Урок русского языка по теме "Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Тип урока – сообщение новых сведений.

Тема лингвистическая – буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Тема коммуникативная – развитие внимания, развитие формулировать и доказывать свою точку зрения, формирование логических умений, развитие умения групповой и парной работы.

Средства обучения – учебник “Русский язык” 7 класс Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., мультимедиа.

Цели урока:

1. Познавательные:

а) повторить ранее изученные сведения о выборе гласных после шипящих в корне, суффиксе, окончании имён прилагательных и существительных;
б) познакомить с условием выбора букв Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Методы познавательные – эвристическая беседа, способ познания – индуктивно – продуктивный.

2. Практические:

а) закрепить умения объяснять выбор гласной после шипящих в корне, суффиксе, окончании;
б) сформировать (новое) умение выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

3. Метапредметные:

а) воспитать:
– интерес и уважение к родному языку;
– ценностное отношение к слову;
– взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, развивать уважение друг к другу;

б) развивать: память, логическое мышление, речь, способность, волю, эмоции;
в) формировать умение самостоятельно пополнять знания.

Оборудование:

– ПК;
– мультимедийный компьютер: мультимедийная презентация к уроку.

УУД

  1. Коммуникативные – строить связное монологическое высказывание. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
  2. Регулятивные – высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, создание памятки.
  3. Познавательные – выделять главное; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
  4. Личностные – понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (а зачем нам это было нужно?).

Ход урока

№ п/п

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Слайд 1

– Друзья, наведывайтесь чаще
В орфографические чащи!
Вы для ума найдете пищу,
Да и в тетрадях станет чище!

– По одной из тропинок мы и пойдем с вами сегодня. А начали вы этот путь дома, выполняя домашнее задание.

 
1. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

  – Вы смогли выполнить домашнее задание, используя известное правило? Давайте проверим выполнение. – называют слова с вставленными буквами, проговаривают условия выбора орфограммы

 

2. Актуализация знаний.

Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”.

  – В задании среди имен существительных, имен прилагательных, глаголов были даны причастия. Назовите их. – привлеченный, пораженный, обнаженный, удрученный, приглашенный.
– Докажите, что это причастия. – Образованы от глаголов сов.в.
– Определите разряд и время причастий. – Страдательные причастия прошедшего времени
– В какой морфеме находится орфограмма? После какой буквы?

К какой орфограмме отнести: для прилагательных – тогда “о”? нет. А тогда как объяснить написание?

(если написали правильно – МОЛОДЦЫ, развита орфографическая зоркость, но ведь можно перепутать с прилагательным…)

Находится после шипящей в суффиксе
3. Постановка учебной задачи.

Слайд 2

– Предположите, о какой орфограмме сегодня пойдет речь на уроке? – Написание гласных в суффиксах причастий прошедшего времени

Слайд 3

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока Буквы Е-Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

 

– Запишите в тетрадях тему урока Буквы Е-Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Слайд 4

– А с какой целью мы будем изучать эту орфограмму? – чтобы не путать правописание прилагательных и причастий

Слайд 5

– А для того чтобы достичь цели, что нужно уметь?

1) знать правило

2) применять правило, различая прилагательное и причастие

3) применение в системе правил написания .. в разных частях речи, уметь переключаться с правило на правило

4) использовать подобные причастия в устной и письменной речи

Формулируют учебную задачу
  – Так как же быть с причастиями, в которых пропущены буквы?

Давайте вспомним, какие условия мы соблюдали, чтобы правильно написать гласные после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных?

Выводим правило: “В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени –енн– и –ен– после шипящих под ударением пишется Ё, без ударения – Е”.

Выделяли морфемы и ставили ударение
4. “Открытие” детьми нового знания.

Цель: решение задачи, обсуждение проекта её решения.

Работа по группам.

Решение задачи №1

– Итак, наша первая задача: знать правило. Как будем решать эту учебную задачу?

– Разобьемся на группы.

– Давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать, чтобы работа в группе была эффективной…

1 группа – работа с учебником (составление алгоритма работы с правилом) – алгоритм записать на доске.

2 группа – работа с правилом из учебника + как эта орфограмма показана в других пособиях – показать примеры (Розенталь и др. + ночевка, корчевка).

3 группа (индивидуальная траектория работы) – прочитать правило, составить сводную таблицу по орфограмме “Правописание гласных Е, Ё, О в разных морфемах разных частей речи” (на компьютере)показать в конце урока на слайде.

5. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорных сигналов.

Те, кто работает не в группах. – Прочитайте в парах правила в учебнике, расскажите друг другу.

– Выпишите примеры из правила, приведите свои примеры (может, на примере задания из упражнения 139 проиллюстрировать правило из учебника – выписать пример на доске).

