Цель: создать условия для применения знаний на практике, развития самоконтроля при решении заданий второй части тестов ГИА.
Задачи:
- образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
- воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.
- развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Сценарий урока
Учитель описывает, что будет происходить на уроке. Исходя из этого, ребята формулируют тему урока и цели урока.
Проверка домашнего задания. На дом был дан тест:
Проверка второй части:
Решение:
-
=
=
При х = 3 - получим,
Ответ:
Если решили, то обсуждение возле доски, если нет, то работа в группах.
Решение:
Область определения функции: х – любое, кроме 0 и -2.
Преобразуем функцию у = + 1 (см. рис 1.)
Ответ: при b = 1прямая имеет ровно одну общую точку с графиком. (см. рис 2)
Обсуждение решения. Замечания.
Решение: (см. рис. 3)
Если решили, то обсуждение у доски. Если не решили, то обсуждение в группе.
Решение: (см. рис.4)
Ученики в роли экспертов.
Разложите на множители: (см. рис. 5, 6)
Оценка: 1 балл (не до конца выполнено разложение на множители)
Оценка: 0 баллов (допущена ошибка в знаках при группировке слагаемых)
Сократить дробь: (см. рис. 7,8)
Оценка: 2 балла
Сокращение дроби выполнено верно. Но так как при указании ОДЗ допущена ошибка (хотя нахождение области определения дроби в данном случае не требуется), за решение выставляется 1 балл.
Найти область определения функции: (см. рис.9, 10)
За решение выставляется 2 балла. Ход рассуждений понятен, он правильный, получен верный ответ. Балл снижен за некорректное пояснение, приведенное в начале решения.
Другое решение:
За решение выставляется 0 баллов; в нем содержится более одной ошибки.
Найдите сумму всех отрицательных членов арифметической прогрессии – 8,6; – 8,4; ...
Ответ: -189,2. (см. рис. 11)
Ход решения верный, но допущена вычислительная ошибка (при нахождении разности арифметической прогрессии), с ее учетом решение доведено до конца. Выставляется 2 балла.
Решите систему уравнений: (см. рис. 12)
За решение можно выставить 3 балла: ход решения правильный, и, по сути, верный ответ получен. Но решение содержит логическую ошибку: выполнив проверку (которая в данном случае не является составной частью решения и может служить только цели самоконтроля), учащийся допустил вычислительную ошибку и сделал неправильный вывод о наличии постороннего решения, которого в принципе в данной ситуации быть не может.
Итоги урока. Рефлексия.
- Что происходило на уроке?
- Задайте три вопроса по уроку.
- Предложите фразы, которые ученик должен закончить. Например:
- я познакомился с ...
- было непросто ...
- я добился ...
- у меня получилось ...
- хотелось бы ...
- мне запомнилось ...
- я попробую ...
В результате такой рефлексии ребята сами оценивают вклад в то, насколько продуктивным получился урок, отмечают его интересные моменты и продуктивность.
К уроку прилагается презентация.