Урок изобразительного искусства по теме "Народные промыслы". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Оформление класса: натурный материал – изделия народных промыслов, выставка детских рисунков, плакаты о народных промыслах.

Цели урока:

  • приобщать детей к национальной культуре общечеловеческих ценностей;
  • воспитывать патриотические чувства, нравственное отношение к миру через эстетическое развитие;
  • развивать познавательный интерес к народному искусству;
  • активизировать творческий потенциал учеников.

Материалы: краски, кисти, бумага, посуда с водой, палитра.

Музыкальный ряд: русские народные песни, народная музыка. (Музыкальное сопровождение)

Предварительная подготовка:

Для учителя: формы фартуков для команд, задания по каждому этапу на 4 команды, презентация.

Для учащихся: придуманные эмблемы и названия команды, связанные с названием игры “Народные промыслы”, подбор натурного материала для представления своей команды.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя детей на тему урока. (Звучит музыка)

Учитель:

Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые.
Добро пожаловать в нашу мастерскую.
Нужны мне сегодня помощники,
Народ толковый да шустрый.
Только уговор у меня с вами будет такой:
Для работы нашей славной
Шум за дверью мы оставим!
А еще в нашем краю говорят исстари:
“Где хотенье, там и уменье!”

II. Постановка цели урока.

Сегодня мы в супер-игре закрепим знания о народных промыслах, обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.

III. Актуализация знаний.

Итак, начинаем!

На доске <слайд 1 презентации>

1 конкурс. Придумать и нарисовать эмблему команды

(Представление команд от каждого класса, название – придумывают сами учащиеся)

Учитель: У нас сегодня работают художественные артели:

  • “Зодчие”.
  • “Гжельские мастера”.
  • “Матрешки”.
  • “Кружевницы”.

За название команды и соответствие эмблемы названию – выставление баллов (5б – высшая оценка)

2 конкурс. Древние корни народного искусства. Найдите в тесте и обведите правильный ответ. <Приложение № 1>

От команды подходит 1 человек (бегунок) берёт задание (он же и относит на проверку): Время на выполнение задания 3 мин. Когда до окончания времени остается 10 секунд, учитель предупреждает, что пора сдавать ответы

- Кто быстрее и правильнее ответит на вопросы – получает большее количество баллов. Команда, не справившаяся в установленное время и не сдавшая ответы, к подсчету очков не допускается (это правило действует при выполнении всех остальных заданий). Не забудьте написать название своей команды в уголке листка.

<Слайд 2 презентации>

3 конкурс Художников

(Каждая артель отправляет по одному художнику)

Учитель: А вам, художники, самое сложное задание, но и самое творческое -расписывать фартук в стиле хохломской, дымковской, гжельской, городецкой росписи (по жеребьевке). Ребята уходят и садятся за выделенные столы и рисуют до конца конкурсной программы (Их творчество оценивается очень высоким баллом – 10б)

(Жюри подводит итоги по окончанию работы.)

4 конкурс Кроссворд. <Приложение № 2>

Учитель: Все мы любим отгадывать кроссворды. Не раз составляли мы их сами. Знаем мы, как красив народный костюм. Попробуйте за 3 минуты отгадать его. Бегунки, получите задание <слайд 3 презентации>

Ответы: 1) сарафан 2) шапка 3) лапти 4) доха 5) сапоги 6) кафтан 7) фартук

(Жюри подводит итоги.)

5 конкурс. Конкурс капитанов. <Слайд 11 презентации>

А сейчас свои знания покажут капитаны команд. Приглашаю их на середину. Вопросы для капитанов. (Капитаны выходят к доске лицом к экрану), кто первый поднимает руку, тот первый отвечает. Правильно – балл команде, нет – право ответа переходит капитану, поднявшего руку вторым.

– У городецких мастеров излюбленными растительными формами являются цветы, какие?

Капитан. (Розан, купавка, городецкая роза, бутон)

– Из какого материала изготавливают игрушки, дымковские мастера?

Капитан. (Из глины)

– В какой росписи используют орнаменты “кудрина”, “травка”?

Капитан. (В Хохломской)

– В каком народном промысле в росписи используют кобальтовый цвет?

Капитан. (В Гжели)

– Какой цвет лишний в хохломской росписи: красный, синий, черный, зеленый.

Капитан. (Синий)

– Дымковскую игрушку сначала обжигают или расписывают?

Капитан. (Обжигают)

– Самый первый прием в жостовской росписи?

Капитан. (Замалевок)

Учитель. Слово предоставляется жюри.

(Жюри оглашают результаты двух конкурсов.)

Учитель: Я предлагаю одноклассникам поддержать свои артели и заработать дополнительные баллы, отгадайте загадки:

На домашней утвари – золотые кудри.

Учащиеся. Хохлома.

Учитель. Птицы яркие летают, и купавки собирают.

Учащиеся. Городец.

Учитель. Черный конь бежит – вся земля дрожит.

Учащиеся. Городец.

Учитель.– Белый бычок в горошек бочок.

Учащиеся. Дымка.

(Жюри подводит итоги.)

6 конкурс Анаграммы <слайд 12 презентации> и <Приложение № 3>

(Время выполнения 5 минут)

Следующий конкурс представляет самое сложное, но интереснейшее задание – анаграммы – вам необходимо переставить буквы в словах, чтобы получилось правильное слово

  • Интерьер русской избы

Сарныйк лоуг, Скаярус Чьеп, кинок, вакал (красный угол, русская печь, коник, лавка)

  • Русские глиняные игрушки

Ковмасыдкя, монофиликаяс, рогальскопакя (дымковская, филимоновская, каргопольская)

  • Северный русский костюм

Арбуха, никсобр войкинпо, качик (рубаха, сарафан, епанечка, душегрея)

  • Русские народные росписи

Малоххо, церодог, льжег, сотовож (хохлома, городец, гжель, глина)

(Жюри подводит итоги.)

7 конкурс. Отгадай промысел по картинке <слайд 17 презентации>

Время выполнения задания 3 минуты.

Последний конкурс самый зрелищный. Вам необходимо определить промысел России по предмету, представляющему этот промысел или картинке. Листочки с номерами для выполнения задания лежат на ваших столах. Итак, время пошло.

IV. Подведение итогов

Учитель. Ну что ж подведем итоги. Вы все большие молодцы. Очень активно и правильно отвечали на вопросы.

“Кто смел
Тот успел
И себя показать
И что-то новое узнать.”

Декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к наивным верованиям крестьян в то, что красота, созданная их руками, защитит от злых сил и принесет счастье. Произведения, созданные нашим народом, продолжают жить в музеях, на выставках, на производствах традиционных промыслов, наполняют нашу жизнь и делают ее ярче и красивее.

Рефлексия:

Оцените наше занятие оценкой по пятибалльной системе (карточки с цифрами лежат на столах ребят)

Спасибо за урок!