 
Представление результатов работы групп

Слайд 6

Слайд 7

– А теперь послушаем тех, кто работал в группах №1 и №2. У вас могут возникнуть к ребятам вопросы… Алгоритм

1) Произнести слово, поставить ударение.
2) Определить, в какой части слова пропущена гласная
3) Определить, ударный гласный в суффиксе или безударный.
4) Применить правило.
5)Выделить орфограмму.

Физкультминутка   – Давайте немного отдохнем…  
6. Независимая самостоятельная практика учащихся.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет.

Решение задачи №2 – Сделайте вывод: что важно знать, чтобы правильно применить правило написания букв е – ё в суффиксах причастий.

– Выполняем упражнение 140 (на доске и в тетрадях). Проверьте друг у друга, все ли обозначено.

– Морфемы, особенности фонетики.

Анализ и графическое оформление записанных в тетради и на доске слов из упр. 140.

7. Самоконтроль и самооценка результатов.

Цель: каждый должен оценить свои достижения и увидеть ошибки.

Первичный контроль – Попробуйте проверить свои знания: я продиктую слова, а вам необходимо записать только гласную после шипящей (орфограмма во всех частях речи (жёрдочка, ночёвка, стережёт, дирижёр, поглощённый, чёрный, бережём, пчёлы, пересечённый, ожёг руку)).

– Поднимите руки, у кого в ответах есть О и Ё.

– Теперь поднимите руки, у кого в ответах только О.

– У кого в ответах только Ё – встаньте и положите работы мне на стол. Это правильный ответ. Ставятся пятерки.

Остальные с помощью консультантов проверяют и исправляют ошибки.

– А те, у кого ошибки, пусть поставят сами себе отметку – как вы считаете, если слов всего 10, то за 1 ошибку– “4”;за 2– “3”. Строго, но справедливо.

Перфокарта: во всех словах буква Ё.

Ставят себе отметки.

  Представление таблицы, составленной 3 группой – А теперь давайте посмотрим, как 3 группа справилась со своим заданием. Ребята работали по индивидуальному плану, составляли таблицу.

Эта таблица поможет нам в выполнении следующего задания.

Выведение на экран таблицы
Решение задачи №3 Упражнение 142 сделать это на слайде

Слайд 8

– Как работать с таким упражнением? Вспомним алгоритм действий.

Группы слов проверять сразу после каждой орфограммы (или на экране) – последовательно, согласно алгоритму.

– Определять часть речи, морфему, применять правило
Реализация воспитательных задач, связанных с духовно-нравственным воспитанием уч-ся (пункт 13 в Карте урока). Творческое задание. Решение задачи №4 Посмотрите на репродукции. Продолжите текст-миниатюру с использованием причастий по изученной орфограмме (2-3 предложения). При затруднении обратитесь к упражнению домашнего задания (РТП упр.80) – можно ли использовать слова, там представленные? Мы вошли в лес, освещ..нный лучами солнца.

Работают в тетрадях

Слайд 9 – Прочитайте получившийся текст.

– А какой текст получился у…

– Авторы представленных картин – Игорь Грабарь и Исаак Левитан. Попробуйте предположить, как называются эти произведения русской живописи.

Прочитайте. По желанию.

Чтение получившегося текста

  – К какому типу речи относится получившийся у вас текст? Докажите. – Описание
  – Какова стилистическая принадлежность текста? – Художественный
  – Какую еще функцию выполняют причастия и прилагательные в художественном тексте? – Создание художественного образа
  – Какой художественный образ создан в данном отрывке?

– о красоте русских лесов, о природе, которая вызывает чувство гордости за свою Родину, о сохранении нашей природы, воспетой многими поэтами и писателями.

– Выделите в словах графически орфограмму, изученную сегодня на уроке.

– Сдайте тетради, чтобы я смогла оценить творческую работу каждого.

– Образ зимнего (летнего) леса.
8. Подведение итогов учебного занятия.

Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом. Рефлексия школьников.

Итоги урока.

Слайд 10

Рефлексия.

ОТМЕТКИ!

– Вернемся к началу урока.

– Какова была цель урока? Задачи?

– Выполнили ли мы учебную задачу?

– Какого результата достигли?

(знаем правило, применяем (есть алгоритм), умеем использовать условие в разных частях речи, употреблять в речи).

– А зачем нам это было нужно? Где пригодится в жизни.

(Быть грамотными, сохранять русский язык).

 
9. Домашнее задание. Дифференцированное

Слайд 11

1) для всех – выполнить упражнение 143, повторив орфограммы, изученные в теме “Причастие”;

2) для группы №3 – составить орфографический диктант, включив в словосочетания слова с орфограммами, изученными в теме “Причастие”.

Открывают дневники, записывают д/з
  Слайд 12 Что на уроке понравилось? Все ли было понятно? Что конкретно?  

Приложение

Презентация