Урок русского языка по теме "Корень слова. Родственные слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Данная работа включает в себя конспект урока русского языка по теме “Корень слова. Родственные слова”, составленный для учеников 2 класса, обучающихся по программе Школа 2100, презентацию к уроку.

Тип урока урок открытия новых знаний
Цель урока сформировать понятие родственные слова, корень слова
Планируемый результат Предметные умения
  • сформировать умение находить однокоренные слова, выделять корень,
  • расширить словарный запас учащихся
Универсальные учебные действия

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • освоение умения однокоренные слова и выделять корень слова ,
  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Основные понятия корень слов, родственные слова, предложение, текст
Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Бунеевы, учебник русского языка 2 класс

мультимедийной сопровождение урока, индивидуальные рабочие листы, клей, памятка “Родственные слова. Корень слова”

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах

 I. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Ребята, положите перед собой рабочие листы, приготовьте ручки.

Внимательно послушайте задание.

Сейчас на минутке чистописания вы будете прописывать букву, которая обозначает согласный, твердый, парный, звонкий, парный звук в слове горе.

Что это за буква? Г

Посмотрите внимательно на экран, на рабочей строке вы прописываете чередование строчной буквы г и буквосочетание гр.

(выполнение задания, напомнить о посадке)

Обведите лучшую, по вашему мнению букву.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

Посмотрите на экран, сегодня мы с вами совершим путешествие в осенний лес. Скажите, что вы делаете осенью в лесу?

Как можно назвать людей, которые собирают грибы?

Прочитайте слова, записанные на экране про себя.

Прочитайте слова вслух.

Предлагаю вам задание – обсудите в парах, а затем запишите на рабочий лист только те слова, которые являются родственными.

Повторим перед началом работы правила работы в парах.

Проверим, какие вы выписали слова на свои рабочие листы.

Физминутка для глаз, рук.

А я выписала слово подберезовик.

Согласны ли вы со мной? Давайте разберемся. Какое задание вы получили? Как вы понимаете смысл словосочетания родственные слова?

Попробуйте доказать, что слово подберезовик является близким по смыслу к словам, записанным на экране.

Для этого давайте объясним значение каждого слова и словосочетания.

Так вот, значит подберезовик действительно родственное слово для этих слов, т.к. это тоже гриб, слово подберезовик получается близко им по смыслу.

Нет? Что же еще есть общего, кроме смысла у родственных слов? Общая часть?

Может кто-то сможет сказать, как называется эта общая часть? (корень слова)

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Давайте спланируем нашу работу

  1. Узнать, что такое родственные слова, корень слова
  2. Учиться находить родственные слова, корень слова

Как вы думаете, что нам будет нужно для того, чтобы правильно определять родственные слова? (объяснять значение слов, верно находить корень)

Вернемся к нашим словам. Давайте выделим на рабочих листах общую часть в этих словах. Выделим корень этих слов.

Попробуйте сформулировать правило, что же такое - родственные слова?

Это слова, имеющие общую часть, близкие по смыслу

Занесем это правило на ваши памятки. Приклейте нужные части правила с помощью клея на памятку. Какие части правила вам понадобятся?

Попробуйте, опираясь на то, что вы уже знаете сформулировать, что такое корень слова?

Корень – это общая часть родственных слов.

Давайте занесем это правило на вашу памятку, приклейте нужную часть.

Сверим наш вывод с выводом авторов в учебнике.

Откройте учебники на странице ____, найдите и прочитайте про себя правило.

Верен ли наш вывод? (прочитать правило еще раз вслух)

ФИЗМИНУТКА. Если я назову пару родственных слов, - вы хлопаете в ладоши, если пару слов, не являются родственными, то подпрыгиваете.

Нос-носатый, циркуль-цирк, дом-домишки, обед-стол, дом-дым, кот-котик, врач-доктор

Дети, а где вы слышали слово – корень? Какие, как вы думаете, еще могут быть значения у этого слова?

Давайте поищем ответ на этот вопрос в словаре (прочитать значения слова корень)

Как много значений у этого слова. Может кто-то может сказать, как называются слова, которые имеют много значений?

Какое из этих значений нам понадобится на уроках русского языка?

Оцените свою работу над этим заданием?

  • Какое задание выполняли?
  • Какое умение развивали?
  • Все ли получилось?

III. Развитие умений – применение знания.

1. Первичное закрепление.

Как много всего мы теперь знаем, попробуем применить наши знания, поработаем на своих листах.

Предлагаю вам выполнить задание, которое называется “Найди родственника”.

На ваших листах записаны группы слов, вам необходимо записать (подчеркнуть карандашом) через запятую только родственные слова и выделить в них общую часть, - корень

Горе, гора, горемыка, горный, горюшко, горевать

Водит, вода, водяной, водичка, водоем, переводит

Проверим. Какие родственные слова вы подчеркнули? Какие корни выделили?

Предлагаю вам выполнить еще одно интересное задание: запишите на свои рабочие листы группы однокоренных слов, выделяя корень.

Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.

Какие группы у вас получились? Какие корни выделили?

Оцените свою работу над этим заданием?

  • Какое задание выполняли?
  • Какое умение развивали?
  • Все ли получилось?

2. Упражнения по развитию мышления

Предлагаю вам более сложное задание. Поработайте в парах, составьте из карточек с предложениями текст, найдите в паре в этом тексте родственные слова, выпишите их на свои листы и выделите в этих словах корень.

Осенние листья медленно падают на землю.

Пришла осень

Они укрыли все вокруг цветным ковром.

Прочитайте, какой текст у вас получился? Какие родственные (однокоренные) слова, вы смогли в нем найти? Какой корень выделили?

Пришла осень. Осенние листья медленно падают на землю. Они укрыли все вокруг цветным ковром.

Слова: осень, осенние

Корень: осен

IV. Итог урока.

С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились? ( родственные слова, корень слова)

Как можно доказать, что слова являются родственными ? (должны иметь общую часть и близки по смыслу)

Что такое корень слова? (общая часть родственных слов)

Д/З

Дети, ваше домашнее задание находится на индивидуальных листах. Вам предложены 2 вида заданий, вы можете выбрать то, что вам по силам и выполнить его в своей рабочей тетради по русскому языку.

Ученики сами выбирают задание по силам

I уровень.

Списать, приписывая к данным словам по одному однокоренному. Выделить корень

Суп - хлеб - сахар - мыло - тигр -

II уровень.

Выбрать однокоренные слова, записать их в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.

Зимний, зеленеет, зима, зеленый, зелень, зимовать.

Рефлексия деятельности

  • Оцените свою работу на уроке?
  • Что для вас было наиболее сложным-легким?
  • Все ли было понятно? Возникли ли какие-то трудности?

Для этого вам нужно будет поднять карточку,

  • красная обозначает – испытываю затруднения (не понял до конца)
  • Синяя – все понял, но нужна помощь
  • Зеленая – все понял, смогу объяснить

Выберите нужную карточку и поднимите ее.

Спасибо вам за работу.