Цели урока:
- формировать умение составлять художественное описание, иллюстрировать своё настроение, вызванное наблюдениями за весенней природой, учить пониманию микротем текста, последовательно строить предложения, учить анализировать прочитанное;
- способствовать накоплению речевого опыта, расширять кругозор, пополнять словарный запас, пробуждать интерес в творчестве;
- учить детей работать в парах, группах, взаимопомощи и тактичности;
- способствовать укреплению и сохранению здоровья уч-ся через физминутки, отдых глаз, релаксацию с использованием здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного.
Оборудование: компьютерная презентация, рисунки солнышка, дерева, облака, сугроба, птиц, карточки с заданиями для уч-ся.
Ход урока
I. Орг. момент.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Все легонечко вздохнём,
Удивительный урок начнём.
II. Актуализация знаний.
1. Психологический настрой упр. “Подари тепло другу”
– Повернитесь друг к другу. Одни раскрывают ладошки, а другие накрывают их своими ладошками. Теперь посмотрите друг другу в глаза так ласково, чтобы ладошки ваши потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажите несколько слов друг другу, но так ласково и нежно, чтобы ладошки ваши потеплели ещё больше.
(К доске крепится солнце.)
– Вы чувствуете, как теплее и светлее стало в классе?
– Что нового появилось? (Солнце.)
– Если всё вокруг проснулось,
И друг другу улыбнулось,
Светит солнышко в глаза,
Значит, к нам пришла …(Весна.) Презентация Э.Григ “Весна”.
2. Сообщение темы и целей урока.
– Чему будет посвящён наш урок?
(На доске открывается тема урока: Вот и весна пришла.)
– Прочитаем тему урока.
– Сегодняшний урок – это первый урок по данной теме. Мы будем готовиться к написанию словесной зарисовки и поговорим о первых признаках весны.
Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
– Это будет зависеть от вас, от того, как вы будете помогать мне и друг другу.
– Какие цели мы поставим перед собой?
III. Работа по теме урока.
1. – Вернёмся к теме нашего урока. Что вы заметили?
– Объясните написание слова “весна”. Запись однокоренных слов.
– Какие весенние месяцы вы знаете?
– О каком весеннем месяце говорится в загадке?
Дует тёплый нежный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег, худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает? (Март.)
– Март – это первый месяц весны. Ещё кругом лежит снег, часто бывают морозы, но мы уже чувствуем весну. По каким признакам? (Ярче светит солнце. Становится теплее. Снег тает. Небо ясное, голубое. С крыш капает капель.)
2. Физминутка.
1) “На небе солнышко”.
На счёт 1-8 “чертим солнышко” (круг вправо глазами, голова прямо; повторяем упражнение в другую сторону).
2) “Яркое солнышко”.
На счёт 1-8 зажмуриться – “солнце ослепило”, закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
3. – Прочитайте на доске слова: капельник, зимобор, грачевник, протальник, утренник. На Руси эти слова были синонимами месяца “март”. Поработайте самостоятельно и соберите пословицы о первом весеннем месяце, и вы узнаете, почему народ так назвал месяц март.
(У каждого ребёнка на парте листочки с заданием.)
Придёт март-капельник – с зимой борется.
Март-зимобор грачей пригнал.
Март-грачевник и зима заплачет.
– Проверим, какие пословицы о марте вы составили? Чтение и объяснение пословиц, объяснение выделенных букв.
– Поднимите карточку “+”, если вы составили такие же пословицы, и “-”, если другие.
– Как вы думаете, почему март назвали протальником? (Тает снег и появляются проталины.)
– А ещё этот прекрасный весенний месяц называют утренником – утром года. Как вы думаете, почему? (Вся природа просыпается после зимнего сна.)
– А какой самый первый признак весны? (Ярче светит солнце. Становится теплее.)
4. Физминутка.
1) “Солнышко”. Снятие мышечного напряжения.
– Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление).
Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение).
Опять засветило солнышко (расслабление).
Хорошо, хорошо Дети улыбаются, хлопают в ладоши, свободно
Солнышко смеётся. приплясывают на месте.
А под солнышком нам всем
Весело живётся!
2) Упр. “Солнышко, тучка”.
