Программа лагеря "Юный эколог"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

" ...Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение,
но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие,
расширяет их кругозор, обогащает впечатление”.
К.Д. Ушинский

В настоящее время экологическое образование и воспитание – одно из направлений учебно-воспитательного процесса. Тема экологического образования актуальна и привлекательна, трудна и необходима. С развитием современных технологий новое поколение людей должно научиться жить в гармонии с природой – это сохранит не только природу, но и человека, который является частью природы. Знакомство с многообразием экосистем, включая особо охраняемые территории, а также населяющих их животных и растений, является необходимым условием для формирования у обучающихся экологически ориентированной системы ценностей и норм поведения.

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений. Это время, когда есть возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом. В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности и формирования установки на диалоговое отношение с природой.

А задачи педагогов, работающих с детьми в летний период, - помочь ученикам в формировании опыта участия в общественно - значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей; овладению умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем; в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и путей их решения.

Основная идея экологического лагеря - воспитание через деятельность. Подростки включены в разнообразную деятельность экологического характера: познавательную, ценностно-ориентировочную, эстетическую.

Каждый участник лагеря имеет право выбора того или иного вида деятельности, который соответствует его способностям, склонностям, интересам.

Форма проведения лагеря: стационарный, малозатратный.

Цель: организация познавательной, исследовательской и природоохранной деятельности.

Задачи лагеря:

  • вовлечь обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения;
  • обучить практическим навыкам экологических исследований;
  • повысить уровень экологического образования участников лагеря;
  • создание условий для проявления активной жизненной позиции и чувство личной ответственности за состояние природы родного края;
  • обеспечить летний отдых и оздоровление участников лагеря;
  • развить навыки трудовой деятельности.

Место проведения: школа

Экологическую программу лагеря можно условно разделить на 3 уровня: познавательный, эколого-обучающий и исследовательский.

  • Познавательный уровень предполагает знакомство участников лагеря с основными экологическими понятиями, объектами, закономерностями в популярной и занимательной формах. Эколого-обучающий уровень: экскурсии в природу, походы.
  • Исследовательский уровень предполагает проведение лабораторно - полевого практикума.
  • Для оздоровления участников лагеря предусмотрено полноценное трёхразовое питание, проведение спортивных мероприятий на школьной площадке, экскурсий, трудовых и экологических акций на природе, поездка на озеро или другой водоём, беседы с врачами – специалистами.

Количество участников: 20, все из малообеспеченных семей, в том числе подростки, находящиеся в социально – опасном положении и состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних.

Возраст участников: 12-16 лет

Методы реализации программных мероприятий

Методы оздоровления: витаминизация, закаливание, утренняя гимнастика, спортивные занятия и соревнования, беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, личный пример, вовлечение каждого в деятельность, самоуправление. Ученическое самоуправление в лагере – это управление деятельностью лагерного коллектива, осуществляемое участниками лагеря самостоятельно, основанное на инициативе, творчестве, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях.

Методы образования. Словесные методы - объяснение, беседа, рассказ, диалог. Наглядные - опыты, пособия, натуральные объекты.

Практические - распознавание и определение объектов, эксперимент, наблюдение, камеральная обработка собранных материалов, запись наблюдений.

Методы каникулярной педагогики

1. Методы игры и игрового тренинга.

Игра - многократно повторяется в жизни любого человека, становясь его воспитательным тренингом.

2. Методы состязательности.

Состязание – внутренняя “пружина” раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, побед над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности, кроме нравственной сферы.

3. Методы равноправного духовного контакта.

Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых “на равных” во всём.

4. Методы воспитывающих и творческих ситуаций - рефлексия, диалог, воодушевление и поддержка, коммуникативные связи и контакты и др.

5. Методы воодушевления – создание настроения, поощрение (поддержка, одобрение, положительная оценка).

6. Методы сдерживания отрицательного - сдержать негативное проявление можно намёком, иронией, взглядом, жестом, мимикой.

7. Методы информации и убеждения:

- информативные методы (разговор, рассказ, беседа);

- дискуссионные методы (спор, диспут);

- поисковые методы (работа с книгами, определителями, опросы, походы, экскурсии);

- акции милосердия к природе.

Критериями оценки эффективности реализованных мероприятий являются:

а) удовлетворённость участников лагеря программой и условиями проведения (по итогам анонимного анкетирования);

б) изменение отношения участников лагеря к природе (результаты психологического тестирования);

в) объём использования за отчетный период денежных средств от запланированного;

г) выполнение исследовательской программы лагеря - доля проведённых работ по отношению к запланированным;

д) оценка качества исследовательских работ, подготовленных обучающимися (независимое рецензирование специалистами);

е) освещение работы лагеря СМИ (по итогам публикаций в СМИ)

ж) отсутствие травматизма, заболеваний различного происхождения, удовлетворительное состояние здоровья участников лагеря (информационная справка медицинского работника)

Предполагаемые результаты программы

1. Повысится уровень теоретических знаний по экологии участников лагеря:

– об основных экологических группах растений, грибов, лишайников, животных своего края;

– о мониторинге окружающей среды;

– о методах исследовательской деятельности.

2. Приобретут навыки экологических исследований.

3. Создание ситуации успеха, поощрение достигнутого будет способствовать социальной активности участников лагеря и после окончания смены.

4. При хорошей организации питания, медицинском наблюдении и правильно организованных спортивных мероприятиях предполагается оздоровить детей.

