Цель: закрепление навыка образования и написания действительных и страдательных причастий
Задачи: повторение изученного материала по теме; закрепление умения написания суффиксов причастий; закрепление умения читать схемы и характеризовать по ним причастия
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса под ред. М.М. Разумовской, орфоэпический словарь
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Даны словосочетания (на доске или экране).
Обнаженный сад, мокрые листья, прозрачные дни, сохранившаяся листва, бирюзовое небо, зеленеющие поля, подгоняемая лодка, видимый холм, закурившийся туман, молчаливая дремота.
- В чем о особенность данных словосочетаний? (В них присутствуют причастия)
- Докажите свое мнение (Определяют морфологические признаки)
- Сделайте вывод: причастие - это...
3. - Запишем тему урока ("Повторение по теме "Образование причастий"), поставим перед собой цель. (Повторить сведения об образовании причастий)
- Как мы с вами будем добиваться этой цели? Какие задачи сформулируем? Для этого предлагаю составить план. (Учащиеся на черновиках самостоятельно пытаются составить план повторения материала)
Обобщение.
Примерный план:
1) Действительные и страдательные причастия
2) Образование действительных причастий (настоящего и прошедшего времени)
3) Образование страдательных причастий (настоящего и прошедшего времени)
Повторение материала по плану с приведением примеров.
4. Проверка домашнего задания (упр. 422 и 423). Необходимо определить морфологические признаки зашифрованных причастий и привести по два примера на каждую схему:
- основа инфинитива + вш/ш -ий,
- основа инфинитива + енн -ый,
- основа инфинитива +нн -ый,
- основа инфинитива + т - ый
- основа гл.наст.вр. +ущ/ющ- ий,
- основа гл.наст.вр + ащ/ящ -ий,
- основа гл.наст.вр +ем - ый,
- основа гл.наст.вр + им - ый
- В чем сходство и различие причастий, соответствующих данным схемам? (Это действительные и старательные причастия настоящего и прошедшего времени, сходство в форме единственного числа мужского рода именительного падежа)
- Объясните правописание суффиксов причастий.
5. Знакомство с рубрикой учебника "Возьмите на заметку!" на стр. 184.
- Какими важными сведениями пополнили свои знания о причастии? (Причастие сохраняет вид и возвратность глагола, от которого образовано)
Выполнение упр. 424 (Необходимо найти глагол, от которого образовано указанное причастие, аргументировать свое мнение):
- Решивший - решиться, решить, решать, решаться, прорешать.
- Учитывающий - учесть, зачесть, перечесть, учитываться, учитывать.
- Сложившийся - складываться, сложиться, складывать, сложить.
- Изучаемый - изучать, изучить, изучаться, изучиться.
- Смешивающийся - смешивать, смешать, смешаться, смешиваться.
(Правильные варианты: решить, учитывать, сложиться, изучать, смешиваться)
6. - Для чего мы с вами изучаем причастия? Какова их роль в языке? (Для обогащения своей речи, придания ей выразительности)
7. Предлагаем учащимся провести эксперимент, но для начала нужно поставить ударение в слове языков..й (языковОй эксперимент - имеющий отношение к изучаемому языку). Можно предложить заглянуть в орфоэпический словарь и уточнить разницу в значении слов языковОй- языкОвый.
Даны предложения (на доске или экране), которые нужно распространить причастиями:
1) В воде отражались травянистые берега. 2) Утки носились над озером и садились на воду близ охотничьих шалашей. 3) Отсветы из сада мягко зазеленели на потолке.
Дети делают вывод о том, что причастия действительно помогают нам сделать нашу речь выразительнее.
8. Домашнее задание (упр. 426 - рассказ на лингвистическую тему "Образование причастий" на основе материала параграфа 26 и ЗСП-10)
9. Подведение итогов урока. Выставление отметок.