Тип урока: урок развития речи
Базовый учебник: Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева ("Школа-2100), 12 урок в теме “Причастие”
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР, используемые на уроке.
Цели:
- закрепить знания учащихся по теме “Причастие”
- формировать и развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности;
- развивать устную и письменную речь учащихся на основе описания природы;
- формировать ИКТ- компетентность учащихся;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю, его истории
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.
2. Определение темы и цели. Мотивация учащихся.
Учитель: Вот и наступила весна. Правда, пока только по календарю. Но с каждым днём солнце теплее, серой тушью красит дороги, тропинки. Днём весна настойчиво гонит зиму, а ночью куда-то прячется от последних морозцев... В марте всё интересно. Каждый день что-то меняет в природе. Сегодня мы будем говорить о приметах весны, о первом весеннем месяце марте. Одновременно вспомним и закрепим знания, полученные в ходе изучения темы “Причастие”.
- Обращение к эпиграфу урока, запись в тетрадях:
День длиннее, солнце выше,
Яркий свет слепит глаза.
Барабанят капли с крыши,
Голубеют небеса...
С.Куликов
3. Актуализация знаний. Работа с текстом.
Учитель: Познакомьтесь с текстом “Происхождение названия месяца март” и выпишите в тетрадь названия марта, данное этому месяцу нашими предками:
“Имя марту дали римляне в честь бога войны Марса или бога производительной силы природы Мартиуса. Древние русичи называли первый месяц весны мягче – берёзозол, соковник. Наши предки применяли подсечную систему земледелия. Они жили в непроходимых лесах и отвоёвывали поля у лесов. В феврале деревья секли, а в марте они, поваленные, сохли. Вот откуда март – сухой.
Но в любом случае этот переменчивый месяц, во многом находящийся под властью не желающей сдаваться зимы, медленно, но верно готовит всё сущее к весеннему пробуждению”.
(учащиеся читают распечатанный текст, выписывают в тетради названия месяца в Древней Руси: берёзозол, соковник, протальник, весновей)
Учитель: А как называют этот месяц в Коми крае? (в Коми март называют рака, это месяц активности ворон и прилёта грачей)
Учитель: Обратите внимание: какое многообразие названий марта! О чём это говорит? (Март многолик, неповторим)
4. Экскурсия по выставке.
Учитель: К теме весны обращались во все времена художники и музыканты (И - модуль. П.Чайковский. Март. Песнь жаворонка )
(учитель демонстрирует картину И. Левитана “Март”, предлагает познакомиться с содержанием учебного модуля)
Учитель: Каким настроением пронизано произведение П.Чайковского? (ответы детей)
Учитель: О многоликости первого весеннего месяца – ваши рисунки (учащиеся комментируют свои работы, называя приметы весны)
5. Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель: Сегодня мы не просто говорим о весне, но и закрепляем знания по теме “Причастие” (И-модуль. Причастие. Употребление причастий в речи)
(учитель демонстрирует учебный модуль, комментирует его страницы, обращает особое внимание на стр.5 – морфологические нормы употребления причастий)
6. Работа с текстом.
Учитель: Предлагаю вам прочитать стихотворение нашей землячки Яны Калистратовой “Встреча весны” и выполнить задания к тексту.
Ручей в проталинах журчит,
Поёт капель, и светит солнце,
Синичка весело звенит,
Подмигивает мне в оконце.
Вокруг – природы торжество,
На ветках серебрятся почки,
И в лужах плещет синева...
День – и появятся листочки!
- Задания к тексту: выписать из текста глаголы; образовать от глаголов причастия, выделив суффиксы прошедшего и настоящего времени.
(учитель контролирует работу учеников, при необходимости – помогает)
7. Анализ домашних сочинений-миниатюр “Весна пришла”.
Учитель: Несмотря на достоинства причастий, совмещающих в себе “силу имени и глагола”, в обычной речи они встречаются редко. А.С.Пушкин писал об этом так: “Причастия обыкновенно избегают в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, мы говорим: которая скачет”. Однако в письменной речи, там, где нужен пафос, торжественность, краткость, причастия просто необходимы. Дома вы писали миниатюру “Весна пришла” с обязательным использованием причастий. Проверим, как вы справились с заданием.
(учащиеся зачитывают свои работы, одноклассники оценивают)
Учитель: Вы сами убедились в том, что наша речь с использованием причастий становится более точной, весомой, краткой.
8. Работа по определению морфологических признаков причастия.
Учитель: Что означают слова А.С.Пушкина о том, что причастие “совмещает в себе силу имени и глагола”? (причастия совмещают в себе признаки двух частей речи- глагола (от него образуются) и прилагательного (обозначают признак предмета по действию)
Учитель: Предлагаю вам проверить свои знания, поработав с электронным ресурсом (К-модуль
Причастие. Употребление причастий в речи)
(учащиеся работают с тестом, учитель комментирует результаты работы учеников.)
9. Творческая работа в группах по оформлению открытки.
Учитель: Каждый месяц несёт с собою определённые события. Чем же знаменит март? (В марте родились знаменитые люди: композитор Шопен, писатель Ю.Олеша, лингвист А.В.Щерба, сказочник П.Ершов, наш земляк, певец Валерий Леонтьев)
Учитель: Давайте поговорим о тех ребятах нашего класса, кто родился в марте (учащиеся называют имена одноклассников, родившихся в марте)
Учитель: Дома вы заготовили шаблоны поздравительных открыток. Предлагаю заполнить их, поздравив одноклассника с Днём рождения. При этом вы должны использовать причастия.
(учащиеся работают в группах, заполняя открытки, затем готовые открытки вручают именинникам, читая поздравление вслух)
Учитель: Обратите внимание, ваши поздравления звучали торжественно именно благодаря использованным причастиям.
10. Словарная работа.
Учитель: Именно в марте отмечается Международный день театра.
(ученики слушают сообщение о происхождении Дня театра)
- 27 марта в Древней Греции проходили Великие Дионисии – праздники в честь бога виноделия Диониса. Они сопровождались шествиями и безудержным весельем. Непременно были ряженые, игравшие на музыкальных инструментах. В нашей стране День театра отмечают с 1962 года. Отцом русского театра считают Фёдора Григорьевича Волкова. Актёр и театральный деятель, он организовал в 1750 году первый публичный театр.
Учитель: Что объединяет эти слова: спектакль, зритель, партер, ложа, сцена, актёр, аплодисменты? (это театральная лексика)
- Учитель предлагает записать данные слова, подобрав к ним причастия (учащиеся составляют словосочетания)
11. Инсценирование пьесы.
Учитель: Предлагаю вам перенестись в любительский театр и посмотреть сцену спектакля “Двенадцать месяцев”.
(учащиеся смотрят сцену в исполнении одноклассников)
12. Домашнее задание.
Учитель: Дома вам предстоит написать сочинение-миниатюру “В театре”. Непременным условием будет использование причастий в сочинении.
(учащиеся записывают домашнее задание)
13. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Мы говорили сегодня с вами о весне, замечательном времени года. Какие эмоции вы испытывали в течение урока? (радость от предчувствия весны, обновления в природе и душе)
Учитель: - Каким стал для вас урок? Попробуйте выразить свои впечатления от урока одним словом – причастием (увлекающим, научившим, воспитавшим, обучающим)
- Учитель благодарит всех за работу на уроке.