5. Осуществление экскурсий, походов, поездок поможет участникам лагеря в обретении новых знаний о родном крае и убедит их в необходимости бережного отношения к природе.

6. Летняя занятость и трудовая деятельность детей в условиях неполного контроля со стороны родителей способствует профилактике правонарушений несовершеннолетними.

План мероприятий

Список мероприятий Сроки Исполнители Участники
Задача 1. Повышение уровня экологического образования участников лагеря
1. Структура экологических знаний (использование презентации, просмотр видеофильма по экологии).     Юные экологи
2. Экологический мониторинг и методы исследовательской деятельности, применяемые в экологии. Беседа с участниками лагеря.     Юные экологи
3. Основные группы растений, животных, грибов. Интерактивная игра     Юные экологи
4. Ознакомление с историко-культурными и природными особенностями своего края. Экскурсия и практическое занятие.     Юные экологи, организаторы лагеря, соорганизаторы лагеря
5. Страна, где рождаются реки. Экскурсия по музейным экспозициям эколого-исторического музея.     Юные экологи, родители, соорганизаторы лагеря
6. Тайны леса: история, знаменитые люди, легенды. Экскурсия и практическое занятие.     Юные экологи, родители, соорганизаторы лагеря
7. Взаимосвязь и взаимозависимость всего живого на Земле. Итоги работы экологического лагеря с использованием накопленного теоретического и практического материала, представленного в виде мультимедийных презентаций, дневников наблюдений     Юные экологи, учащиеся школ района, родители
Задача 2. Вовлечение участников лагеря в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения
1. Операция “Чистый двор”     Юные экологи, жители города
2. Операция “Живи, родник”     Юные экологи, родители
3. Экологическое краеведение. Однодневный поход на любой объект.     Юные экологи, родители
4. Трудовой десант     Юные экологи, производственная бригада школы
Задача 3. Обучение практическим навыкам экологических исследований
1.Гидробиологические исследования. Оценка экологического качества воды методом Майера и методом макроиндекса     Юные экологи, соорганизаторы лагеря
2. Лихеноиндикация.  Определение качества воздуха по формам эпифитных лишайников и степени  покрытия ими деревьев     Юные экологи, соорганизаторы лагеря
3. Оценка антропогенной нагрузки по экологическим группам грибов (или по разнообразию древоразрушающих грибов)     Юные экологи, соорганизаторы лагеря
4. Энтомологические исследования     Юные экологи, соорганизаторы лагеря
5. Оформление полевых дневников, составление сводного отчета об энтомофауне исследуемой территории     Юные экологи, соорганизаторы лагеря
Задача 4. Создание условий для проявления активной жизненной позиции и чувство личной ответственности за состояние природы родного края
1. Конкурс рисунков “Природа кричит SOS!”   Клуб по интересам “Акварель” Юные экологи
2.Информирование населения через СМИ о результатах экологических исследований, акций   Клуб по интересам “Юный корреспондент” Юные экологи, соорганизаторы лагеря
3. Познавательно-игровая интерактивная программа “Знатоки природы” (турнир команд)   Клуб по интересам “Юные эрудиты” Юные экологи, участники лагеря дневного пребывания
4. Конкурс поделок из природного материала “Природа и фантазия”   Клуб по интересам “Юные умельцы” Юные экологи, родители
Задача 5. Обеспечение летнего отдыха и оздоровления
1. Утренняя зарядка     Юные экологи
2. Беседа “Как научиться противостоять зависимости”     Юные экологи, участники лагеря дневного пребывания
3. Беседа “Курение – эпидемия 21 века”     Юные экологи, участники лагеря дневного пребывания
4. Беседа о ЗОЖ, болезнях, факторах риска     Юные экологи, участники лагеря дневного пребывания
5. Интерактивная беседа с элементами тренинга. Профилактика нарушения школьной адаптации. Стресс как причина школьной дезадаптации     Юные экологи, участники лагеря дневного пребывания
6. Беседа с врачом акушером-гинекологом     Юные экологи, участники лагеря дневного пребывания (девочки)
7. Оздоровительная поездка на озеро     Юные экологи, родители
8. Спортивные соревнования по футболу, баскетболу или волейболу на спортивной площадке     Юные экологи, участники лагеря дневного пребывания
9. Витаминизированное питание в школьной столовой     Юные экологи
10. Профилактические осмотры: взвешивание, измерение роста     Юные экологи
11. Текущие инструктажи по технике безопасности     Юные экологи

Основные риски в реализации проекта

№ п/п Описание риска Вероятность риска Методы предупреждения
1. Отказ партнеров от участия в проекте 5% Разработка мероприятий, которые смогут заинтересовать партнеров по реализации проекта в удобное для них время
2. Невозможность поставки партнерами конкретного оборудования (лабораторного), предусмотренного в рамках программы лагеря 5 % Предоставление школьных лабораторий с аналогичной спецификаций
3. Нарушение исполнительской дисциплины работниками учреждения – несвоевременная подготовка необходимой документации 10% Стимулирование работников за своевременность исполнения за счет средств стимулирующей части ФОТ образовательного учреждения
4. Зависимость от метеорологических условий 15% Работа в МУП ЖКХ, в теплице, поездки в музей
5. Внезапная болезнь специалиста 1-2% Привлечение резерва педагогических кадров, работающих в Доме детского творчества, в лагере дневного пребывания
6. Недостаточность спортивного и игрового инвентаря 5% Использование участниками лагеря личного спортивного и игрового инвентаря