“Под методом же я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное и без излишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, это способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что доступно”.
Декарт
Цель урока: обеспечение условий для усвоения каждым учащимся знаний об уравнениях высших степеней, способах их решений.
Задачи урока:
Образовательные задачи: обобщить, углубить знания обучающихся по изучаемой теме, закрепить умение узнавать и применять изученные приемы решения уравнений высших степеней.
Развивающие задачи:
- развивать умение слушать, анализировать, сравнивать, классифицировать уравнения по предложенным типам;
- развивать логическое мышления, внимание и умение работать в проблемной ситуации;
- развивать познавательную активность.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес и любовь к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, паре, взаимопомощи, культуры общения;
- воспитывать в учащихся навыки самоорганизации, самооценки, самопроверки и взаимопроверки;
- воспитывать настойчивость в достижении цели.
Форма урока – установочный практикум.
Обеспечение: 1) листы с заданиями (приложение 1); 2) типы уравнений высших степеней; 3) возможны презентации докладчиков; 4) презентация учителя (приложение 2).
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний
(фронтальная работа с классом) (10 минут)Учитель:
- Объявляется тема урока, обращается внимание обучающихся на эпиграф урока.
- Какие уравнения называются уравнениями высших степеней? Назовите виды таких уравнений.
- Назовите общие методы решения уравнений высших
степеней.
Какой из перечисленных методов вам наиболее близок и понятен?
Перечислите аналитические приёмы, с помощью которых можно решить уравнения высших степеней названным методом. - А теперь я предлагаю вам составить схему (кластер) методов решения уравнений высших степеней и провести классификацию уравнений по методам решений (обучающиеся работают с предложенными уравнениями на специальных листах).
1) х3 – 6х2 + 11х – 6 = 0; (разложение на множители)
2) 9х4 – 9х3 + 10х2 – 3х + 1 = 0; (введение новой переменной, возвратное уравнение)
3) х5 + 3х3 = 11 – х; (функционально-графический)
4) (х2 + 3х + 2)(х2 + 9х + 20) = 4; (введение новой переменной)
5) х3 – 5х2 +3х +1 = 0; (разложение на множители)
6) 2х4 – 5х3 + 5х – 2 = 0; (разложение на множители)
7) х7 + 3х + 2 = 0; (функционально-графический)
8) 4х3 – 10х2 + 14х – 5 = 0; (введение новой переменной)
9) х4 – 8х + 63 =0; (разложение на множители, функционально-графический, применение производной функции)
10) х6 + х2 – 8х + 6 = 0. (функционально-графический с использованием уравнения касательной)
- К доске приглашается один ученик, который представляет свою схему и классификацию. Учитель показывает свою схему, проверяется умение обучающихся определять способы решения уравнений на первый взгляд.
Разложение многочлена на множители |
Метод замены переменной |
Функционально-графический метод |
Способом группировки | Биквадратные уравнения | Теорема о монотонности функций |
По формулам сокращенного умножения | Возвратные уравнения | Использование производной функции |
По теореме Безу | Уравнения, в которых выделяются одинаковые многочлены. | Составление уравнения касательной |
Схема Горнера | Введение неопределенных коэффициентов | |
Деление многочлена на многочлен |
- Взаимопроверка в парах. (“5” – 9-10 уравнений; “4” – 7-8 уравнений; “3” – 5-6 уравнений; “2” – меньше 5 уравнений”), отложили на край парты.
- Выявление проблемы: какие методы решения уравнений высших степеней вызывают затруднения (существуют ли другие методы решения ).
- Сформулируйте задачи нашего урока.
II. Включение в систему знаний
(проверка домашнего задания, восприятие и осознание учебного материала) (15 минут):Востребованные докладчики объясняют:
- Идею метода.
- Показывают решение конкретного примера.
Остальные учащиеся слушают объяснения, задают вопросы докладчику, записывают решение.
III. Закрепление знаний
(17 минут):- Решение предложенных уравнений различными
методами по рядам:
I ряд – решают введением новой переменной, II ряд –функционально-графическим, III ряд – разложением на множители. - В последнее время уравнения выше второй степени являются частью выпускных экзаменов, они встречаются на вступительных экзаменах в ВУЗы, а также являются неотъемлемой частью ЕГЭ. Особое внимание уделяется уравнениям с параметром.
У доски ученик решает уравнение с параметром №3.4(г).
ах3– 3х2 – 5х – а2 = 0, р= -1 – корень уравнения.
а2 + а – 2 = 0, а = -2 или а = 1.
При а = -2 уравнение принимает вид: 2х3 + 3х2 + 5х + 4 = 0.
Схема Горнера.
2 | 3 | 5 | 4 | |
– 1 | 2 | 1 | 4 | 0 |
2х2 + х + 4 = 0.
При а=1 уравнение принимает вид: х3 – 3х2 – 5х – 1 = 0.
1 | -3 | -5 | -1 | |
– 1 | 1 | -4 | -1 | 0 |
х2 – 4х – 1 = 0, х = 25.
Ответ: – 1; 25.
- На слайдах в презентации показывается историческая справка.
Из истории математики
Для уравнений третьей и четвертой степени есть формулы корней (формулы Кордано и Феррари), выведенные итальянскими математиками в 1545 году, но в силу своей громоздкости эти формулы не используют в школьной программе. После того, как были выведены формулы корней для уравнений третьей и четвёртой степени, на протяжении почти 300 лет, учёные-математики пытались вывести формулы для нахождения корней уравнений пятой степени и выше, но труды их оказались безуспешными.
Нильс Хенрик Абель (1802-1829)– норвежский математик. В 1826 году норвежский математик Абель доказал, что нельзя вывести формулы для решения уравнений пятой степени и выше.
- Фронтальный опрос о приемах решения уравнений самостоятельно, ответы и решения сверяются с помощью презентации.
- Самооценка. Проанализируйте свою работу, сделайте выводы о своих навыках и умении решать уравнения высших степеней различными методами.
IV. Домашнее задание
(1 минута):П. 3. №№ 3.20(б); 3.26(а); 3.29(г); 3.33(б).
Задание творческого характера: найти в различных источниках приемы решения уравнений высших степеней, о которых не упоминалось на уроке, привести примеры.
V. Итог урока
(2 минуты):- Оценка работы отдельных учащихся на уроке.
- Рефлексия:
– Какой метод для вас оказался самым легким?
– Какой метод для вас оказался самым трудным?
– Какие приемы помогают вам в решении уравнений высших степеней?
– Чей доклад вам больше понравился? Почему?
– Как вы оцениваете работу класса? Как вы оцениваете собственную работу?
Литература:
- А.Г. Мордкович, П. В. Семенов “Алгебра и начала анализа 11 (профильный уровень)”, Москва “Мнемозина”, 2012.
- А.Г. Мордкович и др. “Алгебра и начала анализа 11 класс (профильный уровень)”, задачник. Москва “Мнемозина” 2012.
- А.П. Карп “Сборник задач по алгебре и началам анализа, 10-11” (М: Просвещение, 1999).
- Ф.М. Мурзабаева. Презентация “Методы решения уравнений высших степеней” 11 класс (профильный уровень), г. Баймака, 2013.