Урок математики по теме "Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц"

Разделы: Начальная школа


Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с приёмами сложения и вычитания, основанные на знании разрядного состава чисел; представления двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых; закрепления знаний нумерации чисел от 11 до 20.

Планируемые результаты (предметные): уметь использовать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании разрядного состава чисел; представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; знать нумерацию чисел от 11 до 20.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

  • Регулятивные: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
  • Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
  • Личностные: определяют и высказывают под руководством учителя правила поведения при сотрудничестве.

Сценарий урока

1. Организационный момент

Ребята, начинаем урок математики. Сегодня мы отправимся с вами в сказочное путешествие по стране “Математика”.

Но сначала мне хотелось бы узнать какое у вас настроение на начало урока. Если вы с отличным настроением готовы начать урок поднимите желтую карточку, если вас одолевают сомнения - зеленый свет, вы расстроены и не желаете работать - красный свет.

Я надеюсь, ваше хорошее настроение будет на протяжении всего урока.

Начинаем урок!

Скажите, пожалуйста:

“А любите ли вы сказки?” (Дети: “Да.”).

- А волшебство?

(Дети: “Да”)

В гостях у нас сегодня сказочный герой "Незнайка". И пришёл он не с пустыми руками. Пришёл он с заданиями.

Первое задание называется "Страна каллиграфии".

Нам необходимо прописать цифру 13.

Каллиграфическая минутка.

13 13 13

– Какие цифры использовали для записи числа 13? (1, 3.)

– Расскажите всё, что знаете об этом числе. (Число 13 следует за числом 12 и предшествует числу 14; 13 – двузначное число, в числе 13 – 1 десяток и 3 единицы; 13 – нечётное число.)

2. Второе задание "Страна сосчитай ка".

Устный счёт.

- Нам необходимо составить выражения из данных цветков.

– Выполняя сложения, соедините на рисунке 1 суммы в порядке увеличения их значения, а на рисунке 2 – в порядке уменьшения их значения.

3. Следующая страна, в которую нам предлагает отправится Незнайка "Страна цифр".

Закрепление знания нумерации чисел от 11 до 20.

Работа с использованием сигнальных карточек.

– Увеличьте на 1 числа: 11, 15, 17, 19.

– Уменьшите на 1 числа: 13, 14, 19, 11.

– Назовите соседей числа: 15, 18, 11.

Работа в тетради (задания 2, 5, 7, с. 25).

Выполняют самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.

4. Незнайка очень даволен нашими результатами и предлагает отправится в страну под названием "Запоминайка".

Как вы думаете, что мы будем там делать?

Совершенно верно проверять наши знания. Все ли мы хорошо запомнили на прошлом уроке.

1. Разрядный состав чисел в пределах 20.

Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунки и выражения (с. 52, “Н”).

Образец рассуждения:

10 + 3: 1 десяток и 3 единицы – это 13.

13 – 3: 13 – это 1 десяток и 3 единицы. Из 1 десятка 3 единиц вычесть 3 единицы, получится 1 десяток, или число 10.

13 – 10: 13 – это 1 десяток и 3 единицы. Из 1 десятка 3 единиц вычесть 1 десяток, получится 3 единицы, то есть число 3.

Затем коллективно рассматриваются остальные случаи, которые проговариваются учащимися хором, а также разбирается задание 1 (с. 52); оно выполняется аналогично.

Работа в тетради.

Учащиеся выполняют в парах задание 1 (с. 26) с последующей фронтальной проверкой.

2. Решение выражений изученных видов.

Учащиеся выполняют задание 5 (с. 52 учебника). Выражения первого столбика решаются устно (с подробным объяснением), выражения 2 и 3-го столбиков – с комментированием.

5. Незнайка отправляет нас в страну "Задачкина".

Работа над задачами.

1. Подготовка к решению составных задач (задание 2, с. 52 учебника).

Учащиеся читают задачи и сравнивают их; выделяют условие и вопрос, данные и искомые числа в каждой задаче; высказывают мнение о том, связаны ли между собой задачи, и если связаны, то каким образом; решают каждую задачу; дают ответы на поставленные вопросы. Также к задачам могут быть составлены схемы.

2. Решение задач изученных видов (задания 4, 5, с. 26–27 тетради).

Учащиеся решают самостоятельно задачи по вариантам. Проверка с использованием сигнальных карточек.

– Покажите, каким действием решали первую задачу? Сколько цветков стало?

– Какое действие выбрали для решения второй задачи? Сколько машин осталось?

VI. Итог урока.

Незнай ка очень рад нашему рвению к знаниям и обещает придти к нам снова. Но перед тем, как уйти к следующим ученикам ему итересно знать.

Вопросы: С чем познакомились сегодня на уроке? Всё ли вам было понятно? Какое задание вызвало у вас затруднения? Что было самым интересным?

Покажите свое настроение по окончанию урока при помощи нашего светофора:

  • желтый свет - я все понял и мне понравилось,
  • зеленый свет - я немного затруднялся,
  • красный свет - много трудностей пришлось преодолеть.