Актуальность проекта, его цель и задачи.
Формирование патриотического сознания граждан России – главнейшая государственная задача. Исторический опыт убедительно доказывает, что моральный фактор, любовь и уважение к Отечеству играют огромную роль при защите Родины, создании экономического базиса и авторитета государства в мире. Одной из важнейших задач в области воспитания подрастающего поколения есть формирование у молодёжи уважительного отношения к армии, осознание своей конституционной обязанности, достойно выполнить свой долг по защите Отечества и быть способным применить свои духовные и физические качества. Важно и то, чтобы и сама армия вызывала уважение к себе. Военно-патриотическое воспитание юных граждан Р.Ф. есть действительно важное требование нашего времени, назревшая потребность духовной жизни нашего общества. За последние голы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников, лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми, 40 % имеют различную хроническую патологию. Как следствие, в Армию уходят юноши физически неподготовленные и с очень большой неохотой. По мнению большинства педагогов и медицинских работников, среди школьных факторов, негативно воздействующих на состояние здоровья учащихся, а также отрицательное отношение к службе в Армии имеют следующие:
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
- недостаток двигательной активности;
- недостаточная компетентность педагогов и родителей в вопросах подготовки к службе в ВС;
- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
- недостаточный уровень профилактической физкультурно-оздоровительной работы в школе.
Для решения данной проблемы необходимо срочное принятие практических мер, направленных на повышение физических и морально-волевых качеств учащихся, снижения уровня заболеваемости, положительного отношения к своему конституционному долгу. Реализация проекта “Физическая подготовка учащихся, как средство укрепления и сохранения здоровья будущих защитников Родины” позволит сохранить и укрепить здоровье юношей за счет расширения сферы физического воспитания, разнообразия форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми, увеличения двигательной активности учащихся в режиме дня, выявить прямую зависимость между физической подготовкой и военной, повысить уровень грамотности детей и их родителей в вопросах службы в Армии.
Данный проект реализуется на военно-полевых сборах учащихся 10-х классов и имеет долгосрочную перспективу, так как содействует формированию здорового образа жизни учащихся.
Цель проекта: создание оптимальных условий для физической и моральной подготовки учащихся 10-х классов, допризывного возраста, по выполнению своего долга перед Родиной, учитывая физиологические, психические и интеллектуальные возможности будущих защитников Отечества.
Задачи, решаемые внедрением проекта:
- развить посредством физической подготовки умения и навыки у учащихся-допризывников, необходимых будущему защитнику Отечества;
- формировать у старшеклассников потребность в здоровом образе жизни и желания быть полезным своей Родине;
- провести военно-полевые сборы и другие мероприятия, которые создают приближенные условия к армейской жизни;
- приобрести практический навык оказания доврачебной помощи;
- повысить грамотность учащихся, в вопросах улучшения таких физических качеств как сила, выносливость, быстрота, гибкость;
- ознакомить с различными видами деятельности Вооруженных сил Российской Федерации;
- оснастить материально-техническую базу гимназии;
- повысить квалификацию специалистов, занятых в сфере физического воспитания, физкультурно-оздоровительной работы в школе и ОБЖ;
Объект проекта: Учащиеся – юноши 10-классов
2. Условия для реализации проекта.
2.1. Организационные условия
2.1.1. В школе создана команда по реализации проекта.
Координацию деятельности педагогического коллектива, обучающихся, по реализации проекта осуществляет руководитель проекта - Мосягин Юрий Леонидович, учитель физической культуры и координатор проекта – Мотырева Марина Евгеньевна, заместитель директора по УВР. Так же будут привлечены учитель физической культуры, психолог, учитель ОБЖ, медицинский работник, классные руководители 10-х классов.
Командой разрабатывается планирование санитарно-гигиенической и спортивно-массовой работы по разделам: работа с педагогическими кадрами и техническим персоналом, работа с учащимися. Одним из направлений деятельности является диагностика и мониторинг физического состояния учащихся 10-х классов, как будущих солдат.
2.1.2 Наличие заинтересованных сторон.
