Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Таким образом в корне изменяется работа ученика:
- Ученик систематически обучает себя осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- Ученик овладевает технологией диалога, учится ставить и адресовать вопросы.
- Ученик эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учится работать по правилу и творчески.
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Ученик добивается осмысления учебного материала, используя для этого специальные приемы.
- Ученик стремиться оценивать свое реальное продвижение.
- Ученик планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Все эти критерии направлены на изменение роли учителя на уроке. Роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией.
Учащиеся обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
А это значит изменение цели обучения. Претворение в реальную жизнь, введение в организации учебной деятельности, деятельностного подхода
Новая цель предполагает новые условия организации образовательного процесса. Сегодня реализация деятельностного подхода происходит в новом ключе - в ключе организации "Мышления" и Деятельности". Технологические моменты новой формы организации выражены в следующем:
- организация "Мышления";
- организация обмена мыследеятельностью на основе "Деятельности";
- организация мыследействия.
Суть нового подхода заключается в том, что на уроке рождается учебный диалог, где живое слово создает атмосферу живого мышления, живой мыслекоммуникации, живой жизнедеятельности по построению собственного саморазвития ребенка - учащегося, учащего себя умению учиться.
Щедровицкий в работе “Педагогика свободы” указывает 3 ипостаси развивающейся личности:
- Человек как носитель Мыследеятельности или элемент системы Мыследеятельности;
- Человек как источник нововведений и развития Мыследеятельности;
- Человек – гарант развития системы Мыследеятельности.
В начальном звене обучения мы должны создавать условия для осуществления первой ипостаси т.е. первого шага развития Мыследеятельности учащихся. Вместе с тем, эта ипостась предполагает развитие ребенка как человека, учение самореализации, как можно себя развивать, совершенствовать. Маленький человек начинает познавать окружающий мир, жить вместе с другими, проживать каждое мгновение своей жизни. Отсюда вытекает следующая задача: Как и в какой форме безболезненно включить ребенка в мыследеятельность, чтобы к концу обучения в начальном звене он стал носителем Мыследеятельности.
В итоге кропотливой работы с учащимися выстроилась примерно такая картина “вхождения в Мыследеятельность” по годам обучения в начальном звене с учетом психологических особенностей младшего школьника:
- В первом классе дети учатся умению прислушиваться к собственному “Я”;
- Во втором году обучения на первый план выходит отношение “Я” - другой “Я”, что означает, что в коллективе могут быть разные взгляды на один и тот же предмет;
- В третьем году пространство отношений меняется: в силу вступает отношение “Я” и “ТЫ”. Дети прислушиваются к мнению других, выражают свое согласие и несогласие;
- В четвертом классе ведущим отношением становится “Я” - “ТЫ” - “ОН”. Очень важен тем, что на этом этапе дети учатся принимать позиции друзей, в ходе обмена информации между учащимися, они сами решают проблемы, вносят дополнения и поправки.
Урок постановка рабочей задачи на уроках в младшем звене.
- Как сделать, чтобы каждый ребенок понял и принял задачу, которую должен решать на каждом уроке?
- Какую работу вести для успешного решения поставленной задачи?
- Что должен делать учащийся?
- Какие качества развиваются?
- Какой первый вопрос на начало урока призывает каждого ученика к действию?
Действия ребенка могут быть стихийными, эмоциональными это зависит от характера ребенка, от его нацеленности к новым открытиям, главное от того как он усвоил предыдущий учебный материал. Задача учителя заключается в создании условий для того, чтобы учащийся почувствовал уверенность, не навязывая умение строить алгоритм взаимосвязи учебного материала.
При этом вожно учитывать способность учащихся к усвоению в течении урока:
- 1-4 мин. – 60 % информации
- 5-23 мин. – 80 % информации
- 24-34 мин. – 50 % информации
- 35-45 мин. – 6 % информации
Какие ключевые вопросы можно использовать на разных этапах урока?
Мною и моими учениками выстроилась такая цепочка работы.
1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
Поэтому наши занятия начинаются с вопроса: Что мы проходили на прошлом занятии?
Этот вопрос нацелен на то, чтобы ребенок почувствовал себя уверенным, вспомнил и повторил наученный материал.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Актуализация предполагает вопрос: А что ты знаешь?
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Поэтому предполагается следующий вопрос: Что будем делать? На этот вопрос могут быть разные версии. Но чаще всего, связывая предыдущий учебный материал, дети задают иной вопрос: Все ли мы узнали? (например: об имени существительном?)
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Этот этап урока обычно начинается с вопроса: Что это? На данном этапе учащиеся озвучивают тему урока, ставят цель урока. Работа учителя на данном этапе заключается в создании различных учебных ситуаций для вхождения в мыследеятельность. Работа учащихся – осмысленное принятие темы и постановка цели для деятельности.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
Ключевым вопросом данного этапа мыследействия является: Как решить поставленную задачу? Анализ и выявление соответствия вопросов к теме, оценка соответствия ответа на вопрос “Что это?” Нахождение способа действия.
6. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Этап присвоения результата мыследействия в себе: Смогу ли я показать способ действия на схеме? Обмен позициями: Утверждение оценки соответствия ответа на вопрос “Что это?” Умение показать способ действия на схеме.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Этот этап предполагает повторное обращение к началу деятельности. Основные вопросы: Я понял ли способ действия? Я понимаю ли собственную мыследеятельность? Корректировка, уточнение ответа на вопрос “Что это?” обогащение ответа на вопрос “Что это?” вопросом “Зачем нам это?”
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Организация мыследеятельности в 4 “а” классе
Тема мыследеятельности: Дробь. Сравнение целого и частей целого.
Цель мыследеятельности: Научиться понимать, обсуждать и принимать способ решения проблемы.
Содержание деятельности | Обмен мыследеятельностью. | Результат мыследеятельности |
1 этап. Этап подготовки к мыследеятельности. Что такое “Деятельность”? | Высказывание своих позиций. | Уточнение понятия “Деятельность” и присвоение в себе. |
2 этап. Этап вхождения в
мыследеятельность. - Что это? - Почему нам дали это задание? - Какую проблему нам сегодня предстоит решить? |
Обмен позициями - Определение пошагового действия мыследеятельности: анализ соответствия действий с постановкой цели урока; - Внутренний диалог с самим собой – оборачивание на самого себя: нахождение ответа на вопрос “Что это?” - Осмысленная “упаковка” ключевого понятия на уровне понимания группы: проверка соответствия ответа на вопрос “Что это?” |
Принятие проблемы для его решения. |
3 этап. Этап мыследействия. Как определить какой из дробей больше, а какой меньше? | Обмен позициями на определение и
сравнение дробей. Анализ и выявление соответствия вопросов к теме, оценка соответствия ответа на вопрос “Что это?” |
Нахождение способа действия. |
4 этап. Этап присвоения результата мыследействия в себе. Смогу ли я показать способ действия на схеме? | Обмен позициями Утверждение оценки соответствия ответа на вопрос “Что это?” |
Умение показать способ действия на схеме. |
5 этап.
|
Обмен позициями Корректировка, уточнение ответа на вопрос “Что это?” обогащение ответа на вопрос “Что это?” вопросом “Зачем нам это?” | Уточнение собственного понимания
способа действия; Понимание понимания. |
Список литературы.
1. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС. Евгения Старостенко
2. Щедровицкий П.Г. Педагогика свободы.
3. УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС НОО