Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках интегрированных уроков (история + МХК) в школьном музее "И помнит мир спасенный…"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Школьный музей играет важную роль в современной школе, его перспективы огромны. Многое зависит от умений педагогов привлечь, заинтересовать, вдохновить учащихся.

Проводя экскурсионную работу в школьном музее на протяжении ряда лет, мы встречали просьбы учащихся о возможности им самостоятельно проводить уроки в музее для одноклассников. Совместный проект интегрированных уроков истории и МХК в музее ГБОУ ЦО № 1941 “И помнит мир спасенный...” стал откликом педагогов на эти просьбы.

Целями данной работы стали:

Образовательные

  • привлечь внимание учащихся к изучению военной тематики, закрепить и углубить их знания через создание ярких, образных уроков-экскурсий;

Развивающие

  • для учеников-экскурсоводов – сформировать навыки проведения уроков-экскурсий;
  • для учеников-слушателей - развить способности и навыки, слушая рассказ, выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы;

Воспитательные

  • формирование патриотизма, гражданской и нравственной позиции учащихся, чувства гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины, к людям, защищавшим ее от врагов.

Первый подготовительный этап работы по проведению данных уроков потребовал серьезного внимания, большого количества времени и труда учеников и педагогов.

Его основным содержанием явилось знакомство учащихся-экскурсоводов с основными разделами школьного музея, посвященными главным сражениям Великой Отечественной войны: защите Брестской крепости, битве под Москвой, блокаде Ленинграда, мужеству Сталинграда и Курска. Большим подспорьем в работе стали стенды о борьбе партизан и подпольщиков в тылу врага, о “Маршале Победы” Г.К. Жукове, о героях Советского Союза Западного округа города Москвы, что сделало представления учащихся о событиях Великой Отечественной войны более конкретными, связанными с именами людей, живших и живущих рядом с нами. Именно на этом этапе происходило освоение учениками музейной терминологии, овладение основными приемами ведения уроков-экскурсий.

Вторым важным этапом в работе был выбор темы, подготовка и проведение первого урока-экскурсии “1943 год переломный этап в борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне”.

На протяжении этого этапа основной задачей педагогов стала активизация интереса учащихся к самостоятельным исследованиям, помощь им в овладении практическими навыками поисковой исследовательской деятельности, в правильном оформлении результатов своей работы.

Третьим не менее важным этапом работы над данным проектом был подробный анализ состоявшегося урока, внимательное изучение полученных рецензий и рекомендаций. На этом этапе к участию в проекте присоединились новые учащиеся.

Следующим закономерным этапом явился выбор темы нового интегрированного урока в музее – “Москва в годы Великой Отечественной войны”, его подготовка и проведение.

Работа над проектом продолжается, вместе с ним растут наши ученики.

Таким образом, интегрированные уроки истории и МХК в школьном музее стали эффективным приемом активизации познавательной деятельности учащихся, одним из инструментов в достижении поставленных педагогами целей.