Занятия на военно-полевых сборах органично дополняется сетевым взаимодействием с войсковой частью №58661-91. В ходе реализации проекта будет продолжено данное сотрудничество.
2.2. Методические условия
Имеются методические разработки педагогов на актуальные темы развития образования. Научно - теоретическая подготовка педагогов проводится через самообразование, заседание педагогических советов, постоянно действующие семинары, педагогические чтения по проблемам образования, курсовую подготовку на базе НИПКиПРО.
2.3. Педагогические условия.
2.3.1. Полная укомплектованность педагогами-специалистами.
Образовательный процесс на проекте осуществляют 4 человека, из них: Мосягин Ю.Л.(учитель физической культуры) - занятия по рукопашному бою, общефизической подготовке, Го и ЧС. Баленко С.Н. (учитель физической культуры) – строевая подготовка, огневая подготовка, основы военной службы. Баландина Е.А. (психолог) – основы военной службы, Го и ЧС. Фихтнер М.Ф. (медицинский работник) – оказание первой доврачебной помощи.
2.4. Материально-технические условия.
2.4.1.В гимназии создана хорошая материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для осуществление проекта на базе военно-полевых сборах, а также сохранения и укрепления здоровья учащихся:
- спортивный зал
- приспособленный спортивный зал (рукопашный бой)
- тренажерный зал
- стадион
- спортивный городок
- полоса препятствий
- медицинский кабинет
- кабинет педагога-психолога
- школьная столовая
- учебные кабинеты
3. Основные направления реализации проекта:
- физическая подготовка
- занятия по ГО и ЧС
- медицинская подготовка
- начальная военная подготовка
- огневая подготовка
- строевая подготовка
- приемы рукопашного боя
- экскурсия в В/Ч 58661-91
Сроки реализации проекта:
С 27мая по 31 мая 2013 г.на военно-полевых сборах учащихся 10-х классов Гимназии №6 г. Перми
4. Этапы реализации проекта
Проект реализуется в течение 27.05.-31.05.2013 г., состоит из трех этапов:
- 1 этап (подготовительный) – 20.05.-25.05. 2013 года;
- 2 этап (основной) – ноябрь – 27.05.-31.05. 2013 года;
- 3 этап (заключительный) – 01.06.- 07.06. 2013 года.
1 этап:
1. Изучение опыта проведения учебно-полевых сборов;
2. Исследование нормативно-правовой базы данных сборов;
3. Создание нормативно-правовой базы в ОУ: приказы, положение, расписание занятий;
4. Разработка системы отслеживания результатов как коллективных, так и индивидуальных;
5. Разработка Проекта “Физическая подготовка учащихся, как средство укрепления и сохранения здоровья будущих защитников Родины”
6. Мониторинг здоровья учащихся для создания банка данных о динамике здоровья на основе результатов диспансеризации.
2 этап:
1. Открытие военно-полевых сборов по особому плану;
2. Проведение пятидневных учебно-полевых сборов в ОУ по плану (приложение 1);
3. Организация выезда в В/Ч № 58661-91 по особому графику и плану;
4. Ежедневное подведение итогов сборов;
3 этаж:
1. Закрытие учебно-полевых сборов по отдельному плану;
2. Результаты сборов. Рефлексия (приложение 2);
3. Обобщение опыта (приложение 3).
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Предлагаемый проект является адаптивным. Его деятельность должна обеспечивать мониторинг здоровья участников образовательного процесса и факторов, его определяющих на будущие мероприятия по дальнейшему созданию условий для физического развития и укрепления здоровья допризывной молодежи. В ходе реализации данного проекта предполагается получение следующих результатов:
- мониторинг состояния физического здоровья и физической подготовленности будущих защитников Родины;
- создание условий для достаточной двигательной активности юношей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении;
- повышение мотивации учащихся к занятиям физическими упражнениями и ведению здорового образа жизни;
- рост уровня физического развития и физической подготовленности старшеклассников;
- совершенствование работы социально-психологических служб в оказании психолого-педагогической помощи в формировании здорового интереса к службе в Армии;
- повышение квалификации педагогов;