Цели и задачи урока.
Линия 1. Овладение картиной мира: объяснять, что такое права человека.
Линия 2. Чувственно – эмоциональное отношение к миру:
- Замечать и объяснять, какие поступки людей нарушают права человека и права ребёнка.
- Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
План урока.
I. Постановка проблемы: какие права есть у
каждого человека.
II. Версии детей, актуализация знаний.
III. Поиск решения проблемы (открытие нового
знания).
1. Права человека.
2. Особые права ребёнка.
IV. Выражение решения проблемы.
V. Применение нового знания.
VI. Итоги урока.
VII. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Давайте начнём наш урок с пожелания удач друг другу. Вспомним наше приветствие:
Я желаю тебе сегодня удач,
Ты желаешь мне сегодня удач,
Мы желаем друг другу удач,
Если тебе будет трудно,
Я тебе помогу.
II. Постановка проблемы.
Учитель: Ребята, представьте, что мы с вами находимся в гостях у Ани и Илюши и стали свидетелями такой сцены.
Инсценировка
– Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим! – угрожающе предупредила Анюта Илюшу.
– Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! – возмутился Илюша.
– Хочу – играю,– хочу – нет.
– Да, Илюша прав, – подтвердил папа.
– Вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта, была бы дворянкой – хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.
– Разве я не могу поиграть с Илюшей? – удивилась Анюта.
– Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.
– А у меня что же, нет никаких прав?
Учитель: Имеет ли право Анюта попросить Илюшу поиграть с ней?
– Имеет ли право Анюта заставить Илюшу делать то, что ему не хочется?
– Какое вы заметили противоречие?
Ученики: И мальчик, и девочка защищают свои права.
Учитель: Какой вопрос возникает?
Ученики: Какие права человека есть в обществе?
Проблема урока записывается на доску.
III. Версии детей, актуализация знаний.
Учитель: Какие права человека вам уже известны?
Все названные учениками права человека вывешены на карточках.
Учитель: В каком государственном документе эти права записаны?
Дети: В Конституции РФ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ Слайд 1.
Учитель: Вспомните, в истории нашего государства были ли времена, когда у одних людей прав было больше, а у других меньше?
(Ребята приводят любые примеры из истории – права знати и простолюдинов, помещиков и крепостных крестьян и т.д.)
Учитель: Как вы думаете, вы назвали все права человека в современном обществе?
Дети: Наверное, нет.
Учитель: Как вы думаете, в современной России у людей равные права?
Дети: Наверное, да.
Учитель: Давайте занесём ваши ответы в таблицу “Знаем – не знаем”:
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Знаем |
Не знаем |
Узнали |
У граждан есть права и обязанности, они записаны в Конституции. В истории были времена, когда люди имели разные неравные права и обязанности. | Какие права человека есть в современном обществе? Равные ли права у современных людей? |
1. Права человека.
Работа по рисунку – заставке на с.40.
Учитель: Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в масках?
Ученики: Право на свободу.
Учитель: А как вы понимаете это право?
Ученики и учитель в процессе беседы выясняют, что каждый человек не может делать всё, что ему вздумается. Так, например, бандиты, изображённые на рисунке, связали прохожего. Этим они нарушили право на свободу. Следовательно, права должны быть равными. Согласно “золотому правилу нравственности” нужно относиться к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Иными словами, пользуясь своими правами, надо также соблюдать права других людей.
Учитель: Найдите и прочитайте на с. 41-42 учебника, какие личные права есть у каждого человека.
Ученики читают фрагмент текста “Ты имеешь право”. Как только вам попадается название какого – либо права человека, вы прикрепляете карточку на доску. В итоге все описанные в тексте права человека оказываются на доске можно слова “какие”, “есть” и вопросительный знак стереть. Приложение 1.
Учитель: Ребята, сказочные герои часто нарушают права. Давайте рассмотрим иллюстрации к сказкам, как опытные правоведы, укажем какие права нарушены. (Слайды.)
Учитель: Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья.
V. Физкультминутка.
VI. Продолжение работы.
Учитель: Мы рассмотрели большую часть прав, которыми обладает человек в современном обществе. Но каждый из вас тоже является членом общества, маленьким гражданином своей страны. Как вы думаете, распространяются ли все перечисленные на уроке права на ребёнка? Должны ли быть у ребёнка особые права? (Слайд)
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Откройте учебник на с. 43 ознакомьтесь с особыми правами ребёнка.
Учитель: Я предлагаю вам проверить ваши знания по правам ребёнка. Игра “Разрешается – запрещается”.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребёнка строго…(запрещается).Слушать мнение ребёнка… (разрешается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить (разрешается)Этот трудиться ребёнок,
Мало у него силёнок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа …(запрещается)Рисовать и петь, учиться.
Если заболел – лечиться…(разрешается)Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется
Быть рабом у господина строго (запрещается)
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить…(разрешается).
Учитель: Вспомним Конституцию России. Согласно Конституции, что ещё есть у граждан нашего государства, кроме прав?
Ученики: Обязанности.
Учитель: Как вы понимаете, что такое обязанности? Могут ли права существовать без обязанностей? (При ответе можно использовать воображаемые ситуации.)
Учитель: Чтобы вы знали и не забывали свои обязанности, мы даём вам памятку, которая называется “Мои обязанности”.
Учитель: Равные ли права у современных людей?
Ученики: У современных людей равные права.
Учитель: Сравните свой выбор с авторским (с.43).
В таблице в колонке “Узнали” учащиеся записывают фразу: “У современных людей равные права”.
VII. Выражение решения проблемы.
Учитель: Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
Ученики: Какие права есть у каждого человека?
Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики: В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права, и никто не имеет права их нарушать.
Работа тремя группами.
1 группа. Дополнение кластера.
2 группа. Вставьте в стихотворение подходящие по смыслу слова. Приложение 2.
3 группа. Синквейн. Приложение 3.
Проверка задания.
VIII. Итог урока.
Учитель: Как вы видите, в современном обществе у человека с рождения очень много прав. Но нельзя забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создаёт человеку условия для жизни и развития его личности. Какое главное правило мы не должны забывать?
Ученики: Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же!
IX. Рефлексия.
Учитель: оцените урок.
X. Домашнее задание.
Учитель: Нарисуйте круг своих обязанностей перед родителями, перед обществом.
Список литературы:
- Учебник окружающего мира 4 класс “Человек и человечество”/Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. – Баласс – 2011.
- Методические рекомендации для учителя к учебнику.
- Интернет источники.