора букв Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Методы познавательные – эвристическая беседа, способ познания – индуктивно – продуктивный.
2. Практические:
а) закрепить умения объяснять выбор гласной после шипящих в корне, суффиксе, окончании;
б) сформировать (новое) умение выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
3. Метапредметные:
а) воспитать:
– интерес и уважение к родному языку;
– ценностное отношение к слову;
– взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, развивать уважение друг к другу;б) развивать: память, логическое мышление, речь, способность, волю, эмоции;
в) формировать умение самостоятельно пополнять знания.
Оборудование:
– ПК;
– мультимедийный компьютер: мультимедийная презентация к уроку.
УУД
- Коммуникативные – строить связное монологическое высказывание. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
- Регулятивные – высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, создание памятки.
- Познавательные – выделять главное; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
- Личностные – понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (а зачем нам это было нужно?).
Ход урока
№ п/п |
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Орг.момент | Слайд 1 |
– Друзья, наведывайтесь чаще В орфографические чащи! Вы для ума найдете пищу, Да и в тетрадях станет чище! – По одной из тропинок мы и пойдем с вами сегодня. А начали вы этот путь дома, выполняя домашнее задание. |
|
1. Самоопределение к деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
– Вы смогли выполнить домашнее задание, используя известное правило? Давайте проверим выполнение. | – называют слова с вставленными
буквами, проговаривают условия выбора
орфограммы
|
|
2. Актуализация знаний. Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”. |
– В задании среди имен существительных, имен прилагательных, глаголов были даны причастия. Назовите их. | – привлеченный, пораженный, обнаженный, удрученный, приглашенный. | |
– Докажите, что это причастия. | – Образованы от глаголов сов.в. | ||
– Определите разряд и время причастий. | – Страдательные причастия прошедшего времени | ||
– В какой морфеме находится орфограмма?
После какой буквы? К какой орфограмме отнести: для прилагательных – тогда “о”? нет. А тогда как объяснить написание? (если написали правильно – МОЛОДЦЫ, развита орфографическая зоркость, но ведь можно перепутать с прилагательным…) |
Находится после шипящей в суффиксе | ||
3. Постановка учебной задачи. | Слайд 2 |
– Предположите, о какой орфограмме сегодня пойдет речь на уроке? | – Написание гласных в суффиксах причастий прошедшего времени |
Слайд 3 |
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока | Буквы Е-Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | |
|
– Запишите в тетрадях тему урока | Буквы Е-Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | |
Слайд 4 |
– А с какой целью мы будем изучать эту орфограмму? | – чтобы не путать правописание прилагательных и причастий | |
Слайд 5 |
– А для того чтобы достичь цели, что
нужно уметь? 1) знать правило 2) применять правило, различая прилагательное и причастие 3) применение в системе правил написания .. в разных частях речи, уметь переключаться с правило на правило 4) использовать подобные причастия в устной и письменной речи |
Формулируют учебную задачу | |
– Так как же быть с причастиями, в
которых пропущены буквы? Давайте вспомним, какие условия мы соблюдали, чтобы правильно написать гласные после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных? Выводим правило: “В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени –енн– и –ен– после шипящих под ударением пишется Ё, без ударения – Е”. |
Выделяли морфемы и ставили ударение | ||
4. “Открытие” детьми нового знания. Цель: решение задачи, обсуждение проекта её решения. |
Работа по группам. Решение задачи №1 |
– Итак, наша первая задача: знать
правило. Как будем решать эту учебную задачу? – Разобьемся на группы. – Давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать, чтобы работа в группе была эффективной… |
1 группа – работа с учебником
(составление алгоритма работы с правилом) –
алгоритм записать на доске. 2 группа – работа с правилом из учебника + как эта орфограмма показана в других пособиях – показать примеры (Розенталь и др. + ночевка, корчевка). 3 группа (индивидуальная траектория работы) – прочитать правило, составить сводную таблицу по орфограмме “Правописание гласных Е, Ё, О в разных морфемах разных частей речи” (на компьютере)показать в конце урока на слайде. |
5. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорных сигналов. |
Те, кто работает не в группах. | – Прочитайте в парах правила в
