Технологическая карта интегрированного урока (обществознание и биология)
Тип урока |
Изучение нового материала |
Информационно- |
|
План урока |
|
Цель урока |
Формирование представлений о воздействии человека на природу, о глобальной экологической угрозе |
Формы и методы |
Методы: проблемное изложение. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая |
Основные понятия |
Экология, экологическое правило |
Планируемые образовательные результаты |
|
Объем освоения и уровень владения компетенциями |
Компоненты
культурно- |
Научатся: определять, что
такое экологическая угроза; характеризовать
взаимодействие человека и природы. Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации; анализировать объекты; выделять главное; проводить сравнение |
Целостно-смысловая и
учебно-познавательная компетенции Умеют: определять
понятия; вступать в речевое общение;
формулировать собственную точку |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|||||||
Этапы урока |
Время |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия |
Универсальные учебные действия |
Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | 3 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Демонстрирует видеоряд с фотографиями позитивного и негативного отношения человека к природе. Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока | Записывают тему и план урока в тетрадь | Фронтальная | Личностные: понимают
значение знаний для человека и принимают его. Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя; логические – поиск существенной информации |
Работа в тетради |
II. Актуализация знаний | 3 |
Беседа по теме “Воздействие человека на природу” | Предлагает учащимся подобрать
однокоренные слов к существительному
“природа”, предлагает объяснить, какой смысл
объединяет все эти слова. (При рода, т.е. при роде
человеческом). Организует диалог с
учащимися – Что вы знаете – Кто слышал такое понятие, как “экологический кризис”? – Что оно означает? |
Отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме о значении общения, способах общения; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – дополняющие |
Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 20 |
Организация групповой деятельности учащихся | Организует групповую деятельность учащихся. Каждая группа получает текст с одним из примеров воздействия человека на окружающую среду. | Изучают текст, обсуждают, отвечают на вопросы. | 1. Групповая. | 1. Познавательные: общеучебные – поиск и выделение информации на основе иносказательных образов; логические – построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. |
1. Записи в тетради. |
Беседа с учащимися о взаимодействии и взаимозависимости всего живого на Земле. | (Приложение 1). Далее организует работу в группах сменного состава. Организует беседу, подводит к выводу об ответственности человека, общества и государства за состояние окружающей среды. |
В новой группе каждый учащийся
представляет свой материал Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения |
2. Регулятивные: учитывать
выделенные учителем ориентиры действия;
принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование цели; логические – поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти). |
2. Устные ответы взаимообучение | |||
3. Организация дискуссии | Предлагает сравнить два
высказывания: “Мы не можем ждать милостей от природы; взять их от неё – наша задача” (И. Мичурин) и “Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали” (В. Коняхин). |
Обсуждают, высказывают свою точку зрения | 3. Фронтальная | 3. Коммуникативные: принимать
другое мнение и позицию; допускать
существование различных точек зрения. Познавательные: общеучебные – формулирование ответов; логические – осуществление |
3. Устные ответы | ||
Организация беседы Знакомство с Конституцией (статьи 9, 42 и 58) |
Организует беседу по вопросам: “Что значит относиться к природе по-человечески?” “Какое нравственное правило должно быть главным в отношениях человека с природой?” “Что должно и может сделать государство для сохранения природы?” |
Формулируют правило экологической
морали – научиться поступать так, чтобы не
навредить окружающей среде, не делать ей зла Изучают Конституцию РФ (приложение 2) |
|||||
IV. Первичное осмысление и закрепление | 7 |
Организует первичное осмысление. | Предлагает учащимся фразы. Если
согласны – похлопали, если нет – потопали. – Человек является биологическим, то есть природным организмом; – Созданная человеком искусственная среда никогда не заменит природы; – Именно в природе человек черпает пищу, воду, тепло, свет, необходимые для выживания; – Природа живая, она развивается. А человек может ее легко уничтожить. |
Выражают свою позицию | Индивидуальная | Познавательные: общеучебные – формулирование ответов; логические – осуществление Личностные: проявляют интерес к новому учебному предмету |
|
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 |
Обобщение полученных на уроке
сведений Зачитывает стихотворение (Приложение 3) |
Демонстрирует видеоролик учащихся
9б класса. Предлагает подумать, что конкретно каждый из учащихся и весь класс может сделать для экологического воспитания в школе. Предлагает группам сформулировать призыв или обращение к людям Земли: “ Природа стоит у роковой черты, потому что….” |
1. Обсуждают, высказываются. 2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Групповая | Личностные: понимают
значение знаний для человека и принимают его;
развивают способность к самооценке. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
VI. Домашнее задание | 2 |
Эссе на тему: “беречь природу, значит беречь человека. Плакат “Берегите природу” | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная |