Пояснительная записка
" ...Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение,
но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие,
расширяет их кругозор, обогащает впечатление”.
К.Д. Ушинский
В настоящее время экологическое образование и воспитание – одно из направлений учебно-воспитательного процесса. Тема экологического образования актуальна и привлекательна, трудна и необходима. С развитием современных технологий новое поколение людей должно научиться жить в гармонии с природой – это сохранит не только природу, но и человека, который является частью природы. Знакомство с многообразием экосистем, включая особо охраняемые территории, а также населяющих их животных и растений, является необходимым условием для формирования у обучающихся экологически ориентированной системы ценностей и норм поведения.
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений. Это время, когда есть возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом. В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности и формирования установки на диалоговое отношение с природой.
А задачи педагогов, работающих с детьми в летний период, - помочь ученикам в формировании опыта участия в общественно - значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей; овладению умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем; в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и путей их решения.
Основная идея экологического лагеря - воспитание через деятельность. Подростки включены в разнообразную деятельность экологического характера: познавательную, ценностно-ориентировочную, эстетическую.
Каждый участник лагеря имеет право выбора того или иного вида деятельности, который соответствует его способностям, склонностям, интересам.
Форма проведения лагеря: стационарный, малозатратный.
Цель: организация познавательной, исследовательской и природоохранной деятельности.
Задачи лагеря:
- вовлечь обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения;
- обучить практическим навыкам экологических исследований;
- повысить уровень экологического образования участников лагеря;
- создание условий для проявления активной жизненной позиции и чувство личной ответственности за состояние природы родного края;
- обеспечить летний отдых и оздоровление участников лагеря;
- развить навыки трудовой деятельности.
Место проведения: школа
Экологическую программу лагеря можно условно разделить на 3 уровня: познавательный, эколого-обучающий и исследовательский.
- Познавательный уровень предполагает знакомство участников лагеря с основными экологическими понятиями, объектами, закономерностями в популярной и занимательной формах. Эколого-обучающий уровень: экскурсии в природу, походы.
- Исследовательский уровень предполагает проведение лабораторно - полевого практикума.
- Для оздоровления участников лагеря предусмотрено полноценное трёхразовое питание, проведение спортивных мероприятий на школьной площадке, экскурсий, трудовых и экологических акций на природе, поездка на озеро или другой водоём, беседы с врачами – специалистами.
Количество участников: 20, все из малообеспеченных семей, в том числе подростки, находящиеся в социально – опасном положении и состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних.
Возраст участников: 12-16 лет
Методы реализации программных мероприятий
Методы оздоровления: витаминизация, закаливание, утренняя гимнастика, спортивные занятия и соревнования, беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, личный пример, вовлечение каждого в деятельность, самоуправление. Ученическое самоуправление в лагере – это управление деятельностью лагерного коллектива, осуществляемое участниками лагеря самостоятельно, основанное на инициативе, творчестве, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях.
Методы образования. Словесные методы - объяснение, беседа, рассказ, диалог. Наглядные - опыты, пособия, натуральные объекты.
Практические - распознавание и определение объектов, эксперимент, наблюдение, камеральная обработка собранных материалов, запись наблюдений.
Методы каникулярной педагогики
1. Методы игры и игрового тренинга.
Игра - многократно повторяется в жизни любого человека, становясь его воспитательным тренингом.
2. Методы состязательности.
Состязание – внутренняя “пружина” раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, побед над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности, кроме нравственной сферы.
3. Методы равноправного духовного контакта.
Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых “на равных” во всём.
4. Методы воспитывающих и творческих ситуаций - рефлексия, диалог, воодушевление и поддержка, коммуникативные связи и контакты и др.
5. Методы воодушевления – создание настроения, поощрение (поддержка, одобрение, положительная оценка).
6. Методы сдерживания отрицательного - сдержать негативное проявление можно намёком, иронией, взглядом, жестом, мимикой.
7. Методы информации и убеждения:
- информативные методы (разговор, рассказ, беседа);
- дискуссионные методы (спор, диспут);
- поисковые методы (работа с книгами, определителями, опросы, походы, экскурсии);
- акции милосердия к природе.
Критериями оценки эффективности реализованных мероприятий являются:
а) удовлетворённость участников лагеря программой и условиями проведения (по итогам анонимного анкетирования);
б) изменение отношения участников лагеря к природе (результаты психологического тестирования);
в) объём использования за отчетный период денежных средств от запланированного;
г) выполнение исследовательской программы лагеря - доля проведённых работ по отношению к запланированным;
д) оценка качества исследовательских работ, подготовленных обучающимися (независимое рецензирование специалистами);
е) освещение работы лагеря СМИ (по итогам публикаций в СМИ)
ж) отсутствие травматизма, заболеваний различного происхождения, удовлетворительное состояние здоровья участников лагеря (информационная справка медицинского работника)
Предполагаемые результаты программы
1. Повысится уровень теоретических знаний по экологии участников лагеря:
– об основных экологических группах растений, грибов, лишайников, животных своего края;
– о мониторинге окружающей среды;
– о методах исследовательской деятельности.
2. Приобретут навыки экологических исследований.
3. Создание ситуации успеха, поощрение достигнутого будет способствовать социальной активности участников лагеря и после окончания смены.
4. При хорошей организации питания, медицинском наблюдении и правильно организованных спортивных мероприятиях предполагается оздоровить детей.
5. Осуществление экскурсий, походов, поездок поможет участникам лагеря в обретении новых знаний о родном крае и убедит их в необходимости бережного отношения к природе.
6. Летняя занятость и трудовая деятельность детей в условиях неполного контроля со стороны родителей способствует профилактике правонарушений несовершеннолетними.
План мероприятий
Список мероприятий | Сроки | Исполнители | Участники |
Задача 1. Повышение уровня экологического образования участников лагеря | |||
1. Структура экологических знаний (использование презентации, просмотр видеофильма по экологии). | Юные экологи | ||
2. Экологический мониторинг и методы исследовательской деятельности, применяемые в экологии. Беседа с участниками лагеря. | Юные экологи | ||
3. Основные группы растений, животных, грибов. Интерактивная игра | Юные экологи | ||
4. Ознакомление с историко-культурными и природными особенностями своего края. Экскурсия и практическое занятие. | Юные экологи, организаторы лагеря, соорганизаторы лагеря | ||
5. Страна, где рождаются реки. Экскурсия по музейным экспозициям эколого-исторического музея. | Юные экологи, родители, соорганизаторы лагеря | ||
6. Тайны леса: история, знаменитые люди, легенды. Экскурсия и практическое занятие. | Юные экологи, родители, соорганизаторы лагеря | ||
7. Взаимосвязь и взаимозависимость всего живого на Земле. Итоги работы экологического лагеря с использованием накопленного теоретического и практического материала, представленного в виде мультимедийных презентаций, дневников наблюдений | Юные экологи, учащиеся школ района, родители | ||
Задача 2. Вовлечение участников лагеря в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения | |||
1. Операция “Чистый двор” | Юные экологи, жители города | ||
2. Операция “Живи, родник” | Юные экологи, родители | ||
3. Экологическое краеведение. Однодневный поход на любой объект. | Юные экологи, родители | ||
4. Трудовой десант | Юные экологи, производственная бригада школы | ||
Задача 3. Обучение практическим навыкам экологических исследований | |||
1.Гидробиологические исследования. Оценка экологического качества воды методом Майера и методом макроиндекса | Юные экологи, соорганизаторы лагеря | ||
2. Лихеноиндикация. Определение качества воздуха по формам эпифитных лишайников и степени покрытия ими деревьев | Юные экологи, соорганизаторы лагеря | ||
3. Оценка антропогенной нагрузки по экологическим группам грибов (или по разнообразию древоразрушающих грибов) | Юные экологи, соорганизаторы лагеря | ||
4. Энтомологические исследования | Юные экологи, соорганизаторы лагеря | ||
5. Оформление полевых дневников, составление сводного отчета об энтомофауне исследуемой территории | Юные экологи, соорганизаторы лагеря | ||
Задача 4. Создание условий для проявления активной жизненной позиции и чувство личной ответственности за состояние природы родного края | |||
1. Конкурс рисунков “Природа кричит SOS!” | Клуб по интересам “Акварель” | Юные экологи | |
2.Информирование населения через СМИ о результатах экологических исследований, акций | Клуб по интересам “Юный корреспондент” | Юные экологи, соорганизаторы лагеря | |
3. Познавательно-игровая интерактивная программа “Знатоки природы” (турнир команд) | Клуб по интересам “Юные эрудиты” | Юные экологи, участники лагеря дневного пребывания | |
4. Конкурс поделок из природного материала “Природа и фантазия” | Клуб по интересам “Юные умельцы” | Юные экологи, родители | |
Задача 5. Обеспечение летнего отдыха и оздоровления | |||
1. Утренняя зарядка | Юные экологи | ||
2. Беседа “Как научиться противостоять зависимости” | Юные экологи, участники лагеря дневного пребывания | ||
3. Беседа “Курение – эпидемия 21 века” | Юные экологи, участники лагеря дневного пребывания | ||
4. Беседа о ЗОЖ, болезнях, факторах риска | Юные экологи, участники лагеря дневного пребывания | ||
5. Интерактивная беседа с элементами тренинга. Профилактика нарушения школьной адаптации. Стресс как причина школьной дезадаптации | Юные экологи, участники лагеря дневного пребывания | ||
6. Беседа с врачом акушером-гинекологом | Юные экологи, участники лагеря дневного пребывания (девочки) | ||
7. Оздоровительная поездка на озеро | Юные экологи, родители | ||
8. Спортивные соревнования по футболу, баскетболу или волейболу на спортивной площадке | Юные экологи, участники лагеря дневного пребывания | ||
9. Витаминизированное питание в школьной столовой | Юные экологи | ||
10. Профилактические осмотры: взвешивание, измерение роста | Юные экологи | ||
11. Текущие инструктажи по технике безопасности | Юные экологи |
Основные риски в реализации проекта
№ п/п | Описание риска | Вероятность риска | Методы предупреждения |
1. | Отказ партнеров от участия в проекте | 5% | Разработка мероприятий, которые смогут заинтересовать партнеров по реализации проекта в удобное для них время |
2. | Невозможность поставки партнерами конкретного оборудования (лабораторного), предусмотренного в рамках программы лагеря | 5 % | Предоставление школьных лабораторий с аналогичной спецификаций |
3. | Нарушение исполнительской дисциплины работниками учреждения – несвоевременная подготовка необходимой документации | 10% | Стимулирование работников за своевременность исполнения за счет средств стимулирующей части ФОТ образовательного учреждения |
4. | Зависимость от метеорологических условий | 15% | Работа в МУП ЖКХ, в теплице, поездки в музей |
5. | Внезапная болезнь специалиста | 1-2% | Привлечение резерва педагогических кадров, работающих в Доме детского творчества, в лагере дневного пребывания |
6. | Недостаточность спортивного и игрового инвентаря | 5% | Использование участниками лагеря личного спортивного и игрового инвентаря |