учебнике, расскажите друг другу. – Выпишите примеры из правила, приведите свои примеры (может, на примере задания из упражнения 139 проиллюстрировать правило из учебника – выписать пример на доске). |
|
Представление результатов работы групп Слайд 6 Слайд 7 |
– А теперь послушаем тех, кто работал в группах №1 и №2. У вас могут возникнуть к ребятам вопросы… | Алгоритм 1) Произнести слово,
поставить ударение. |
|
Физкультминутка | – Давайте немного отдохнем… | ||
6. Независимая самостоятельная
практика учащихся. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет. |
Решение задачи №2 | – Сделайте вывод: что важно знать, чтобы
правильно применить правило написания букв е – ё
в суффиксах причастий. – Выполняем упражнение 140 (на доске и в тетрадях). Проверьте друг у друга, все ли обозначено. |
– Морфемы, особенности фонетики. Анализ и графическое оформление записанных в тетради и на доске слов из упр. 140. |
7. Самоконтроль и самооценка
результатов. Цель: каждый должен оценить свои достижения и увидеть ошибки. |
Первичный контроль | – Попробуйте проверить свои знания: я
продиктую слова, а вам необходимо записать
только гласную после шипящей (орфограмма во всех
частях речи (жёрдочка, ночёвка, стережёт,
дирижёр, поглощённый, чёрный, бережём, пчёлы,
пересечённый, ожёг руку)). – Поднимите руки, у кого в ответах есть О и Ё. – Теперь поднимите руки, у кого в ответах только О. – У кого в ответах только Ё – встаньте и положите работы мне на стол. Это правильный ответ. Ставятся пятерки. Остальные с помощью консультантов проверяют и исправляют ошибки. – А те, у кого ошибки, пусть поставят сами себе отметку – как вы считаете, если слов всего 10, то за 1 ошибку– “4”;за 2– “3”. Строго, но справедливо. |
Перфокарта: во всех словах буква Ё. Ставят себе отметки. |
Представление таблицы, составленной 3 группой | – А теперь давайте посмотрим, как 3
группа справилась со своим заданием. Ребята
работали по индивидуальному плану, составляли
таблицу. Эта таблица поможет нам в выполнении следующего задания. |
Выведение на экран таблицы | |
Решение задачи №3 | Упражнение 142 сделать это на слайде Слайд 8 |
– Как работать с таким упражнением?
Вспомним алгоритм действий. Группы слов проверять сразу после каждой орфограммы (или на экране) – последовательно, согласно алгоритму. |
– Определять часть речи, морфему, применять правило |
Реализация воспитательных задач, связанных с духовно-нравственным воспитанием уч-ся (пункт 13 в Карте урока). | Творческое задание. Решение задачи №4 | – Посмотрите на репродукции. Продолжите текст-миниатюру с использованием причастий по изученной орфограмме (2-3 предложения). При затруднении обратитесь к упражнению домашнего задания (РТП упр.80) – можно ли использовать слова, там представленные? | Мы вошли в лес, освещ..нный лучами
солнца. Работают в тетрадях |
Слайд 9 | – Прочитайте получившийся текст. – А какой текст получился у… – Авторы представленных картин – Игорь Грабарь и Исаак Левитан. Попробуйте предположить, как называются эти произведения русской живописи. |
Прочитайте. По желанию. Чтение получившегося текста |
|
– К какому типу речи относится получившийся у вас текст? Докажите. | – Описание | ||
– Какова стилистическая принадлежность текста? | – Художественный | ||
– Какую еще функцию выполняют причастия и прилагательные в художественном тексте? | – Создание художественного образа | ||
– Какой художественный образ создан в
данном отрывке? – о красоте русских лесов, о природе, которая вызывает чувство гордости за свою Родину, о сохранении нашей природы, воспетой многими поэтами и писателями. – Выделите в словах графически орфограмму, изученную сегодня на уроке. – Сдайте тетради, чтобы я смогла оценить творческую работу каждого. |
– Образ зимнего (летнего) леса. | ||
8. Подведение итогов учебного занятия. Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом. Рефлексия школьников. |
Итоги урока. Слайд 10 Рефлексия. ОТМЕТКИ! |
– Вернемся к началу урока. – Какова была цель урока? Задачи? – Выполнили ли мы учебную задачу? – Какого результата достигли? (знаем правило, применяем (есть алгоритм), умеем использовать условие в разных частях речи, употреблять в речи). – А зачем нам это было нужно? Где пригодится в жизни. (Быть грамотными, сохранять русский язык). |
|
9. Домашнее задание. | Дифференцированное Слайд 11 |
1) для всех – выполнить упражнение 143,
повторив орфограммы, изученные в теме
“Причастие”; 2) для группы №3 – составить орфографический диктант, включив в словосочетания слова с орфограммами, изученными в теме “Причастие”. |
Открывают дневники, записывают д/з |
Слайд 12 | Что на уроке понравилось? Все ли было понятно? Что конкретно? |