Оформление класса: натурный материал – изделия народных промыслов, выставка детских рисунков, плакаты о народных промыслах.
Цели урока:
- приобщать детей к национальной культуре общечеловеческих ценностей;
- воспитывать патриотические чувства, нравственное отношение к миру через эстетическое развитие;
- развивать познавательный интерес к народному искусству;
- активизировать творческий потенциал учеников.
Материалы: краски, кисти, бумага, посуда с водой, палитра.
Музыкальный ряд: русские народные песни, народная музыка. (Музыкальное сопровождение)
Предварительная подготовка:
Для учителя: формы фартуков для команд, задания по каждому этапу на 4 команды, презентация.
Для учащихся: придуманные эмблемы и названия команды, связанные с названием игры “Народные промыслы”, подбор натурного материала для представления своей команды.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя детей на тему урока. (Звучит музыка)
Учитель:
Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые.
Добро пожаловать в нашу мастерскую.
Нужны мне сегодня помощники,
Народ толковый да шустрый.
Только уговор у меня с вами будет такой:
Для работы нашей славной
Шум за дверью мы оставим!
А еще в нашем краю говорят исстари:
“Где хотенье, там и уменье!”
II. Постановка цели урока.
Сегодня мы в супер-игре закрепим знания о народных промыслах, обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.
III. Актуализация знаний.
Итак, начинаем!
На доске <слайд 1 презентации>
1 конкурс. Придумать и нарисовать эмблему команды
(Представление команд от каждого класса, название – придумывают сами учащиеся)
Учитель: У нас сегодня работают художественные артели:
- “Зодчие”.
- “Гжельские мастера”.
- “Матрешки”.
- “Кружевницы”.
За название команды и соответствие эмблемы названию – выставление баллов (5б – высшая оценка)
2 конкурс. Древние корни народного искусства. Найдите в тесте и обведите правильный ответ. <Приложение № 1>
От команды подходит 1 человек (бегунок) берёт задание (он же и относит на проверку): Время на выполнение задания 3 мин. Когда до окончания времени остается 10 секунд, учитель предупреждает, что пора сдавать ответы
- Кто быстрее и правильнее ответит на вопросы – получает большее количество баллов. Команда, не справившаяся в установленное время и не сдавшая ответы, к подсчету очков не допускается (это правило действует при выполнении всех остальных заданий). Не забудьте написать название своей команды в уголке листка.
<Слайд 2 презентации>
3 конкурс Художников
(Каждая артель отправляет по одному художнику)
Учитель: А вам, художники, самое сложное задание, но и самое творческое -расписывать фартук в стиле хохломской, дымковской, гжельской, городецкой росписи (по жеребьевке). Ребята уходят и садятся за выделенные столы и рисуют до конца конкурсной программы (Их творчество оценивается очень высоким баллом – 10б)
(Жюри подводит итоги по окончанию работы.)
4 конкурс Кроссворд. <Приложение № 2>
Учитель: Все мы любим отгадывать кроссворды. Не раз составляли мы их сами. Знаем мы, как красив народный костюм. Попробуйте за 3 минуты отгадать его. Бегунки, получите задание <слайд 3 презентации>
Ответы: 1) сарафан 2) шапка 3) лапти 4) доха 5) сапоги 6) кафтан 7) фартук
(Жюри подводит итоги.)
5 конкурс. Конкурс капитанов. <Слайд 11 презентации>
А сейчас свои знания покажут капитаны команд. Приглашаю их на середину. Вопросы для капитанов. (Капитаны выходят к доске лицом к экрану), кто первый поднимает руку, тот первый отвечает. Правильно – балл команде, нет – право ответа переходит капитану, поднявшего руку вторым.
– У городецких мастеров излюбленными растительными формами являются цветы, какие?
Капитан. (Розан, купавка, городецкая роза, бутон)
– Из какого материала изготавливают игрушки, дымковские мастера?
Капитан. (Из глины)
– В какой росписи используют орнаменты “кудрина”, “травка”?
Капитан. (В Хохломской)
– В каком народном промысле в росписи используют кобальтовый цвет?
Капитан. (В Гжели)
– Какой цвет лишний в хохломской росписи: красный, синий, черный, зеленый.
Капитан. (Синий)
– Дымковскую игрушку сначала обжигают или расписывают?
Капитан. (Обжигают)
– Самый первый прием в жостовской росписи?
Капитан. (Замалевок)
Учитель. Слово предоставляется жюри.
(Жюри оглашают результаты двух конкурсов.)
Учитель: Я предлагаю одноклассникам поддержать свои артели и заработать дополнительные баллы, отгадайте загадки:
На домашней утвари – золотые кудри.
Учащиеся. Хохлома.
Учитель. Птицы яркие летают, и купавки собирают.
Учащиеся. Городец.
Учитель. Черный конь бежит – вся земля дрожит.
Учащиеся. Городец.
Учитель.– Белый бычок в горошек бочок.
Учащиеся. Дымка.
(Жюри подводит итоги.)
6 конкурс Анаграммы <слайд 12 презентации> и <Приложение № 3>
(Время выполнения 5 минут)
Следующий конкурс представляет самое сложное, но интереснейшее задание – анаграммы – вам необходимо переставить буквы в словах, чтобы получилось правильное слово
- Интерьер русской избы
Сарныйк лоуг, Скаярус Чьеп, кинок, вакал (красный угол, русская печь, коник, лавка)
- Русские глиняные игрушки
Ковмасыдкя, монофиликаяс, рогальскопакя (дымковская, филимоновская, каргопольская)
- Северный русский костюм
Арбуха, никсобр войкинпо, качик (рубаха, сарафан, епанечка, душегрея)
- Русские народные росписи
Малоххо, церодог, льжег, сотовож (хохлома, городец, гжель, глина)
(Жюри подводит итоги.)
7 конкурс. Отгадай промысел по картинке <слайд 17 презентации>
Время выполнения задания 3 минуты.
Последний конкурс самый зрелищный. Вам необходимо определить промысел России по предмету, представляющему этот промысел или картинке. Листочки с номерами для выполнения задания лежат на ваших столах. Итак, время пошло.
IV. Подведение итогов
Учитель. Ну что ж подведем итоги. Вы все большие молодцы. Очень активно и правильно отвечали на вопросы.
“Кто смел
Тот успел
И себя показать
И что-то новое узнать.”
Декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к наивным верованиям крестьян в то, что красота, созданная их руками, защитит от злых сил и принесет счастье. Произведения, созданные нашим народом, продолжают жить в музеях, на выставках, на производствах традиционных промыслов, наполняют нашу жизнь и делают ее ярче и красивее.
Рефлексия
:Оцените наше занятие оценкой по пятибалльной системе (карточки с цифрами лежат на столах ребят)
Спасибо за урок!