Урок окружающего мира по теме "Как прекрасен этот мир…"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Дать учащимся первоначальное понятие о природе в целом, живой и неживой природе;
  • Познакомить детей с Красной книгой;
  • Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа. (слайд № 1) Презентация.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг ... (природа)

Мы живём в огромной стране – России. Прекрасна её природа, сказочно богаты недра. Среди необъятных просторов есть уголок, в котором вы родились и живёте. Это – ваш родной край, это ваша родина. Познавайте её! Чем лучше знает человек свой край, тем больше он его любит.

III. Повторение темы: “Природа”.

(Дети сидят группами, у них на столах по две карточки, которые они заполняют в течении урока)

(слайд №2)

- На уроках окружающего мира мы изучаем природу. А что же такое природа?

- Посмотрите в окно. Что вы там видите?

- Посмотрите на подоконники в классе, что видите?

Летом вы купались в реке, озере, некоторые – в море. Вы наблюдали дождь, радугу, смотрели на птиц. Так вот, и лес, и река, и небо, и воздух, которым мы дышим, и вода, которую мы пьём, и дождь и снег – всё это природа.

У вас на столах карточки, возьмите карточку № 1 и выполните задания.

Проверка с помощью слайда. (слайд № 3)

Каких представителей природы вы записали в группу живая природа (в группу неживая природа).

Сейчас вы просмотрите фильмы, где изображена природа. Ваша задача – взять карточку № 2 и, просматривая фильм, записать предметы живой и неживой природы. (слайд № 4,5).

Проверка коллективной работы. ( первая группа зачитывает, а остальные дополняют).

- Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни? (Воздух, вода, пища, тепло, свет.) (слайд № 6) Сделайте вывод по слайду.

Дети рассматривают схему и делают вывод: без тепла и света, без воздуха и воды живые существа не могли бы жить.

IV. Физкультминутка (слайд № 7 ).

V. Закрепление изученного.

- Что такое природа?

- Какая бывает природа?

- Что относится к неживой природе?

- Что относится к живой природе?

- Приведите по три примера живой и неживой природы.

- Человек вырастил богатый урожай пшеницы. Пшеница – это объект природы, или изделие человека? (Пшеница – часть живой природы.)

- Какое изделие когда-то было частью живой природы:

а) кирпичный дом;

б) льняное полотенце;

в) глиняная кружка;

г) стальной нож?

(Льняное полотенце сначала было растением.)

VI. Сообщение нового. Охрана окружающей среды. Знакомство с животными и растениями Красной книги.

- Вам понравились фильмы. Что вам понравилось?

- Когда-то, очень давно, у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов и фабрик. Не было техники и современных жилищ. Не было привычной нам обуви и одежды.

Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы.

Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И людям стало казаться, что они сильнее её. Более того, человек решил покорить природу. Вооружённый техникой, он вообразил себя всемогущим, решил, что ему всё на планете подвластно...

(слайд № 8 - 9)Но прошло время, и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды. Разрушению почв, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят её.

Оказалось, что люди по-прежнему множеством нитей связаны с окружающей природой. Погубив её. Они погибнут сами.

- Так кем же должен быть человек – сыном природы или её покорителем?

- Сегодня мы поговорим о книге, эта книга не совсем обычная. Цвет переплёта у этой книги – красный (показ слайда № 10).

- Как вы думаете, что символизирует красный цвет? Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: “Осторожно! Может случиться беда”.

В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.

- Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными, которые занесены в Красную книгу.

Полосатая гиена (слайд №11) – Очень редкий ночной зверь. Обитает в пустынных местах Средней Азии и в Закавказье. Питается чем придётся, ловит черепах, а летом приходит на бахчи, где ест арбузы и дыни.

Амурский тигр (слайд №12) – сохранился только в густой дальневосточной тайге, где охотится на кабанов и оленей. (слайд № 13)

Курильский тюлень (слайд №14) – обитатель далёких Курильских островов. Как и другие тюлени, питается различной рыбой.

Куланы (слайд №15) – Стада куланов пасутся сейчас только в заповедниках Туркмении. Сейчас куланов расселяют в новые места.

Пятнистый олень (слайд №16) – раньше жил только в дальневосточной тайге. Сейчас расселяется во многих местах.

Джейраны (слайд №17) – обитают в пустынях Средней Азии, Казахстана, в Азербайджане. Сейчас эту красивую антилопу разводят в специальных питомниках.

(слайды №18) Кроме крупных животных, в Красную книгу занесены и птицы: белый журавль, розовая чайка, сокол сапсан, и насекомые: пчела плотник, дровосек реликтовый.

- Почему некоторых животных остаётся очень мало на Земле или они совсем исчезают?

В начале века практически истребили таких огромных животных, как зубры (слайд №19). Они водились в лесах Белоруссии. Остались только звери, которые жили в зоопарках, - 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник – Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели, тщательно охраняли, особенно молодняк. Зубров спасли, но ведь прошло около 80 лет.

(слайд № 20,21) Охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь животным?

(слайд №22) Посмотрите на эти экологические знаки, какие правила изображены на них?

Вы тоже можете предложить свои правила. (слайд № 23)

VI. Домашнее задание. Итог.

  • Нарисовать экологический знак, рассказать, что он обозначает. (слайд № 24)
  • Что нового вы узнали на этом уроке?
  • Что такое природа?
  • Какая бывает природа?
  • Как вы думаете, человек царь природы, или его часть? Почему?
  • Что такое Красная книга? За чем её создали?
  • Как помочь природе?