5. – Да. Мы с нетерпением ждали первых солнечных лучей. И вот, наконец, они появились среди облачного неба, улыбнулись своей солнечной улыбкой, залили всё вокруг ярким солнечным светом. Эту первую победу солнечных лучиков называют весной света. (запись на доске)
– У солнечных лучиков много ещё работы. Что в природе происходит дальше?
Выполним упр. 491 в ТПО.
– Прочитайте запись. Можно ли её назвать текстом? (Нет.)
– Вспомните, что такое текст. (Запись на доске.)
– Докажите, что прочитанная запись не является текстом. (Это не текст. Не все предложения связаны по смыслу.)
– На сколько отрывков мы можем разделить эту запись? (На 2.)
– О чём будет 1, 2 отрывок? (О весеннем небе, о весеннем снеге.)
– Подчеркнём слова, указывающие на тему каждого.
– Поработайте в парах. Укажите цифрами 1 и 2 предложения 1 и 2 отрывков.
– Прочитаем 1, 2 отрывок. Получились теперь тексты. Докажите. (Предложения связаны по смыслу. Каждое следующее предложение продолжает предыдущее.)
– Как озаглавим? (Вписываем названия отрывков на оставленных строках.)
– Проверим. Поднимите “+”, если у вас получились такие же тексты, и “-”, если другие.
– Какое предложение может заканчивать оба отрывка?
– Под действием солнечных лучей снег темнеет, становится рыхлым, оседает, пропитывается водой. Скоро по дорогам побегут звонкие ручейки. Это вторая победа солнечных лучиков – весна воды. (Запись на доске)
– А какой голос у весны? (Слышим звон капели, журчание ручейков, щебет птиц.)
– Третья победа солнечных лучиков – весна звуков. (Запись на доске) Презентация “Весенняя песенка”.
– Да, весна – прекрасное время года. Новые звуки, краски, запахи дарит нам она. Приход весны вдохновляет поэтов, художников, композиторов. Сколько замечательных произведений посвятили они этому удивительному времени года. Об этом мы поговорим на следующих уроках.
6. А сейчас я предлагаю вам поработать в ваших творческих мастерских и составить небольшие тексты.
1 ряд – составить предложения со словами: солнце светит, теплее, звенит капель (составленный текст записывают на солнечном лучике).
2 ряд – составит текст о весеннем небе (составленный текст записывают на облачке).
3 ряд – вам пришли телеграммы, переделайте их в предложения: снег таять проталины побежали ручейки (составленный текст записывают на сугробике).
(Во время работы детей учитель крепит к доске рисунок дерева, а потом детские тексты, получается весенняя картина.)
Зачитывание составленных текстов.
– Можно ли эти тексты объединить в один?
– О чём расскажете сначала, потом?
– Вспомните секреты составления текста. Как называется часть, которую мы составили?
– Чего не хватает в нашем тексте?
– Каким предложением начнём текст? (Вот и пришла весна. Пришла радостная весна.)
– Каким предложением закончим текст? (Здравствуй, весна! Я рад(а) приходу весны.
– Прочитаем, какой текст получился.
– Какое заглавие придумаем?
– Работу над составленным текстом мы продолжим на следующих уроках. Посмотрите, какая чудесная картина у нас получилась. Но чего-то здесь не хватает, как вы думаете? (Птиц.)
7. Рефлексия.
– Откройте ваши конверты, у вас три птички, выберите ту, которая соответствует вашей работе на уроке: если все задания выполнили верно – красную, если иногда были трудности, сомнения, но вы их решали самостоятельно – оранжевую, если нужна была помощь учителя или одноклассника – жёлтую.
Дети прикрепляют птичек на дерево.
– Вот картина готова!
– Продолжайте наблюдать за весенними явлениями в природе.
IV. Выставление оценок.
V. Дом. задание
: упр. 490 по заданиям учебника.VI. Итог урока.
– Наш урок подходит к концу. Какие тайны вы открыли сегодня?
– О чём расскажете родителям дома?
– Что является главным помощником весны?
– Главный помощник весны – это солнце. Оно дарит нам много тепла и света. Не бойтесь отдавать теплоту своей души людям. И тогда каждый из вас будет похож на солнышко, которое дарит всем тепло, добро и жизнь.